Положение турок-месхетинцев

и других меньшинств

16-31 октября 2005 года

Данный обзор составлен Правозащитным центром “Мемориал” в рамках проекта “Общественное противодействие этнической дискриминации в Краснодарском крае и правовая помощь ее жертвам” на основе результатов ведущегося в крае мониторинга, а также публикаций средств массовой информации и материалов информационных агентств.

Встреча представителей общины езидов станицы

Холмской с журналистами не состоялась

25 октября журналисты ростовской газеты “Южный репортер” предполагали встретиться в станице Неберджаевской в доме лидера езидов Ахмада Чолояна с активистами общины езидов станицы Холмской. О предстоящей встрече стало известно местным властям, после чего холмские езиды подверглись давлению со стороны сотрудников милиции, которые провели профилактические беседы с теми из езидов, у кого были проблемы с регистрацией и документами. В результате езиды, проживающие в станице Холмской, отказались встречаться с журналистами и в Неберджаевскую не поехали.

Свидетельства этнической дискриминации

на Кубани будут выпущены на компакт-диске

В октябре 2005 г. в Новороссийском комитете по правам человека началась реализация проекта под названием “Прими сердцем, пойми разумом”, цель которого - выпуск компакт-диска, включающего личные истории об этнической дискриминации, проиллюстрированные документами и фотографиями. На презентации проекта его руководитель Вадим Карастелев заявил, что, поскольку власти Краснодарского края и Кремля не признают проблемы этнической дискриминации, единственное верное решение объединить всех подвергшихся дискриминации в единый банк данных: “Главная наша задача чтобы люди, которые подвергаются дискриминации, поняли, что они не одни, и они не чужие. Что люди других национальностей правозащитники, журналисты и общественные деятели не молчат, они что-то делают. Да, они не могут дать им российское гражданство, это прерогатива властей. Но записать их истории и рассказать их мы можем. А то, что мы можем, мы должны сделать”.

В качестве интервьюеров в реализации проекта примут участие молодые люди, проживающие в Краснодарском крае, среди них русские, чеченцы, армяне, адыги-шапсуги, турки-месхетинцы, батумские курды и езиды. В собранных свидетельствах должно присутствовать описание семьи, судеб старшего поколения, образа жизни, традиций, друзей семьи, трудностей, которые приходилось преодолевать семье. Ожидается, что будет собрано не менее 60 историй; презентация компакт-диска пройдет весной 2006 года.

Статья о положении армян, проживающих в

Краснодарском крае

В октябре агентство PanArmenian опубликовало аналитическую статью Артема Ерканяна “Армян на Кубани по-прежнему делят на “своих” и “чужих”, посвященную истории появления армян на Кубани и проблемам, с которыми сталкиваются представители данного этнического меньшинства в наши дни.

На территории Кубани армяне жили задолго до того, как туда пришли русские. Профессор Кубанского университета этнограф Игорь Кузнецов утверждает, чтов 17-м веке армяне уже были здесь “традиционным” этносом. Но и до того они жили здесь среди адыгов. За несколько веков проживания в мусульманском окружении черкесские армяне сумели сохранить национальные традиции. Они приветствовали приход сюда единоверцев-русских”.

По официальным данным в настоящее время армян в Краснодарском крае 388 тысяч или около 7 процентов от пятимиллионного населения края, по неофициальным сведениям численность армянского населения достигает 630 тысяч. Однако некоторые чиновники в крае утверждают, что численность армян давно перевалила за миллион. Игорь Кузнецов так объясняет появление этой цифры: “Чиновники, которые озабочены миграционными потоками, твердят о миллионе, чтобы оправдать свои действия, мол, армян слишком много понаехало, демография меняется, нужно срочно ограничивать роль армянского фактора. Это, конечно, спекулятивные утверждения, абсолютно ни на каких источниках не основанные”.

Представители местной администрации предпочитают самый простой способ объяснения причин наблюдающихся здесь в последнее время вспышек шовинизма. Они апеллируют к данным социологии, которые якобы свидетельствуют о том, что межнациональные трения становятся неизбежны, когда какой-нибудь “нетитульный этнос достигает численности, превышающей 12 процентов населения.

Местные националисты, стремящиеся к ограничению роли армянского фактора, искусственно разделяют краснодарских армян на новых и старых, своих и чужих. Если у человека армянское происхождение, но он не владеет родным языком и ходит молиться в православную церковь, то он – свой. Если же он приехал 15 лет назад и дома разговаривает на армянском языке, то отношение к нему иное. Атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов заявляет: “Когда мы говорим об армянах, мы четко отличаем – вот это наши армяне, а это не наши”. Журналист краснодарской газеты “Известия-Юг” Игорь Ярмизин напоминает, что еще губернатор Егоров запретил рейсы из Еревана, чтобы армяне сюда не ехали. Это он первым стал делить армян на “наших” и “не наших. Сегодня очевидно, что эта политика не принесла никаких результатов, кроме отрицательных. Но вся беда в том, что местные правители не привыкли анализировать прошлое, и потому они наступают на те же грабли”. Губернатор Александр Ткачев в свое время позволил себе неосторожную фразу о том, что окончание фамилии на ян”, “швили и оглы будет считаться основанием для выдворения. Надо отметить, что многие из проживающих в крае армян беженцы из Северного Карабаха, Азербайджана, Абхазии, Узбекистана, которых просто некуда выдворять.

По итогам первых семи месяцев 2005 года 360 граждан Армении было депортировано за незаконное пребывание в крае, или нарушение миграционного законодательства. Согласно закону, иностранцы обязаны в течение 3-х рабочих дней зарегистрироваться по месту пребывания. Это требование касается всех, кроме граждан Украины. Некоторые армяне видят в этом дискриминацию: ведь Армения не менее дружественная России страна, чем Украина.

С призывами гнать армян с Кубани” выступают не только нацисты из РНЕ, но и некоторые казачьи атаманы. За последние 7-8 лет в Краснодарском крае несколько раз имели место серьезные столкновения между казаками и армянами. Поводом чаще всего становились обычные бытовые ссоры. Так, бытовой конфликт между греками и казаками в апреле этого года в Новороссийске едва не привел к армянским погромам.

Армяне, не рассчитывая на защиту правоохранительных органов, порой занимаются организацией самообороны. Так было, например, в апреле 2002 года в Анапе, где неонацисты со всей страны решили отметить день рождения Гитлера. Глава армянской общины Левон Адамян взялся формировать антифашистские отряды, куда, кроме армян, стали записываться представители других национальностей. Неонацистов опознавали в толпе по бритым головам и сдавали в милицию. Факельное шествие с лозунгами Смерть хачикам” не состоялось.

Кубанские СМИ о казачестве

18 октября 2005 г. в краевой газете “Кубань сегодня” появилась публикация “Казачество фактор стабилизирующий”. Атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов заявляет, что успехи казачества “всегда базировались на добрососедских отношениях со всеми живущими по соседству народами, на стремлении к миру, стабильности”. О значении казачества говорит и губернатор Кубани А.Ткачев: …Сегодня даже былые противники возрождения казачества поняли, насколько важно для нашего общества казачество с его по-настоящему государственным взглядом на мир, с его ответственностью, самоотверженностью, с его умением найти общий язык с любым народом, с любой этнической группой”.

26 октября 2005 г. в краевой газете Кубань сегодня” опубликована статья под заголовком “Краснодар должен стать лидером казачьего движения Кубани!” В статье идет речь об инициативности и самоотверженности казаков: “Без всякого преувеличения можно сказать, что казаки, как люди государственные по своему мышлению и взглядам на жизнь, взвалили на свои плечи то, что, по прямой логике должно бы, как и прежде, делать государство”, а также о финансировании целевой программ развития казачества: В январе 2005 г. Краснодарская городская дума утвердила финансирование городской программы в сумме 1 миллион 100 тысяч рублей, это вдвое больше, чем в 2004 году. В 2006 году финансирование будет увеличено”.

 

Обращение “Черкесского конгресса” Адыгеи

к Президенту РФ

31 октября 2005 г. Информационное агентство Regnum опубликовало обращение Адыгейского республиканского общественного движения “Черкесский конгресс к Президенту РФ Владимиру Путину. Авторы обращения просят содействия Президента в разрешении двух проблем: 1) признании геноцида черкесского (адыгского) этноса, совершенного Российской империей в ходе и по окончании Кавказской войны XIX века; 2) сохранении статуса Республики Адыгея.

“Черкесский конгресссчитает принятие Закона о референдуме в Республике Адыгея, дающего возможность инициировать ликвидацию республики, примером ошибочного подхода в национальной политике федеральных властей. При количестве коренного населения в 24% исход данного референдума заранее предрешен, “при этом не учитывается тот факт, что это может вызвать протест адыгов, которые в результате включения Республики Адыгея в состав Краснодарского края в форме муниципального образования, окажутся на обочине экономической, политической жизни в новом субъекте федерации. Упразднение статуса Республики Адыгея усугубит ситуацию на Северо-Западном Кавказе, а также изменит отношение многочисленной диаспоры, которая считает своей родиной Республику Адыгея, Северный Кавказ”.

Депортация незаконных мигрантов

По сообщению ЮГА.ру, 18 октября Управление по делам миграции Краснодарского края произвело депортацию 21 незаконного мигранта. Из Краснодарского аэропорта авиарейсами Краснодар-Ереван и Краснодар-Ташкент отправились 12 граждан Армении и 9 Узбекистана. 19 октября проведена отправка домой из Ростова 3 граждан Азербайджана, которые были задержаны на территории Краснодарского края за нарушение паспортного режима. По всем депортируемым гражданам имеются вступившие в законную силу решения судов.