Архив Ваада России

Путеводитель

Ряд отечественных общественных организаций являются прямыми или косвенными преемниками диссидентских течений советских времен, и обладают документами независимых от властей общественных и национальных движений существовавших в СССР в 1960 - 1980-е годы.

К их числу относится и Федерация еврейских организаций и общин - Ваад России, в чьем архиве сохранились материалы по истории еврейского независимого движения (ЕНД) 60-80-х годов прошлого века. Они дают представление о том, как возникло и развивалось одно из самых заметных течений советского диссента. Немаловажно и то, что материалы Архива Ваада, относящиеся к периоду перестройки и постсоветской эпохи позволяют проследить историю создания легальных еврейских организаций и возрождение еврейской общины в России и в других новых независимых государствах, возникших на территории бывшего СССР.

При составлении путеводителя особое внимание было уделено коллекции документов Движения, восходящих к советской эпохе. Эта коллекция весьма ценна для исследования активности т.н. "культурного" ("культурнического"1) крыла Движения. В немалой степени благодаря просветительским усилиям его активистов в СССР возник феномен неофициальной еврейской культуры, преемником которой является современная еврейская культура на русском языке, существующая в России и на постсоветском пространстве, в Израиле и странах Запада.

Путеводитель по Архиву Ваада является первым шагом по ведению в научный оборот материалов по истории ЕНД, - неотъемлемой части советского диссента. Значительная часть материалов по этой теме, отложившихся в архивных коллекциях негосударственных общественных организаций и личных архивах все еще не доступна. Составление путеводителя стало возможным благодаря совместным усилиям Ваада России - старейшей общероссийской еврейской организации и Научно-исследовательского правозащитного центра "Мемориал", обладающего неоспоримым авторитетом в области изучения истории инакомыслия в СССР, и служит примером эффективности объединения усилий негосударственных общественных организаций по сохранению и представлению широкой публике архивных собраний. "Мемориал" и Ваад России считают целесообразным кооперацию общественных организаций в этом направлении и приглашают к сотрудничеству все заинтересованные стороны.

Электронная версия Путеводителя размещена на сайтах Ваада (www.eajc.org) и "Мемориала" (www.memo.ru).

Для работы с материалами архива необходимо направить в Ваад России заявку, содержащую формулировку темы исследования, предполагаемые даты и сроки работы в архиве.

Адрес: Россия, 117334 Москва, Варшавское шоссе д. 71 Ваад России
Телефон/Факс: (095) 110 8611
E-mail: vaad-rus@mtu-net.ru (Салганик Диана Лазаревна)

Слово ваад в переводе с языка иврит означает "совет". Еще в XVI в. под этим названием объединялись многочисленные еврейские общины Восточной Европы. Сегодня в состав Ваада России входят около 150 местных и региональных еврейских общественных организаций в 75 городах РФ, поставивших себе целью возродить еврейскую общину России и обеспечить национальные, культурные и политические права еврейского населения нашей страны.

В декабре 1989 г. в Москве собрался первый съезд евреев СССР, учредивший Ваад. Весной 1992 г. в Нижнем Новгороде состоялся учредительный съезд российского Ваада, определивший координационный, информационный и представительский характер деятельности объединения.

Ваад России разрабатывает стратегию развития еврейской национально-культурной жизни. Члены Федерации осуществляют многообразные проекты в области культуры, образования, противодействию фашизму и антисемитизму, правозащитной деятельности, социальной помощи и благотворительности, молодежной, женской работы, межконфессионального диалога. Под эгидой Ваада издаются газеты и журналы в разных регионах страны от Санкт-Петербурга и Москвы до Сибири и Дальнего Востока. Ваад сотрудничает с религиозными и донорскими еврейскими организациями России, выступил инициатором образования Конгресса национальных объединений России (КНОР). Члены Федерации участвовали в разработке федерального закона "О национально-культурной автономии". Начиная с 1996 г. Ваад инициировал и координировал создание в РФ сети местных и региональных еврейских национально-культурных автономий. В 1999 г. в Москве была создана Федеральная еврейская национально-культурная автономия (ФЕНКА). Президент Ваада одновременно является сопредседателем ФЕНКА и представляет ее в Консультативном совете по делам национально-культурных автономий при Правительстве РФ. По поручению ФЕНКА Ваад приступил к разработке федеральных программ еврейского национально-культурного развития.

В настоящий момент Ваад поддерживает постоянные информационные и рабочие контакты с многочисленными еврейскими организациями и общинами в России, получая в год более 200 обращений и просьб о помощи и поддержке и используя все свои возможности и связи для оказания необходимой помощи.

Ваад России имеет обширные международные контакты, находится в постоянной связи с руководством еврейских общин стран бывшего Советского Союза, с которыми он координирует свою деятельность в рамках консультативного Ваада СНГ. Регулярные контакты связывают Ваад с еврейскими общинами Европы, Америки, с правительством и общественными организациями Израиля. Ваад имеет представительство во Всемирном Еврейском Конгрессе, Всемирной Сионистской Организации, Еврейском Агентстве, Европейском Совете Еврейских Общин. Многолетние партнерские отношения связывают Федерацию с большинством международных и зарубежных организаций, осуществляющих гуманитарное и культурное содействие еврейской общине России.

Ваад возглавляет Президент, профессор Михаил Анатольевич Членов, переизбранный в этой должности в 1999 г. Вице-президент - Роман Иделович Спектор, исполнительный директор - Диана Лазаревна Салганик. Высшим органом Ваада является Съезд, созываемый раз в 4 года. В промежутках между Съездами управление Федерацией осуществляется Советом из 32 человек и Президиумом из 13 человек.

Основными структурными подразделениями Федерации являются Региональные центры и Советы.

Введение

Путеводитель по Архиву Федерации еврейских организаций и общин - Ваада России (далее - Архив Ваада) является первым, и пока единственным, завершенным элементом научно-справочного аппарата архива. Его созданию предшествовали работа, связанная с фондированием и проведением меж- и внутрифондовой систематизации документов. Эту работу составители путеводителя - С.Чарный (историк, сотрудник программы "История инакомыслия в СССР" НИПЦ "Мемориал") и Н.Членова (архивист, хранитель фондов архива Ваада) проделали в течении осени-зимы 2001/2002. С.Чарный составил также примерные описи к коллекции ЕНД. Предыдущая попытка создать научно-справочный аппарат к архиву предпринималась в начале 1990-х бывшим хранителем фондов Л.Евстифеевой. Ею было составлено описание на уровне единиц хранения. К сожалению, эта опись, существовавшая в единственном экземпляре, была утрачена.

На постсоветском пространстве насчитывается не так уж много архивных коллекций с значительной долей документов независимых движений, действовавших в СССР и республиках б.СССР в 1960-х-1990-х. В советские времена документы ЕНД становились объектом внимания зарубежных архивистов или органов КГБ. В постсоветский период изменения ситуации в лучшую сторону, как того можно было бы ожидать в связи с исчезновением цензурных и иных запретов, не произошло. За границей подобные проекты, такие, как Центр документации и исследований восточноевропейского еврейства (Израиль) были свернуты в конце 1990-х. Ни в одной из еврейских организаций России и ближнего зарубежья, до сих пор, вопрос об описании своих архивных собраний, насколько нам известно, вообще не ставился и путеводитель - по сути первый подобный опыт.

Путеводитель содержит краткий обзор истории создания архива, охватывающий период с конца 1970-х по настоящее время, а также очерк истории организации - хранителя архива - Ваада России. В нем приведены сведения обо всех пяти архивных фондах, относящихся как к советскому, так и к постсоветскому периоду: Еврейского независимого движения (ЕНД), Ваада СССР, личных фондах М.А.Членова и Р.И. Спектора, а также коллекции аудиозаписей. Основной массив документов относится к 1980-м-1990-м, но имеются и более ранние материалы 1940-х-1970-х.

Справки о каждом фонде традиционно включают в себя следующие элементы: номер и название фонда, количество единиц хранения, крайние даты, историческую справку о фондообразователе и фонде, и краткую аннотацию, раскрывающую состав и содержание архивных материалов.

Описание коллекции ЕНД составители сделали более подробным. В его основу были положены примерные описи, сформированные по тематическому принципу (материалы о деятельности ЕНД, документы самиздата, личные фонды, материалы ЕКА). Публикуются аннотации к каждой описи, включающие в себя сведения о номере и названии описи, количестве единиц хранения, крайних датах, а также краткую справку о составе и содержании архивных материалов. Справка о коллекции ЕНД снабжена библиографическим списком. В него включены сведения об изданиях мемуаров, исторических обзоров, документальных сборников, которые позволят заинтересованным лицам получить необходимые дополнительные сведения по истории Движения. Желающие могут найти их в библиотеках Ваада (более подробно о ней см. ниже) и "Мемориала" (Москва, М.Каретный пер., 12, тел. 209-56-54).

Основной массив материалов архива, составляют машинописные документы. Автографы в основном сконцентрированы в описи № 4 "Личные фонды" коллекции ЕНД, а также в личном фонде М. Членова. Материалы, выполненные способом фотокопирования, большей частью содержатся в коллекции ЕНД. Там же находятся и фотодокументы, для которых составлена отдельная опись. В фонд № 5 были объединены материалы на магнитных носителях.

Большинство документов на русском языке, некоторые - научные статьи, переписка с зарубежными организациями и частными лицами, религиозная литература, аудиозаписи - на иврите, идише и английском.

Степень открытости фондов для исследователей неодинакова. Полностью доступны коллекции ЕНД и аудиозаписей. Для работы с личными фондами М. Членова и Р. Спектора, так же, как и с фондом Ваада существуют некоторые ограничения, связанные с соблюдением личной тайны и интересов общественной организации.

Утрата описания, составленного Л.Евстифееевой, привела к тому, что атрибутирование значительной части материалов архива пришлось проводить заново. К настоящему моменту этот процесс еще не завершен.

Существенным достоинством архива является наличие при нем специализированной библиотеки. Она насчитывает около 900 томов и примерно 300 экземпляров журналов, изданных в 1908-2001 на русском, украинском, английском, иврите и идише. Основой книжного собрания послужила личная библиотека М. Членова. Она включала в себя коллекции книг по лингвистике и этнографии, о жизни евреев в СССР, а также собрание антисионистской литературы 1970-х-1980-х. В дальнейшем библиотечный фонд пополнялся за счет приобретений и дарений.

Ныне библиотека обладает несколькими тематическими коллекциями, посвященными: Холокосту (в ее составе имеются уникальные издания, такие как мемуары Г.Смоляра "Мстители гетто", вышедшие в 1946 небольшим тиражом); жизни русского, советского и постсоветского еврейства; антисионистской политике 1960-х-1980-х; иудаизму, а также всемирной еврейской истории. Из современных справочных пособий в библиотеке представлена только что завершенная Краткая Еврейская Энциклопедия в 10 томах.

* * *

Путеводитель по архиву Ваада России предназначен для исследователей, занимающихся проблемами еврейского движения в СССР и постсоветской России, студентов исторических факультетов и всех, интересующихся историей национальных движений и историей инакомыслия в СССР. Вводимый благодаря Путеводителю в оборот корпус документов ценен тем, что обеспечивает источниками наименее изученный период деятельности Движения - 1989-2003.

Хотя советский этап ЕНД исследован более тщательно, открытие доступа к специализированной коллекции, сохранившейся в архиве Ваада, создает новые возможности для изучения роли ЕНД в становлении независимой общественной жизни и отечественного правозащитного движения.

Как создавался архив (краткий очерк) [Подготовлен Н.А. Членовой]

Архив Еврейского независимого движения (ЕНД) стал собирать М.А.Членов в конце 1970-х- начале 1980-х годов. Удалось выявить несколько источников формирования этого архива.

1) Часть документов, отложившихся в результате общественной деятельности активистов ЕНД, в архив передавали сами активисты.

2) Часть - (например архив писателя А.Кагана) неофициально поступила из архива журнала "Советиш Геймланд", где работали члены Еврейской историко-этнографической комиссии.

3) В архив поступили материалы уезжавших отказников-активистов, т.к. официально вывозить за рубеж материалы личных архивов было запрещено.

При этом часть отказников отдали свои документы непосредственно оставшимся активистам ЕНД. а часть передали их в американское посольство, для того, чтобы переправить их за рубеж. Часть этих материалов впоследствии отложилась в архиве Ваада.

С конца 1970-х до 1992 г. хранителем архива была Л.Евстифеева. Ею был произведен разбор материалов архива и составлена первичная опись.

С 1992 по 1995 г. архив находился на хранении в помещении коммерческой компании "Ариэль". В 1995 г. Архив был перевезен в помещение Ваада России по адресу Варшавское шоссе д. 71. В этом же помещении находился и личный архив и библиотека М.А.Членова, а также с 1997 г. часть документов Еврейской культурной ассоциации (была создана в 1988 г.) и Еврейского народного музея, создававшегося при этой Ассоциации.

Материалы двух последних организаций с 1988 по 1997 г. находились во временном помещении ЕКА по адресу Лопухинский пер. д. 2. В этот архив входят делопроизводственные материалы ЕКА и материалы музея, в который еврейской общественностью передавались материалы личных архивов: документы, фотографии, магнитофонные ленты с записями еврейских песен, а также вещи и материалы, связанные с изданием журнала "Шалом" и альманаха "Ковчег". Часть материалов, хранившихся в помещении ЕКА, была передана в середине 1990-х в архив Института изучения Израиля и Ближнего Востока.

Фонд 1. Материалы Еврейского независимого движения (ЕНД), 1893-2000, 6 описей, 100 единиц хранения.

Зарождение еврейского независимого движения2 в СССР относится к первым послевоенным годам. Геноцид еврейского населения на оккупированных территориях в годы войны, усиление бытового антисемитизма в послевоенные годы вызвали подъем национального самосознания советских евреев, вставших в 1930-е на путь добровольной ассимиляции. Создание государства Израиль в 1948 способствовало росту сионистских настроений среди еврейского населения, особенно среди молодежи. Политика государственного антисемитизма в последние годы жизни Сталина, кульминацией которой стали расстрел ведущих деятелей советской еврейской культуры (август 1952) и "дело врачей" (январь 1953), подтолкнула многих советских евреев к выводу о невозможности существования еврейской национальной жизни в Советском Союзе.

В первые годы оттепели в разных частях СССР независимо друг от друга возникают кружки и группы, объединенные идеей солидарности с еврейским государством. Часть активистов устанавливает контакты с представителями израильского посольства в Москве. Участники движения собираются вместе для прослушивания передач израильского радио, отмечают национальные праздники, проявляют интерес к еврейской истории и культуре. Возникают группы по изучению языка иврит. Ввиду почти полного отсутствия соответствующей литературы этот интерес дает импульс появлению еврейского самиздата.

В Риге, Минске, Киеве, в местах массовых расстрелов евреев в годы войны проходят стихийные митинги памяти павших, устраиваются коллективные акции по уходу за братскими могилами.

Важным вехой в консолидации разрозненных сионистских групп стал Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве, прошедший в 1957. Израильскую делегацию на фестивале приветствовали тысячи советских евреев, специально для этого приехавшие из многих городов СССР. Некоторым из них даже удалось установить непосредственные контакты с израильтянами, за что они через некоторое6 время были подвергнуты репрессиям.

На начальном этапе истории ЕНД (1948-1967) существенную роль в его становлении сыграли евреи Прибалтики, западных областей УССР, БССР и Молдавии, аннексированных в 1939-1940 гг., многие из которых были активистами легального сионистского движения, существовавшего там в межвоенные годы. Кроме того, не меньшую роль играли и еврейские общины в Москве и Ленинграде, сохранившие некоторые старые традиции.

В 1956-1957 проводится репатриация польских граждан (в том числе и евреев), оказавшихся в годы войны на территории СССР. Некоторые советские евреи усматривают в этом уникальную возможность эмигрировать из страны, используя фиктивные браки, фальшивые документы и пр. Массовый выезд бывших польских евреев приводит к росту эмиграционных настроений среди их советских собратьев.

Победа Израиля в Шестидневной войне (июнь 1967) вызвала взрыв еврейского национального самосознания. А ввод советских войск в Чехословакию в 1968, показавший, привел к разочарованию интеллигенции, составлявшей значительный процент еврейского населения страны, в возможности либерализации советской системы "сверху". С этого момента деятельность ЕНД принимает характер острого противостояния с властями. После 1967 его основной целью движения становится борьба за выезд (репатриацию) советских евреев в Израиль.

В 1969 предпринимаются попытки создания т.н. Всесоюзного координационного комитета (ВКК), объединяющего сионистских активистов из Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Минска Харькова и Тбилиси. Начинается массовая петиционная кампания, властям направляются индивидуальные и коллективные открытые письма не только с изложением проблем своей семьи и просьбой о разрешении на выезд для своей семьи, но и с протестами против нарушения права на эмиграцию, против национальной дискриминации евреев и антисемитских кампаний в советской прессе. В 1970 появляются первые периодические издания еврейского самиздата - журналы "Итон" и "Исход".

Заметной вехой в развитии еврейского независимого движения стал т.н. "самолетный процесс" (декабрь 1970) - суд над группой активистов ЕНД, собиравшихся угнать самолет в Швецию, чтобы привлечь внимание Запада к проблемам советского еврейства, в первую очередь к проблеме выезда. Жестокий приговор участникам этой попытки вызвал широкий международный резонанс и внимание мировой общественности к положению советских евреев. В результате серии политических процессов в ряде городов СССР, связавших движение с "самолетчиками", часть лидеров ЕНД оказалась в заключении, другие получили разрешение на выезд из страны.

После "самолетных процессов" начала семидесятых годов еврейское независимое движение и помощь ему с Запада активизировались. В марте 1971 начинается массовая эмиграция евреев из СССР, которая, как и в предыдущие годы, проводилась властями под видом воссоединения семей.3

Семидесятые годы приходятся на "разрядку" - время некоторого смягчения советско-американского противостояния и относительной либерализации внутренней политики. Эти годы характеризуются наиболее массовым участием еврейского населения СССР в ЕНД и разнообразием форм его деятельности. С начала 1970-х большинство активистов движения составляют "отказники" - представители еврейской интеллигенции, которым было официально отказано в выезде из страны.

Основной формой сопротивления стали публичные акции протеста (демонстрации, пикеты, голодовки), призванные оказать давление на власти и привлечь внимание Запада к судьбе советских евреев. Активисты движения требуют от властей освобождения узников Сиона, отмены ограничений на выезд. С началом массовой эмиграции в Москве, а затем и в других городах составляются списки отказников и отчеты о состоянии еврейской эмиграции, которые затем переправляются лидерами "отказников" на Запад.

В эти годы еврейский вопрос в СССР становится важным фактором советско-американских отношений. Судьбы отказников обсуждаются на переговорах в верхах. В 1974 совместное давление активистов-отказников и еврейских организаций США играет решающую роль при принятии Конгрессом США поправки Джексона-Вэника, ставящей торговое сотрудничество между двумя странами в зависимость от уровня эмиграции из СССР.

Существенной стороной деятельности ЕНД остается изучение и преподавание языка иврит в полуподпольных группах (ульпанах).

В семидесятые годы достигает расцвета еврейский самиздат. Большие масштабы приобретает также тиражирование тамиздата4, постепенно вытесняющего самиздат из обращения. В 1972-1979 выходит журнал "Евреи в СССР". В Москве, Ленинграде, Киеве и других городах создаются постоянно действующие семинары ученых-отказников, призванные помочь сохранить научный уровень и привлечь внимание общественного мнения Запада к положению ученых-отказников. Наряду с семинарами по физике, математике и кибернетике, действуют семинары по еврейской культуре, истории и религии. Некоторые из них становятся центрами, объединяющими местных активистов ЕНД. Во многих городах возникают также т.н. юридические семинары. Их участники обмениваются опытом борьбы за выезд, в основе которой требование к властям действовать в рамках их же собственных советских законов, декларирующих широкие права и свободы человека, в том числе в вопросе о выезде из страны. Еще одной стороной деятельности этих семинаров, которыми руководил В.Альбрехт, была подготовка активистом ЕНД к возможному вызову на допрос в КГБ. "Юридическому" противостоянию властей и отказников посвящены самиздатские журналы "Выезд в Израиль: право и практика" (Москва) и "Дин у-мециют. Закон и действительность" (Рига).

К середине семидесятых годов в рамках ЕНД выделяется и т.н. "культурническое" направление, делающее своим приоритетом развитие национальной культуры, борьбу за легализацию преподавания языка иврит, просвещение среди евреев, как принявших, так и не принявших решения о выезде. В самиздате появляются журналы, посвященные культуре истории и религии евреев. ("Тарбут - Культура", "Наш иврит", "Евреи в современном мире", "Магид", "Наше наследие", "Дайджест" (Москва), "Хаим" (Рига).

Часть активистов движения приходит к выводу о невозможности существования светской еврейской культуры в отрыве от иудаизма: начинается движение за возвращение евреев к религии, т. н "тшува".

Все это вместе взятое приводит к появлению в 1970-е своеобразной еврейской культуры и общинной жизни на территории СССР. В некоторых городах функционируют подпольные воскресные школы и детсады, летние лагеря, семинары по еврейской культуре, религии и традиции. Проходят фестивали еврейской песни, самодеятельные театральные постановки (пуримшпили), пикники (Овражки).

Мощный импульс ЕНД дало подписание СССР Хельсинкских соглашений.

В декабре 1976 активистами "культурнического" движения предпринимается попытка провести симпозиум "Еврейская культура в СССР: состояние и перспективы", разогнанного властями. Оргкомитет симпозиума (В.Файн, П.Абрамович, В.Престин и др.) констатировал наличие дискриминации еврейской культуры в СССР и выдвинул требование о выполнении властями обязательств по развитию культур национальных меньшинств в духе Хельсинки.

Устанавливаются связи "эмиграционного" крыла ЕНД с правозащитным движением. Ряд активистов ЕНД (А.Щаранский, В.Слепак, В.Рубин, Н.Мейман, Э. Финкельштейн, И. и Г.Гольдштейны) входят в состав Хельсинкских групп. Однако многие лидеры ЕНД противились установлению формальных связей с правозащитным движением, предпочитая самостоятельную деятельность. В 1977 арестовывается по обвинению в шпионаже Анатолий Щаранский - активист ЕНД и член Московской Хельсинкской группы. На Западе образуется мощное движение в защиту узника Сиона: Щаранский становится символом борьбы за права человека и свободу выезда.

Для периода 1977-1986 характерны тотальные гонения и многочисленные аресты активистов движения, репрессии против учителей и организаторов преподавания языка иврит, которые проводились в рамках политики общего "закручивания гаек", и сопровождались свертыванием массовой эмиграции. Репрессии приводят к практически полному прекращению публичных акций в защиту массового выезда, приостановке выхода еврейских самиздатских журналов (за исключением "Ленинградского еврейского альманаха" и "Дайджеста"). В восьмидесятые годы получает дальнейшее развитие религиозное движение, материалы которого составляют значительную часть еврейского самиздата этого периода.

В начале 1980-х по инициативе сотрудников института этнографии АН СССР М. Членова, А. Хазанова, И. Крупника возникает Еврейская историко-этнографическая комиссия, в рамках которой проводятся научные семинары по истории, этнографии, демографии евреев.

В 1987-1988 в СССР начинается процесс постепенной либерализации, освобождаются узники Сиона, получают разрешения на выезд наиболее известные отказники, заметно снижается накал антисионистской кампании в СМИ.

Начинается постепенный выход движения "на поверхность": в 1987 на Востряковском кладбище в Москве проводится первая легальная публичная акция - митинг памяти жертв Холокоста, в 1987/1988 регистрируются первые еврейские организации (вначале в Прибалтике, Средней Азии и Закавказье, а потом и в крупных городах РСФСР и УССР) по всей стране возникают курсы обучения ивриту. С другой стороны власти предпринимают попытки перехватить инициативу путем создания подконтрольных им еврейских организаций, препятствуют проведению учредительного съезда Еврейской культурной ассоциации. В сентябре 1987 Моссовет не разрешает проведение митинга еврейской общественности против антисемитизма в Парке Дружбы в Москве. Преследования активистов ЕНД продолжаются до середины 1988.

В период с 1989 и вплоть до распада Союза ССР в конце 1991 происходит полная легализация ЕНД, оформление его структур, в том числе на всесоюзном уровне (в декабре 1989 создается Ваад СССР). В это же время начинается массовая эмиграция советских евреев в Израиль.

Опись 1. Материалы о деятельности ЕНД. 1972-1997, 18 единиц хранения.

Документы систематизированы по разделам, посвященным: публичным акциям, петиционной кампании и культурной (культурнической) деятельности активистов Движения.

Раздел 1. Материалы о публичных акциях. Среди документов 1970-х особый интерес представляют материалы, связанные с Симпозиумом по еврейской культуре, ставшим весьма заметным событием в деятельности ЕНД (1976): сообщение о встрече представителей ЕНД с заместителем министра культуры СССР В. И. Поповым по поводу подготовки Симпозиума (д. 1), "Белая книга" этого Симпозиума (д. 18).

К периоду перестройки относятся материалы о митинге памяти жертв Бабьего Яра на Востряковском кладбище в Москве (27.09.1987): копии протоколов заседания Инициативной группы по проведению митинга, варианты ее заявления для печати и пр. с подробными рукописными комментариями, составленными в 1992-1997 (д. 8), материалы 1-го рабочего совещания исследователей социальных проблем еврейского населения СССР в Вильнюсе 21-23.09.1989, и "Всесоюзной встречи за круглым столом по проблемам советского еврейства" в Риге (21-22.05.1989) (д. 1, 5).

Раздел 2. Петиционная кампания. В этом разделе собраны практически не известные исследователям документы о преследованиях активистов ЕНД в 1984-1986: петиции и письма их родственников, копии судебных приговоров и пр. (д. 2), петиции отказников (коллективное обращение отказников к Сенату и Конгрессу США с просьбой поддержать их борьбу и описанием положения ЕНД (1984), обращение к кандидатам на пост Президента США Д.Бушу и М.Дукакису с просьбой поддержать борьбу отказников за выезд (1988), предложения лидеров ЕНД к Пленуму ЦК КПСС (19-20 сентября 1989), на котором был рассмотрен вопрос "О совершенствовании межнациональных отношений в СССР" (д. 14-15).

Раздел 3. Культурная (культурническая) деятельность ЕНД. Представлена сценариями пуримшпилей (традиционных театральных постановок по мотивом библейской Книги Эстер) 1979 и 1980, 1982-1985, 1987-1989 (д.1, 3, 7), самодельными учебниками иврита, подготовительными материалами (лекции, пригласительные билеты и пр.) к прошедшей в 1979 Неделе иврита в Москве5 (д. 7), сборником "Ульпан в Баку и в..., Сборник документов о преподавании языка иврит", посвященном первому опыту легального преподавания иврита в период перестройки (1987-1988) (д. 22). Заслуживает внимание описание общинной и культурной жизни евреев Ленинграда в 1982-1988,, составленное самими активистами на основе интервью с участниками и активистами ленинградского "отказа". (д. 9).

В отдельную единицу хранения сведены материалы воспитанников существовавшего в Москве в 1970-х-1980-х неофициального еврейского детского сада, для детей отказников и еврейских активистов - детские рисунки, письма и т.д. (д.10).

Опись 2. Еврейский самиздат и неформальные периодические издания ЕНД эпохи "перестройки". 1967-1990, 34 единицы хранения.

Понятием "самиздат" в СССР обозначали не санкционированные властями написание, перевод, издание и распространение литературно-художественых и публицистических произведений. Несмотря на то, что подобные действия, мягко говоря, не одобрялись властями, самиздат и т.н. тамиздат были весьма популярны в кругах советской интеллигенции. Эта популярность была, среди прочего, вызвана тем, что фактически самиздат формировал альтернативное официальному информационное поле.

В понятие "еврейский самиздат" мы включаем тексты (художественные, религиозные, документальные, правозащитные, публицистические), посвященные жизни, деятельности, культуре и судьбе еврейского народа, авторы, переводчики, составители и распространители которых рассчитывали на целевую аудиторию.

Хождение неподцензурных текстов подобного рода отмечено еще в конце 1940-х. Вторая волна последовала на волне хрущевских преобразований. Качественный сдвиг в еврейском самиздате происходит в начале 1970-х - появляются первые периодические издания, самиздат приобретает массовый характер. Сконцентрированные в описи материалы систематизированы в разделах, отражающих главные жанрово-тематические блоки еврейского самиздата: литературный самиздат, религиозная литература, материалы о Холокосте, периодические издания и публицистика.

Раздел 1. Литературный самиздат. Переводы на русский язык сочинений, опубликованных на Западе - в том числе и заслуживших всемирную известность, таких, как роман "Эксодус" Л. Юриса (д. 3), роман И. Башевиса-Зингера "Шоша" (д. 15), книги Аб Мише "Черновой вариант", "Евреи, Бог и История" М. Дайтона (д. 10), книги В. Стивенсона "90 минут в Энтеббе"6. К произведениям перестроечного периода относится сборник советских поэтов, писавших на иврите в 1980-е "Глас вопиющего в пустыне" (1989) (д. 10).

Раздел 2. Религиозный самиздат. Дефицит религиозной литературы ощущался в СССР постоянно. Официально изданные крошечными тиражами богослужебные книги уходили, в основном, на подарки иностранным делегациям, поэтому религиозная литература: молитвенники, пасхальные Аггады7, брошюры о религиозных праздниках (д. 2, 4, 5, 11, 12, 16, 21, 23), составила значительный пласт еврейского самиздата и тамиздата. Большинство подобных материалов, содержащихся в архиве, относится к первой половине-середине 1980-х. В период перестройки, в связи со смягчением ограничений на ввоз религиозной литературы, самиздатскую литературу вытесняет тамиздат.

Раздел 3. Материалы о Холокосте. Раздел включает как художественные, так и документальные материалы, посвященные этому явлению, в том числе: справки о жизни и деятельности М. Брускиной, Т. Маркус (д. 9), "Путеводитель по Холокосту" И. Гринберга (д. 7), документальную повесть Л. Зильбермана "Жан Липке"8 (д. 12), полный (без купюр, сделанных советской цензурой9) вариант романа А. Кузнецова "Бабий Яр", книгу Ж. Штайнера "Треблинка" (д. 14) и т.д.

Раздел 4. Публицистика и научные работы. Одним из наиболее ранних образцов самиздатской публицистики является перевод знаменитого выступления министра иностранных дел Румынии К. Мэнеску в декабре 1967 на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, о причинах отказа Румынии (единственной из стран советского блока) разорвать дипломатические отношения с Израилем (д. 2). Публицистика перестроечного периода представлена циклом статей М. А. Членова, Ю. Кошаровского и Ю. Черняка, посвященных проблемам "неширы"10 и "прямого рейса"11, затрагивающих малоисследованную проблему эмиграции из СССР по израильским визам в другие страны (1987-1989) (д. 22).

К научно-публицистическим и научным работам еврейского самиздата, относятся рукопись книги Н. Кона "Благословение на геноцид" о "протоколах Сионских мудрецов" (1975), работа М. Бейзера "Евреи в Петербурге" (1986) (д. 3), книга Исраэля Таяра (псевдоним активиста ЕНД Семена Янтовского) "Синагога разгромленная, но не покоренная" (1979), повествующая о жизни еврейских религиозных общин в СССР в конце 1970-х (д. 16).

Раздел 5. Периодика и сборники (альманахи). Информационные периодические и продолжающиеся издания второй половины 1970-х-1990-м. Их можно условно разделить на две категории. В первую входят неподцензурные периодические издания и сборники (альманахи) 1970-х-1980-х (д. 30-32):

Вторую категорию представляют полулегальные информационные издания ЕНД периода выхода Движения из полуподпольного существования (д. 19, 33-34). Они включают не только столичные издания, такие как:

но и провинциальные:

журналы:

бюллетени:

Опись 3. Иные самиздатские и тамиздатские тексты. 1961-1990, 14 единиц хранения.

В данной описи собран самиздат, напрямую не относящийся к деятельности ЕНД и еврейской тематике, но тем не менее отложившийся в архиве Ваада. Несмотря на, что "отказниками" декларировался особый характер и специфические цели еврейского движения в СССР, неформальные контакты между ними и представителями иных течений советского инакомыслия не прекращались на протяжении всей истории ЕНД, а в ряде случаев было налажено сотрудничество и взаимопомощь, прежде всего с участниками правозащитного движения. В целом, активисты ЕНД были интегральной частью советской интеллигенции, в среде которой распространялся и тиражировался самиздат.

Раздел 1. Литературный самиздат. Представлен произведениями Д.Хармса (д. 6), А.Солженицына ("В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ") (д. 1, 13), Ю.Даниэля ("Говорит Москва"), И.Бродского, М.Волошина, И.Бунина, Н.Олейникова, пародией на роман В.Кочетова "Чего же ты хочешь?", приписываемой С.Смирнову12 (д. 1). Имеются также подготовительные материалы к книге (автор не установлен) о советских летчиках, совершивших таран вражеского самолета (д. 11).

Раздел 2. Публицистика. Среди материалов этого раздела можно выделить такие известные самиздатские публикации, как: запись выступления бывшего узника сталинских лагерей А.Снегова на конференции старых большевиков в ИМЛ при обсуждении третьего тома "Истории КПСС" с протестом против идеологической реабилитации Сталина (13.06.1966) (д. 1), письмо правозащитника В. Альбрехта Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. Подгорному с протестом против высылки А. Солженицына (1974), мемуары узницы сталинских лагерей О.Адамовой-Слиозберг (д. 6), письмо журналиста Эрнста Генри писателю И.Эренбургу с резкой критикой просталинской позиции Эренбурга в мемуарах писателя "Люди, годы, жизнь" (1965), беседу с известным экономистом, академиком А.Аганбегяном о состоянии советской экономики (1965) (д. 7), а также научные монографии (напр., "Символику доисторических религий" А.Ф.Гольдштейна (д. 4), или работу М.Гринберга "Архиепископ Андрей (князь Ухтомский)" (1980) (д. 6).

К периоду перестройки относятся стенограмма выступления Г.Старовойтовой на конференции демократических организаций Ленинграда (16.09.1989) (д. 13), материалы об ассоциациях демократического направления в Белоруссии (1989-1990) (д. 9).

Раздел 3. Периодика. Нееврейские неподцензурные периодические издания представлены в архиве незначительно. К доперестроечному времени относится правозащитный "Бюллетень "В""13 № 84 (10. 1982) (д. 2). Несколько большим разнообразием отличаются неформальные периодические издания периода перестройки (д. 5-6):

журнал:

газеты:

пресс-релизы:

Опись 4. Личные фонды Абрама Торпусмана (р. 1940), Виктора Флерова (р.?), Абрама Кагана (1900-1965), Михаила Бейзера (р. 1950), Эммы Матлиной (р. 1930), Арона Мунблита (р. 1947), Арье Ротштейна (р.?). 1893-1987, 14 единиц хранения.

Уезжая из СССР, отказники, опасавшиеся, что принадлежащие им документы будут конфискованы на таможне, передавали личные архивы (свои и своих знакомых) на хранение в неофициальный архив, ставший позже основой коллекции ЕНД, либо в посольство США. Американские дипломаты, покидавшие СССР по окончании срока своего пребывания в стране, в 1987-1990, передали их представителям выходивших из подполья еврейских организаций, а те, в свою очередь, - в архив Ваада.

В результате на хранение в архив Ваада поступили личные фонды активистов ЕНД: историка и издателя ЛЕА М.Бейзера (р. 1950); востоковеда, одного из организаторов Еврейской историко-этнографической комиссии и митинга 1987 А.Торпусмана (р. 1940); математика В.Флерова; преподавателей иврита А. Ротштейна и А. Мунблита (р. 1947) (Кишинев); отказницы д-ра биологических наук Э.Ш.Матлиной (р. 1930) и писателя-идишиста А.Кагана (1900-1965).

Объединение личных фондов в единую опись сделано по двум причинам. Все фонды отличает небольшой объем (1-2 единицы хранения) и фрагментарность сохранившихся материалов. Например, личный фонд (д. 5) А.Мунблита (он известен как едва ли не единственный в СССР человек, получивший официальную лицензию на преподавание иврита) включает его переписку с различными инстанциями по поводу внесудебных преследований: отказов в выдаче ему и его доверенным лицам корреспонденции и посылок из-за рубежа (1979-1983), увольнения с работы, выселения из квартиры под предлогом получения А.Мунблитом разрешения на выезд (02.1987), а также статьи из советских газет, с нападками на ЕНД и А.Мунблита (1984).

В составе фондов имеются личные документы (школьные аттестаты, зачетные и трудовые книжки, личные дневники), научные статьи фондообразователей и их знакомых по вопросам лингвистики, литературоведения, ономастики, переписка с советскими и зарубежными адресатами, являющаяся важным источником о деятельности ЕНД в 1970-х-1980-х. Отдельные документы о Движении содержатся в фонде Торпусмана (д. 1-2): проект заявления для печати участников митинга евреев СССР, посвященного борьбе с антисемитской агитацией, и его эмблемы, проект устава Московской общественной еврейской библиотеки. Там же находятся материалы об участии евреев в Великой Отечественной войне ("Партизанский марш" Г.Глика в переводе М.Ратнера и пр.). Также в описи отложились документы по еврейской истории (выписки на исторические темы (личный фонд А.Ротштейна, д. 6), афиши ГОСЕТА14 (фонд М.Бейзера, д. 11), рукопись романа А.Кагана "Преступление и совесть" о "деле Бейлиса" и материалы к нему (личный фонд А.Кагана, д. 8, 9).

Опись 5. Материалы Еврейской культурной ассоциации (ЕКА). 1988-2000, 17 единиц хранения.

Еврейская культурная ассоциация была первой официально зарегистрированной в 1988 еврейской организацией всесоюзного масштаба. Ее целями были провозглашены развитие еврейской культуры в СССР, а затем и в России. В описи представлены документы, освещающие историю создания ЕКА: положение о Еврейском народном музее (1988) (д. 2), обращение учредителей ЕКА к Председателю Совета министров СССР Н. И. Рыжкову (д. 3), письмо к академику Д. С. Лихачеву с просьбой о поддержке в регистрации Ассоциации (1989) (д. 9); открытые письма с изложением перипетий регистрации ЕКА (д. 15), Устав ЕКА (д. 9); списки учредителей, концепции развития еврейской культуры, финансовые документы Ассоциации за 1991-2000 (д. 5) и т.д. Материалы, посвященные издательской деятельности ЕКА: изданию журнала "Шалом" (1988-1989) и альманаха "Ковчег": письма читателей и авторов, рукописи, договор об издании, вырезки из советских, российских и зарубежных газет со статьями об альманахе "Ковчег" (д. 1, 2, 4, 8-14, 16,17), проект издания биографического словаря "Евреи России" (д. 8) (1991-1996).

Опись 6. Коллекция фотоматериалов. 1980-1989, 2 единицы хранения.

В коллекции имеются портреты отказников, снимки культурных мероприятий и еврейских праздников 1980-х. К периоду перестройки относятся снимки первого съезда Ваада (1989), митинга на Востряковском кладбище в Москве, посвященного борьбе с антисемитской агитацией (1987), и пр. Атрибутирована лишь часть фотографий.

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:

Справочные издания:

Документальные серии:

Периодические издания:

Фонд 2. Материалы Ваада СССР. 1989-1992.

Ваад СССР был образован на учредительном съезде представителей еврейских организаций и общин в декабре 1989. Он стал первой легальной "зонтичной" организацией советских евреев за несколько десятилетий. В силу подобных обстоятельств в сфере компетенции Ваада оказались практически все стороны жизни советского еврейства. После распада СССР в декабре 1991, Ваад СССР фактически прекратил свое существование. Его последний, III съезд прошел весной 1992 в Одессе, где Ваад СССР был переименован в Ваад СНГ. Единственная конференция этой организации, на которой присутствовали лидеры республиканских Ваадов прошла в 1995. Однако, формально Ваад СНГ продолжал существовать до начала 2002. Подробней о Вааде России см. Предисловие.

В состав фонда входят материалы о деятельности Ваада СССР - программы действий, протоколы заседаний и материалы к ним, переписка с различными организациями и частными лицам (как в СССР, так и за рубежом) и пр. Кроме того, в фонде содержатся различные материалы о политической, экономической и культурной жизни в СССР, Израиле, США.

Фонд не описан.

Фонд 3. Личный фонд М. А. Членова (р.1940). 1940-е - 2000.

Членов М. А - кандидат исторических наук, профессор и декан филологического факультета Государственной Еврейской академии им. Маймонида, Зав. кафедрой еврейских языков, ЦИиЕЦ (Центр изучения иудаики и еврейской цивилизации), президент Ваада (Федерации еврейских организаций и общин России). Владеет ивритом, английским, немецким, индонезийским и другими языками. В 1965 закончил Институт стран Африки и Азии (ИСАА), который тогда назывался Институтом восточных языков. Участник и активист еврейского независимого движения с 1971. Преподавал иврит в 1973-1988 гг. Один из организаторов Симпозиума "Еврейская культура: современное состояние и перспективы", состоявшегося в Москве в декабре 1976. Сопредседатель Совета Ваада СССР в 1989-1992, президент Ваада России с 1992.

В фонде М.А.Членова в основном содержатся материалы связанные с деятельностью фондообразователя в качестве исследователя-этнографа (рукописи и оттиски статей, материалы этнографических экспедиций), активиста ЕНД (материалы, связанные с обысками и допросами в КГБ, переписка по поводу внесудебных преследований (отключение телефона), переписка с отказниками, черновые варианты документов ЕНД и т.д.) и главы Ваада СССР и Ваада России (переписка с разными лицами и организациями, проекты постановлений Президиума Ваада, рукписи и оттиски стаей в различных СМИ и пр.). Кроме материалов самого М.А.Членова в фонде отложились также документы, его родственников (бабушки Е.В.Членовой, отца А.М.Членова, жены С.Ф.Членовой), коллег по Институту этнографии АН СССР.

Фонд не описан.

Фонд 4. Личный фонд Р. И. Спектора (р.1950). 1950-2002.

Cпектор Р. И.- Председатель Президиума Конгресса национальных объединений России. Вице-президент Федерации еврейских организаций и общин - Ваада России. Президент Еврейской культурной ассоциации. Кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии Российской Академии наук.

В 1973 окончил факультет психологии Московского государственного университета. Участвовал в нелегальном правозащитном и независимом еврейском движении. Издатель еврейского журнала "Шалом" и альманаха еврейской культуры "Ковчег".

В фонде содержатся материалы, связанные как с научной деятельностью фондообразователя (статьи, конспекты лекций, черновики научных трудов), так и с его участием в ЕНД до и после выхода из подполья (переписка с разными лицами, самиздат, рукописи присланные в редакцию журнала "Шалом" альманаха "Ковчег", материалы ЕКА и КНОР), а также личные документы.

Фонд не описан.

Фонд 5. Коллекция аудиозаписей. 23 единицы хранения (магнитные ленты), 1962-1968.

Записи еврейских песен на иврите и идиш (народные песни, израильская эстрада 1960-х), записи исполнения молитв канторами являются частью большого собрания Г. И. Прейгерзона (1900-1969) - литератора, писавшего на иврите, узника сталинских лагерей и активиста ЕНД в 1950-х-1960-х. В начале 1988 записи были переданы в только что организованный Еврейский народный музей, а после его ликвидации в том же году, оказались в архиве Ваада.

Список сокращений:

Именной указатель

Примечания

1 В литературе эти два термина используются равноправно.

2 Название ЕНД было принято в конце 1980-х активистами независимых еврейских организаций, чтобы подчеркнуть свое отличие от создававшихся тогда властями "ручных" еврейских организаций. Попытки ввести еврейскую культурную активность в официальные рамки предпринимались с начала 1960-х, когда был создан журнал "Советиш Геймланд" (1961-1991), ставивший во главу угла светскую культуру на идиш, пользовавшийся поддержкой государства и отличавшийся сервильностью по отношению к власть предержащим. Особенно усилилась активность властей в первые годы перестройки. Тогда, например, была создана подконтрольная власти Ассоциация деятелей и друзей еврейской советской культуры (АДДЕСК, предс. - Т. Голенпольский) и множество других организаций в регионах. Л.Алексеева описывая это движение использует в своем труде (см. избранную библиографию) термин "еврейское движение за выезд в Израиль".

3 Советские власти неоднократно признавали право на воссоединение семей, в том числе в отношении советских евреев, имеющих родственников в Израиле. В декабре 1966 об этом официально объявил прибывший с визитом в Париж Председатель СМ СССР А.Косыгин

4 Тамиздат - литература, изданная за рубежом и нелегально ввезенная в СССР.

5 Неделя иврита была посвящена столетию с момента опубликования Э.Бен-Иегудой, человеком, возродившим иврит в качестве разговорного языка, статьи, доказывавшей необходимость развития иврита в качестве языка общения. От даты выхода этой статьи в свет принято вести отсчет возрождения иврита.

6 Роман Л.Юриса "Эксодус" посвящен нелегальной иммиграции евреев в Израиль в 1945-1948. Роман Зингера "Шоша" иногда называют "еврейской Лолитой", но за странной любовной историей скрывается мифологический пласт, который ставит эту книгу в один ряд с лучшими романами Гарсиа Маркеса. "Черновой вариант" Аб Мише (А.Кардаша) повествует о Холокосте. "90 минут в Энтеббе" рассказывает об операции израильского спецназа в 1976 по спасению заложников, захваченных террористами в Уганде.

7 Аггада (Агада), часть раввинистической литературы, в основном Талмуда. Слово происходит от еврейского глагола "aггед" ("рассказывать"). Если Галаха (законодательная часть Талмуда) представляет собой исключительно свод религиозно-правовых норм еврейской жизни, то Агада касается всех остальных ее областей. Пасхальные аггады представляли собой сборники молитв и иных текство, необходимых для проведения седера (ритуальной трапезы на Пейсах).

8 М. Брускина и Т. Маркус - участницы советского партизанского движения на Украине и в Белоруссии, ставшие символами сопротивления евреев в подполье. Докер порта в Риге, латыш Ж. Липке, который помог спастись от гибели нескольким десяткам евреев рижского гетто, был удостоен звания Праведника народов мира (присваивается людям, спасавшим евреев во время Холокоста).

9 Из вышедшего в 1965 и 1967 в СССР романа были изъяты значительные куски текста.

10 Нешира - отъезд евреев, выехавших из СССР по израильской визе в иные страны, главным образом в США.

11 Имеется в виду введение прямых рейсов из Москвы в Тель-Авив, дабы свести возможности "неширы" к минимуму. Организация в 1990 подобных рейсов вкупе с резким ужесточением американского иммиграционного законодательства способствовала массовому выезду советских евреев в Израиль.

12 В самиздатских экземплярах под ней стояла подпись С.С.Смирнова. Он свое авторство не подтверждал.

13 Бюллетень "В" - неподцензурное издание, выпускавшееся в Москве в 1980-1983, в качестве дополнения, а затем и продолжения "Хроники текущих событий". Публиковал краткие сообщения о нарушении прав человека на территории СССР.

14 ГОСЕТ - Государственный еврейский театр. Существовал в Москве в 1919-1949, был одним из заметных центров советской еврейской культуры на идиш. Его руководителями были Б.Грановский, С.Михоэлс, В.Зускин. Закрыт в период "борьбы с космополитизмом".

15 В 1970-е подзаголовок серии был изменен на "Ежеквартальный сборник из советской печати", а ее заглавие дало имя публикаторской серии, в которою были включены не только "Ежеквартальный сборник", но и "Еврейский самиздат" и "Петиции, письма и обращения евреев СССР".