ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
И ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

    

Авторы доклада:                                       
Денис Валерьевич Воробьев ,
Дмитрий Валерьевич Грушкин

    








Москва, 1999

    


ВВЕДЕНИЕ

    Начавшийся в 1990 г. процесс “суверенизации” республик в составе РФ, т.е. резкого увеличения объема полномочий республиканских властей вплоть до проведения ими политики неподконтрольной федеральному правительству и противоречащей федеральному законодательству, был тесно связан с идеей “национальной” государственности. В свете ее субъекты федерации (в данном случае — республики) выступают как государственные образования “титульных наций”, т.е. этнических групп, давших им название (Татарстан — государство татар, Удмуртия — удмуртов, Карелия — карелов и т.п.). Органы власти этих государственных образований должны своей политикой “защищать” в первую очередь интересы “титульных наций” и обеспечивать их развитие.
    Идея национальной государственности принимает разные формы, воплощается в лозунгах разной степени радикализма и по-разному используется в политическом процессе. Практически во всех республиках РФ она была взята на вооружение правящей элитой и отразилась в нормативно-правовых актах органов государственной власти. При этом почти всегда официальные высказывания об особом положении “титульных наций” сопровождаются оговоркам (все граждане независимо от национальности равны перед законом, власть одинаково защищает интересы всех граждан и т.п.). С нашей точки зрения, сама по себе идея “национальной государственности”, во-первых, раскалывает общество, ставя “нетитульные национальности” в положение граждан второго сорта, и, во-вторых, влечет за собой дискриминацию и ограничение прав лиц, не относящихся к “титульным” или “коренным” народам.
    Как правило, рассуждения оппонентов официальной власти о “национально-государстенном строительстве” носят чисто умозрительный характер. В подавляющем большинстве публикаций о положении в российских республиках очень трудно, почти невозможно найти сколько-нибудь подробную информацию о том, в каких формах выражается идея национальной государственности, как она отражается и отражается ли в нормативно-правовых актах, как влияет на практическую политику республиканских органов власти и создает ли предпосылки для дискриминации граждан, т.е. ограничения возможности пользоваться на равных началах правами и свободами из-за их этнической принадлежности или происхождения. Ответить на эти вопросы можно только изучив ситуацию в отдельных республиках в составе РФ.
    Мы исследовали реальную ситуацию в Республике Башкортостан. Почему выбор пал именно на этот субъект Российской Федерации? РБ относится к регионам, наиболее часто упоминаемым средствами массовой информации и отдельными исследователями как “неблагополучные” с точки зрения соблюдения прав граждан1. В нескольких публикациях московских газет отмечалось, что руководство Башкортостана следует идеям башкирского национализма2. Однако те, кто находятся в оппозиции официальному курсу в республике и отдельные московские политики подчас весьма эмоционально обвиняют башкирские власти, не особенно утруждая себя сбором, проверкой и анализом фактов, а руководители республики решительно отвергают все обвинения, уклоняясь от предметного обсуждения проблемы. Во многих случаях темы внутреннего положения в РБ и соблюдения прав граждан разных национальностей сводятся к обсуждению отношений между федеральным центром и руководством РБ или соответствия местного законодательства федеральному.
    Чтобы понять, какова же в действительности ситуация в республике, мы считаем необходимым найти ответы на следующие вопросы:
    Предмет исследования — нормативно-правовые акты РБ, касающиеся прав и свободы граждан; национальная политика органов государственной власти; возникающие по вине властей предпосылки и процессы дискриминации по этническому признаку. Мы не рассматриваем в данном случае явления бытовой дискриминации и дискриминации в негосударственном секторе.
    Информация собиралась в течение 1996—1998 гг. Было предпринято четыре поездки в РБ. Проводились встречи с представителями органов государственной власти, главами администраций районов республики, депутатами Государственного Собрания РБ, руководителями религиозных организаций, лидерами национальных партий и движений, членами правозащитных организаций. Авторы доклада посетили Бакалинский, Белебеевский, Дюртюлинский районы на северо-западе, составляющие этноконтактный регион, где совместно проживают татары и башкиры; районы преимущественного проживания башкир — Баймакский и Зилаирский. Проводились свободные (неструктурированные) интервью. Следует отметить, что в подавляющем большинстве наши собеседники — государственные служащие и активисты общественных объединений — предпочитали давать сведения при условии полной анонимности, опасаясь возможных неприятностей, поэтому при ссылках на интервью мы во многих случаях не называем имена тех, от кого получили сведения. Собиралась информация и в государственных учреждениях РБ: Администрации Президента, Государственном Собрании (парламенте), Государственном комитете по статистике, Миграционной службе, Доме дружбы народов РБ и др. Был проведен анализ нормативных актов Республики Башкортостан; изучены материалы республиканской и российской прессы, касающиеся проблем Башкирии.
    Основным критерием оценки нормативных установлений и действий властей служит для нас их соответствие международным обязательствам, Конституции РФ и федеральным законам. Поскольку Республика Башкортостан является частью Российской Федерации, юрисдикция РФ полностью распространяется на территорию РБ, а органы государственной власти РБ входят в систему органов государственной власти РФ. Следовательно, башкирские власти оказываются связанными международными обязательствами России, в частности, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенцией о правах человека и основных свободах, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенцией 111 Международной организации труда относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г., Конвенцией ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. и др. Согласно Ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и происхождения.
     При использовании подобных юридических критериев возникают определенные трудности. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (как и другие международные конвенции, посвященные запрету дискриминации) определяет дискриминацию по признаку расы, этнической принадлежности или происхождения как прямую дискриминацию. Прямая дискриминация означает, что прямые (не обязательно открытые и закрепленные нормативными актами) различия по признаку расовой или этнической принадлежности ограничивают возможность пользоваться на равных началах правами и свободами. Между тем вполне возможны и нередко обнаруживаются в реальности случаи косвенной дискриминаци: различия между гражданами проводятся по иным, нежели раса или национальность, признакам, но, тем не менее сказываются в этнической сфере. Выявить и квалифицировать такие ситуации непросто. Многие действия и установления региональных властей не могут быть однозначно оценены из-за слабости российского законодательства: в РФ до сих пор нет антидискриминационных законов, нет законодательства о национальных меньшинствах; положения ряда законов о равенстве граждан носят декларативный характер.
    При сборе материала и подготовке доклада мы исходили из нескольких посылок:
    Поскольку проявления дискриминации чаще всего носят латентный характер, мы не беремся дать исчерпывающее описание “национальной политики” в РБ. носит исчерпывающий характер. Наша задача более скромна — обозначить контуры проблемы, оценить ее сложность и остроту.