Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 60 (специальный)
15 июля 2003 года

Тема выпуска

Законопроектный портфель в сфере этнических отношений


Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации

Законопроект имеет более чем десятилетнюю историю. Первая редакция, подготовленная Комитетом по правам человека Верховного Совета РФ, имела шанс быть принятой, но не рассматривалась: законопроект стоял в повестке на конец сентября 1993 года. Это был наиболее либеральный вариант: внутренние паспорта заменялись пластиковыми удостоверениями личности.

В дальнейшем работа над регулированием в этой области вновь перешла под контроль МВД, отстоявшего сохранение традиционных паспортных книжек. Трезво оценивая, к каким разногласиям может привести в парламенте обсуждение некоторых проблемных моментов, прежде всего - вопроса об указании национальности, исполнительная власть пошла по пути правительственного регулирования. Тянуть долее было невозможно, с 1991 года граждане жили с паспортами несуществующего государства. 8 июля 1997 года было утверждено Постановление N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации". Новый российский паспорт лишился "пятого пункта".

В то же время продолжает действовать Указ Президента РФ от 13 марта 1997 года "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации", предусматривающий принятие соответствующего федерального закона. По смыслу Указа, паспорт рассматривается в качестве переходного документа к иной форме удостоверения личности.

В начале 2001 года проект федерального закона, внесенный депутатами Анатолием Лукьяновым и Юлием Рыбаковым еще в бытность их в Государственной Думе второго созыва, был отклонен. Проект предусматривал указание национальности (по желанию гражданина) и места жительства (регистрации/прописки). Наличие этих позиций воспрепятствовало голосованию за законопроект большей части фракций СПС и "Яблоко". Левые и часть группы "Регионы России" отказались поддерживать законопроект, считая, напротив, указание национальности обязательным. Кроме того, часть депутатов, воспринявших прокламации православных радикалов, категорически возражала против присвоения гражданину личного номера и указания его в паспорте.

К концу 2001 года отклоненный текст был переработан группой депутатов (Борис Надеждин, Валерий Гребенников и другие) и повторно внесен в Думу. Основным отличием стало исключение личного номера. Графу "национальность (по желанию)", как и в предыдущей версии, предлагалось восстановить. Последнее обстоятельство препятствует сохранению выдаваемых ныне российских паспортов, в которых такой графы нет. Соответственно, в случае принятия закона процесс переоформления паспортов следовало бы начинать с нуля.

Правительство в этом не заинтересовано. Поэтому проект закона, неоднократно включавшийся в план работы, в конце концов, лег под сукно. Видимо, перспективы быть принятым у проекта, во всяком случае, в настоящем созыве, нет. Это ясно хотя бы из того, что 20 марта 2002 года Дума отказалась поддержать предложенный фракцией КПРФ проект постановления "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Касьянову "О внесении в паспорт гражданина Российской Федерации сведений о его национальности". При этом постоянный представитель Правительства в Госдуме Андрей Логинов заявил: "Очень часто, ставя вопросы о внесении в паспорта граждан Российской Федерации графы "национальность", цитируют только первое предложение части 1 статьи 26 Конституции. Я бы хотел процитировать продолжение: "Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности". Графа в паспорте о национальной принадлежности будет служить указанием заполнять ее абсолютно для всех структур, которые выдают эти паспорта, органов паспортно-визового режима. И так же она будет восприниматься теми людьми, которые будут иметь этот паспорт. Таким образом, мы нарушаем права человека, обязывая в своем паспорте заполнять данную графу.

И еще. Почему у нас возникла такая ситуация? <…> Дело в том, что во всех странах мира существует графа "национальность" - "nationality". Но это воспринимается как указание гражданства, принадлежности к данной стране. В то же время то, что подразумевают у нас под словом "национальность" - это этничность, принадлежность к той или иной этнической группе. Понятия "ethnicity", то есть "этничность" ни в одном паспорте, ни одной страны мира вы не найдете. Здесь же хотят, поставив все с ног на голову, воспроизвести старую модель государства и государственного учета граждан, которая существовала в советские времена и приводила к очень серьезным искажениям в соблюдении прав человека…"

Дальше...
Оглавление выпуска