UNITED
NATIONS

 

CERD/C/62/draftCO/11

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Distr.
GENERAL

CERD/C/62/CO/11
21 марта 2003
Original: ENGLISH

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД
НЕОТРЕДАКТИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ

 

КОМИТЕТ ПО ЛИКВИДАЦИИ
РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

62-я сессия
3-21 марта 2003 г.

РАССМОТРЕНИЕ ДОКЛАДОВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОГЛАСНО СТАТЬЕ 9 КОНВЕНЦИИ

Заключительные замечания Комитета
по ликвидации расовой дискриминации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

  1. Комитет рассмотрел периодические доклады Российской Федерации с 15 по 17, со сроками подачи, соответственно, 6 марта 1998, 2000 и 2002 г., поданные как один документ (CERD/C/431/Add.2), на своих 1564-м и 1565-м заседаниях (CERD/C/SR.1564 и CERD/C/SR.1565), проведенных 10 и 11 марта 2003 г. На своих 1580-м и 1581-м заседаниях, состоявшихся 20 и 21 марта, Комитет принял следующие заключительные замечания.
  2. A. Вступление

  3. Комитет приветствует подачу 15-17 периодических докладов, поданных как один документ, а также дополнительную информацию, предоставленную делегацией Государства-участника в ходе устной презентации. Комитет выражает свое удовлетворение по поводу прибытия высокопоставленной делегации и высоко оценивает конструктивный диалог, который имел место между Комитетом и Государством-участником.
  4. B. Позитивные аспекты

  5. Комитет приветствует принятие и вступление в силу Трудового кодекса и в частности, его положений, направленных на искоренение дискриминации в трудовых отношениях.
  6. Комитет с одобрением отмечает принятие Государством-участником конкретных мер по борьбе с экстремистскими националистическими и расистскими организациями.
  7. Комитет приветствует принятие в 2001 Федеральной целевой программы под названием “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”.
  8. Комитет приветствует принятие ряда законов, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов. Комитет также с удовлетворением отмечает сделанное делегацией Государства-участника заявление об активизации подготовительной работы по ратификации Конвенции МОТ № 169.
  9. Комитет приветствует предпринятые усилия по укреплению взаимодействия между Государством-участником и организациями гражданского общества, в том числе продолжающуюся деятельность в связи с прошедшим в 2001 году Гражданским форумом.
  10. Комитет приветствует ратификацию Государством-участником в 2001 году Рамочной конвенции Совета Европы по защите национальных меньшинств.
  11. Комитет с удовлетворением воспринял заверения со стороны делегации Государства-участника в том, что перемещенные из Чечни лица, живущие в соседних регионах, смогут принять участие в референдуме о новой конституции Чечни.
  12. C. Вопросы, вызывающие озабоченность, и рекомендации

  13. Комитет с озабоченностью отмечает отсутствие определения расовой дискриминации во внутреннем законодательстве. Хотя законы могут защищать от дискриминации и без употребления самого термина “дискриминация”, Комитет рекомендует Государству-участнику рассмотреть возможность введения в соответствующие законы четко выраженного запрета расовой дискриминации в соответствии с определением, данным в Статье 1 Конвенции.
  14. Комитет отмечает, что ряд государственных органов, включая Прокуратуру, федерального Уполномоченного по правам человека и Комиссию по правам человека при Президенте РФ, занимаются случаями расовой дискриминации в общих рамках своей обычной деятельности по проблемам прав человека. Для получения более четкого представления о работе этих органов Комитет просит Государство-участника представить в своем следующем периодическом докладе информацию о случаях расовой дискриминации, рассмотренных этими органами.
  15. Комитет выражает свою озабоченность тем, что большое число бывших советских граждан, которые ранее на законных основаниях постоянно проживали в Российской Федерации, считаются незаконными мигрантами с момента вступления в силу в 2002 г. Федеральных законов “О гражданстве Российской Федерации ” и “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Комитет призывает Государство-участника принять меры по нормализации положения этой категории лиц.
  16. Комитет озабочен сообщениями об избирательных, по расовому признаку, проверках документов у представителей отдельных меньшинств, в том числе народов Кавказа и Средней Азии и цыган (Рома). Комитет рекомендует Государству-участнику принять незамедлительные меры к прекращению практики произвольных проверок документов правоохранительными органами. Такие меры должны включать себя обучение и просвещение полиции и других сотрудников правоохранительных органов, направленные на то, чтобы при исполнении своих обязанностей эти сотрудники уважали и защищали права человека в отношении всех лиц, независимо от их расы, цвета кожи, национального и этнического происхождения.
  17. Комитет озабочен многочисленными сообщениями о том, что регистрация по месту жительства используется как средство дискриминации в отношении отдельных этнических групп и что отсутствие регистрации по месту жительства используется как основание для отказа в некоторых политических, экономических и социальных правах. Приветствуя тот факт, что судебные органы Государства-участника признали такую практику противоречащей Конституции, Комитет тем не менее рекомендует Государству-участнику обеспечить, чтобы при осуществлении режима регистрации по месту жительства строго соблюдались нормы федерального законодательства и решения Конституционного Суда и Верховного Суда.
  18. Комитет озабочен систематическими сообщениями о дискриминации в отношении месхетинцев в Краснодарском крае, включая произвольный отказ в регистрации по месту жительства и в формальном признании их гражданами России. Комитет призывает Государство-участника обеспечить регистрацию по месту жительства в Краснодарском крае месхетинцев, прибывших на территорию Российской Федерации в 1989-91 гг., и гарантировать им все права и преимущества, положенные им как российским гражданам. Также Комитет призывает Государство-участника обеспечить, чтобы местные власти не оказывали давления на месхетинцев с целью заставить их переселиться за пределы Краснодарского края.
  19. Признавая особенности истории казачества в Российской Федерации, Комитет тем не менее озабочен сообщениями о том, что некоторые организации казаков совершают акты запугивания и насилия в отношении отдельных этнических групп. Согласно полученной Комитетом информации, эти организации, действующие как вооруженные формирования и используемые местными властями для выполнения правоохранительных функций, пользуются особыми привилегиями, в том числе получают государственное финансирование. В этой связи Комитет, в соответствии со Статьей 2(b) Конвенции, рекомендует Государству-участнику обеспечить, чтобы государственная поддержка не предоставлялась организациям, пропагандирующим и осуществляющим расовую дискриминацию, и запретить вооруженным формированиям казаков исполнять полицейские функции, направленные против этнических меньшинств
  20. Комитет озабочен тем, что чеченцам, ищущим убежища за пределами Чечни на территории Государства-участника, отказывают в предоставлении статуса вынужденного переселенца. Комитет рекомендует Государству-участнику принять эффективные меры к тому, чтобы никакая группа лиц не подвергалась дискриминации при предоставлении статуса вынужденного переселенца.
  21. Комитет озабочен сообщениями о том, что на перемещенных из Чечни лиц оказывают давление с целью заставить их покинуть временные лагеря, несмотря на то, что необходимые условия безопасности для их возвращения в Чечню не обеспечены. Комитет рекомендует Государству-участнику принять эффективные меры к тому, чтобы обеспечить возвращение перемещенного населения на территорию Чечни только на добровольной основе и в условиях безопасности и уважения человеческого достоинства.
  22. Комитет просит предоставить дополнительную информацию о защите, предоставляемой на территории Государства-участника беженцам и лицам, ищущим убежища, а также о том, могут ли посещать школу дети лиц, ищущих убежища.
  23. Комитет озабочен тяжелым положением коренных малочисленных народов в Государстве-участнике. В этой связи Комитет просит Государство-участника представить в своем следующем периодическом докладе информацию о результатах выполнения законов и федеральных программ по защите прав коренных малочисленных народов. В частности, Комитет просит предоставить информацию о создании территорий с традиционными методами ведения хозяйства согласно федеральному законодательству и о влиянии принятия Земельного кодекса 2001 года на имущественные права коренных малочисленных народов.
  24. В связи с тем, что многие законы, имеющие отношение к Конвенции, рассматриваются и принимаются по инициативе Комитета Государственной Думы по делам национальностей, в следующем периодическом докладе Государство-участника просят предоставить актуальную информацию о деятельности этого комитета, в том числе о его работе над проектом федерального закона о защите прав меньшинств.
  25. Приветствуя шаги, предпринятые для выполнения Статьи 4 Конвенции, Комитет в то же время озабочен отсутствием четкого определения понятия политического экстремизма в Федеральном Законе 2002 года “О противодействии экстремистской деятельности”. Комитет рекомендует Государству-участнику пересмотреть данный закон с целью более четкого определения сферы его применения.
  26. Комитет просит предоставить в следующем периодическом докладе информацию о применении статей Уголовного кодека, относящихся к статье 4 Конвенции и к Федеральному закону “О противодействии экстремистской деятельности”, в том числе о количестве поданных жалоб и о результатах рассмотренных дел.
  27. Признавая важность предпринимаемых усилий по борьбе с таким злом, как терроризм, Комитет озабочен сообщениями о том, что правоохранительные органы предвзято относятся к представителям отдельных групп, в особенности к чеченцам. В этой связи Комитет хочет обратить внимание Государства-участника на свое заявление от 8 марта 2002 года, в котором Комитет подчеркивает обязанность государств “обеспечить, чтобы принимаемые меры по борьбе с терроризмом не были дискриминационными, по своим целям или фактическим результатам, по признаку расы, цвета кожи, происхождения, национальной или этнической принадлежности” (A/57/18, параграф 514, Заявление о расовой дискриминации и о мерах по борьбе с терроризмом, параграф 5 Заявления).
  28. Комитет озабочен сообщениями о распространении в общенациональных средствах массовой информации расистских материалов, направленных против меньшинств и подкрепляющих негативные стереотипы. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять тщательный мониторинг этой ситуации и предоставить в следующем периодическом докладе подробную информацию одействиях, предпринятых правоохранительными и судебными органами в отношении таких СМИ.
  29. В отношении предстоящего референдума по Чечне Комитет рекомендует Государству-участнику поддержать общественное обсуждение конституции Чеченской Республики и предпринять все усилия к тому, чтобы референдум был шагом к восстановлению мира в этом регионе.
  30. Комитет озабочен количеством случаев расистских нападений на представителей этнических меньшинств со стороны, помимо прочих, скинхедов и неонацистов. В этой связи Комитет рекомендует Государству-участнику усилить меры по профилактике насилия на расовой почве и обеспечить защиту представителей этнических меньшинств и иностранцев, включая беженцев и лиц, ищущих убежища. Также Комитет просит Государство-участника в своем следующем периодическом докладе привести перечень расследованных и переданных в суд дел.
  31. Комитет рекомендует Государству-участнику при подготовке следующего периодического доклада консультироваться с организациями гражданского общества, работающими в сфере борьбы с расовой дискриминацей.
  32. Комитет настоятельно рекомендует Государству-участнику ратифицировать поправки к статье 8, п. 6 Конвенции, принятые 15 января 1992 года на 14-й встрече Государств-участников Конвенции и одобренные резолюцией 47/111 Генеральной Ассамблеи. В этой связи Комитет ссылается на резолюцию 57/194 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 2002 года, в которой Генеральная Ассамблея настоятельно рекомендует Государствам-участникам ускорить процесс ратификации поправок и незамедлительно направить письменное уведомление о своем согласии с поправками Генеральному Секретарю*.
  33. Комитет рекомендует Государству-участнику принять во внимание соответствующие разделы Дурбанской Декларации и Программы действий при реализации Конвенции в национальной системе права, в частности, в отношении статей 2-7 Конвенции, и включить в свой следующий периодический доклад информацию о планах действий и иных принятых мерах по выполнению Дурбанской Декларации и Программы действий на национальном уровне.
  34. 31. Комитет рекомендует Государству-участнику сделать свои доклады доступными для широкой общественности с момента их подачи, а также широко распространять замечания Комитета по этим докладам.
  35. 32. Комитет рекомендует Государству-участнику представить 18-й периодический доклад совместно с 19-м, который должен быть подан 6 марта 2006 г., и осветить в нем все вопросы, поднятые в данных заключительных замечаниях.

--------

* Примечание - Эта поправка предполагает, что финансирование работы членов Комитета по ликвидации расовой дискриминации будет осуществляться за счет бюджета ООН, в то время как сейчас их деятельность оплачивают государства, чьими гражданами являются члены Комитета.