Т.Петкевич
НЕЧАЯННАЯ ПРОФЕССИЯ
ПЕТКЕВИЧ Тамара Владимировна, год рождения — 1920. Арестована 30 января 1943 г. (ст. 58-10, срок 10 лет, 3 года поражения в правах с конфискацией имущества). Места заключения — Средняя Азия (Джангиджир), Беловодск, Коми ССР. Освобождена 30 января 1950 г. |
Думали ли Вы, что то, что именуется «целью жизни», не есть нечто вне нас лежащее, к чему мы стремимся? Когда это так, то это абстракция, зыбкая, малоубедительная и реально всегда обманывающая. Цель жизни — не только чаяния, не только направление, — это тонус нашей жизни, это ей присущий стержень, непосредственная активность нашего творческого и творящего «я». В осуществлении через дело, внутреннюю свободу утверждает себя личность, а это, этот процесс завоевания и есть «цель жизни». Это все необычайно сложно, тут сплошные вывихи в философии и религии, в преодолении коих росла наша духовная культура. И вместе, как это просто, если не искать формулировок, а чувствовать. Но о таком мы будем еще много говорить.
...Я знал его как человека большого по интенсивности и ясности душевной жизни, редкой открытости, прямоты и еще более редкого благородства. С этим человеком я провел несколько отвратительных «предсмертных» месяцев в условиях мерзких и подлых, и ни разу в нем не было ничего небезупречного. А Вы знаете, как узнается человек в подобных условиях.
Что с ним произошло, я не знаю, но чувствую по Вашему короткому и четкому замечанию, что он помельчал. Это грустно.
Вот Вы говорите об одержимости «личной жизнью», при которой не остается времени ни для чего другого. Кто-то сказал, что не бывает талантливых или неталантливых тем, а только талантливые или неталантливые писатели. Так и тут.
Понятие «личной жизни» настолько широко, что расплывается: сюда входит и комплекс романтический, и семейный, и даже творческий.
Это огромно, как материал для психологического и духовного восприятия. Обыватель делает тут много всякой дряни, а Гете создает своего Вертера. Значит, все дело в одаренности носителя; в том, как воспринимает, живет и реагирует тот или иной человек. Разница между художником и обыкновенным смертным не в том, что у одного есть так называемая творческая продуктивность, а другой просто живет. Разница в видении мира, в умении через свое «я», через волнение своей личности обнаруживать чудеса, чувствовать и понимать тайны в обыкновенном, навязывать окружающему свою мудрость и зоркость, в умении вскрывать подтекст объективно данного. Творческое воплощение, фиксация, оформление своих чувств и переживаний — это конкретная сторона, не всегда обязательная. Ведь можем же мы себе представить Бетховена, не умеющего писать музыки. Гениальность его была бы нам незнакома, но сам по себе, как личность великой потенциальной энергии, он был бы тем же самым Бетховеном, только без способности разрядки и потому гораздо более несчастным.
Если бы Гете в свое время не смог написать «Вертера», он погиб бы под грузом своей муки, но личность его, переживавшая и знавшая все, что породило это изумительное произведение, была бы не менее сложной, богатой, одаренной, оказавшись без разрядки.
Когда человек не умеет быть творцом, не владеет конкретным мастерством, не живет всей полнотой творческой жизни, он как личность ничем не отличается от активного творца.
Мы встречаем людей, поражающих нас своими душевными, моральными, интеллектуальными способностями, но не снабженными даром их осуществить. В таких случаях человек сам со своим обаянием, ему свойственным стилем может стать некой художественной формой. Это можно было назвать «творчеством личности». И такое чаще всего и убедительнее всего проявляется в «личной жизни». Любовь между двумя человеческими существами прекрасна. Она включает в себя и мораль, и искусство, когда эти любящие являются друг для друга таким воплощением жадного, ищущего, творческого начала. Такая любовь поднимает людей, поднимает все, к чему они прикасаются, и тогда даже быт перестает быть формой существования, а становится источником творческой радости.
Но, увы, такое в нашей окружающей жизни не меньшая редкость, чем большое произведение искусства.
Тамарочка, моя родная, эта тема неиссякаемая, как само творчество, а я вовсе не собираюсь писать диссертацию, придравшись к нескольким Вашим строчкам о М. Но я знаю, что все, что я пишу верхушечно и галопом, для Вас изнутри важно. Это круг Ваших чувств и размышлений и великой Вашей неудовлетворенности. Я очень люблю Вас такой, какой знаю, а знаю я Вас лучше, чем Вы сами себя знаете (пока)...
Я писала уже Вам, что нашим драмкружком руководит режиссер Гавронский, которого Вы, Лиля, должны помнить, т.к. он Вас прекрасно помнит, равно как и всех артистов Завадского. Он — человек одаренный и культурный, работать с ним приятно, ибо эта работа что-то дает. Первый наш спектакль — две ерундовских пьески и одна не ерундовская («Рай и ад» Мериме, знаете?) прошли с небывалым у здешней публики успехом. Оформление (по принципу «из ничего делать чего») — мое. Снисходительный режиссер нашел у меня «настоящий драматический дар» и сулит мне роль Василисы в «На дне».
СМИТ. Такси? Я не вызывал такси.
ДЖЕССИ. Я вызывала. (Шоферу.) Подождите, я сейчас приду. Захватите чемодан.
СМИТ. Ты уезжаешь?
ДЖЕССИ. Да.
СМИТ. Совсем?
ДЖЕССИ. Да.
СМИТ. Закурим?
ДЖЕССИ. Спасибо. (Беря сигару...)