Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 49 (обзор за декабрь 2002 года)
24 января 2003 года

Армия и права человека

Раздел 2.
Предложения об изменениях в законы, затрагивающие права граждан призывного возраста

1. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". (В архиве Zip, 3 Кб)

2. Законопроект "О внесении изменений и дополнения в статью 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". (В архиве Zip, 3 Кб)
Внесены депутатами Государственной Думы А. Е. Баранниковым, Э. А. Воробьевым, Б. Б. Надеждиным. Профильный комитет Советом Государственной Думы еще не назначен.

Комментарий

Авторы считают, что Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" N 113-ФЗ от 25.07.2002 г., который должен вступить в силу 1 января 2004 года, содержит не соответствующие рекомендациям ООН и других международных организаций, членами которых является Россия, нормы, определяющие характер и срок альтернативной гражданской службы (АГС) для граждан, чьим убеждениям противоречит несение военной службы. По их мнению, предлагаемая этим Законом служба не является "подлинно альтернативной" военной службе, а установленные сроки прохождения АГС введены для наказания тех граждан призывного возраста, которые отказываются проходить военную службу по призыву.

СПРАВКА. Пунктом 2 резолюции E/CN.4/RES/1995/83 Комиссии по правам человека ООН определено, что формы альтернативной службы должны быть невоенного (non-combatant) или гражданского характера, в общественных интересах и не карательного характера. Пунктом 6 резолюции E/CN.4/RES/1998/77 этой Комиссии определено, что государства в своем законодательстве и практике не должны дискриминировать лиц, отказывающихся от прохождения военной службы по соображениям совести, в отношении срока и условий службы или любых иных экономических, социальных, культурных, гражданских или политических прав.

Чтобы Федеральный закон об АГС соответствовал Конституции РФ и нормам международного права, авторы предлагают:

  1. Исключить принудительное (без согласия граждан) направление граждан в воинские части для прохождения АГС.
  2. Исключить преимущественно экстерриториальный принцип прохождения АГС (разрешить проходить АГС по месту жительства).
  3. Дифференцированно сократить сроки прохождения альтернативной гражданской службы по сравнению с действующим федеральным законом и установить, что срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу:
    - в организациях, расположенных по месту их жительства, составляет 36 месяцев, а для граждан с высшим образованием - 18 месяцев;
    - в организациях, расположенных за пределами места их жительства, составляет 30 месяцев, а для граждан с высшим образованием - 15 месяцев;
    - в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, расположенных по месту их жительства, составляет 30 месяцев, а для граждан с высшим образованием - 15 месяцев;
    - в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, расположенных за пределами места их жительства, составляет 24 месяца, а для граждан с высшим образованием - 12 месяцев.

Возможно, что, если эти предложения будут приняты, ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" перестанет отпугивать граждан, убеждения которых не позволяют им брать оружие в руки и нести обязанности военной службы. Но АГС все равно останется службой по принуждению, а не свободным трудом, как этого требует статья 37 Конституции РФ. В России давно назрела необходимость отменять принудительный призыв на военную службу и принудительную АГС.

3. Законопроект N 204741-3 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об отсрочке от призыва на военную службу работникам негосударственных предприятий оборонно-промышленного комплекса). (В архиве Zip, 6 Кб)
Внесен Законодательным Собранием Калужской области 07.05.02 г. Профильный комитет - Комитет по обороне. Включен в январский календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой в первом чтении на 24.01.2003 г.

4. Законопроект N 161394-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы" (об изменении оснований для предоставления гражданам отсрочек от призыва на военную службу и о приведении законодательных актов в отношении сотрудников правоохранительных органов в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"). (В архиве Zip, 17 Кб)
Внесен депутатами Государственной Думы Н. М. Безбородовым, В. Ф. Дорогиным и А. С. Куликовым 11.12.2001 г. Одобрен Комитетом по обороне. Отозван авторами (на основании п.6 ст. 112 Регламента Госдумы).

Комментарий

Третья редакция этого законопроекта была прокомментирована в разделе 2 блока "Армия и права человека" 45 выпуска оперативной информации.

Комитет Госдумы по безопасности на заседании в конце октября 2002 г. высказался за отклонение законопроекта. По представленным членами Комитета статистическим данным, если законопроект будет принят, то:

  • призыву будет подлежать каждый четвертый сотрудник органов внутренних дел (356 тысяч сотрудников МВД имеют возраст до 27 лет);
  • розыск потеряет до 40% кадрового состава, а впоследствии - до 65%;
  • окончившие очные отделения образовательных учреждений системы МВД (свыше трети всех сотрудников органов внутренних дел) также будут призываться на военную службу;
  • ежегодные потери ГУИНа составят свыше 10 тысяч молодых людей призывного возраста, имеющих высшее профессиональное образование;
  • около 3000 действующих сотрудников таможни и более 500 выпускников таможенной академии будут призваны на военную службу.

Введение указами Президента РФ квот на отсрочки от призыва на военную службу сотрудникам правоохранительных органов Комитет не одобрил, посчитав, что отсрочки от призыва должны быть закреплены законом "О воинской обязанности и военной службе". Но при этом Комитет не предложил никаких решений, которые бы исключили коллизию норм, установленных федеральными законами "О милиции", "О пожарной безопасности", "О федеральных органах налоговой полиции", "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении прав граждан призывного возраста, не имеющих высшего образования и проходящих службу в правоохранительных органах, и норм, установленных ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Существующее положение, по-видимому, устраивает законодательную власть, а судам, вероятно, даются, и будут впредь даваться, негласные указания от федеральных органов исполнительной власти, какой закон применить в каждом конкретном случае.

Члены Комитета разделили озабоченность авторов законопроекта трудностями, возникающими при комплектовании Вооруженных Сил РФ.

Комитетом было принято решение об отклонении законопроекта как вносящего дестабилизацию и даже парализацию правоохранительных органов.

Правительство РФ в официальном отзыве на законопроект от 4.11.2002 г., подписанный В. И. Матвиенко, не поддержало ни одно из предложений авторов законопроекта, в том числе отмену и введение новых отсрочек в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе и "исключение из федеральных законов ряда норм, регулирующих вопросы прохождения военной службы депутатами различных уровней".

В отношении предложенных изменений в ФЗ "О милиции", Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ФЗ "О пожарной безопасности" и другие законодательные акты, Правительство высказалось о них как о "вызывающих неоднозначную оценку", следовательно, оно тоже спокойно относится к существующей в России коллизии федеральных законов.

5. Законопроект N 214962-3 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о зачислении в запас выпускников военных кафедр гражданских ВУЗов). (В архиве Zip, 8 Кб)
Внесен депутатом Государственной Думы Н.М. Безбородовым. Профильный комитет - Комитет по обороне. Принят Государственной Думой в первом чтении 16.10.2002 г. Включен в январский календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой во втором чтении на 22.01.2003 г.

6. Законопроект N 222319-3 "O внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об уточнении понятия "пенсионный возраст по старости"). (В архиве Zip, 4 Кб)
Внесен Законодательным Собранием Республики Карелия 04.07.2002 г.
Профильный комитет - Комитет по обороне. Включен в январский календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой в первом чтении на 24.01.2003 г.

Комментарий

Первоначально законопроект был предложен членом Совета Федерации В. Н. Степановым (см. раздел 1 блока "Армия и права человека" 27 выпуска оперативной информации) 25.04.98 г.; рассмотрен Советом ГД РФ 19.12.2000 г., включался в календарные планы на февраль, март 2001 г., на пленарном заседании Госдумы не рассматривался. Автор предлагал считать пенсионным возрастом по старости для женщин -55 лет, для мужчин - 60 лет - независимо от условий труда в течение трудовой деятельности мужчин и женщин. Вероятно, предложение осталось прежним, но теперь оно исходит не от бывшего Главы Администрации Республики Карелия, а от Законодательного Собрания этой Республики и, кроме того, имеет ссылки на новое пенсионное законодательство.

7. Законопроект N 222319-3 "O внесении дополнения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об отсрочке от призыва на военную службу состоящим в браке гражданам, ожидающим появления в семье ребенка). Внесен депутатом Государственной Думы А.Е. Баранниковым 10.10.2002 г. Профильный комитет - Комитет по обороне. Включен в январский календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой в первом чтении на 24.01.2003 г.

Законопроект был прокомментирован в разделе 1 блока "Армия и права человека" 46 выпуска оперативной информации. Комитет по обороне законопроект одобрил, предложив внести в него незначительные поправки.

8. Законопроект N 248119-3 "О внесении изменения в статьи 24, 51, 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об отсрочке от призыва на военную службу гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка и состоящим в зарегистрированном браке с его матерью). (В архиве Zip, 7 Кб)
Внесен депутатами Государственной Думы А.В. Скочем, В.А. Буткеевым, В.А. Лекаревой, З.А. Муцоевым, В.Ф. Рашкиным 14.10.2002 г. Рассмотрен Советом Государственной Думы 29.10.2002 г. Профильный комитет - Комитет по обороне. Включен в январский календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой в первом чтении на 24.01.2003 г.

Законопроект был прокомментирован в разделе 1 блока "Армия и права человека" 47 выпуска оперативной информации.

9. Законопроект N 223206-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 8, 23, 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об освобождении от призыва на военную службу граждан, прошедших военную службу или альтернативную гражданскую службу в иностранном государстве только в том случае, если Россия имеет соответствующий международный договор с этим государством). (В архиве Zip, 5 Кб)
Внесен депутатом Государственной Думы Н.М. Безбородовым 9.07.2002 г. Рассмотрен Советом Государственной Думы 12.09.2002 г. Профильный комитет - Комитет по обороне. Принят в 1 чтении 24 декабря 2002 г.

Комментарий

Согласно действующему в настоящее время ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются все граждане призывного возраста, прошедшие военную или альтернативную гражданскую службу в другом государстве. Автор законопроекта, заместитель Председателя Комитета Госдумы по обороне, считает, что все эти граждане должны призываться на военную службу. Комитет по обороне, Правительство и большинство депутатов Госдумы его поддержали. Причина все та же - власти боятся отказаться от призыва на военную службу, хотят его увеличить и как можно дольше сохранять Вооруженные Силы советского образца.

Дальше...
Голосование депутатов Государственной Думы
Оглавление выпуска