ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о постановлении правительства Москвы от 21.09.99 г. № 875-ПП
«Об утверждении Временного порядка перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета, за пределы города Москвы к месту их постоянного проживания»

1. В соответствии с федеральным законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения…» регистрация по месту пребывания и по месту жительства является обязанностью гражданина (ст. 3). Вместе с тем, как подчеркнул Конституционный суд в постановлении от 2.02.98 г. № 4-П, «согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства» (п. 2 констатирующей части постановления КС).

Вопреки указанному Закону и постановлению Конституционного суда московские городские власти установили разрешительный порядок регистрации посредством принятия совместного постановления правительств Москвы и Московской обл. от 30.03.99 г. №241-28. В результате в категорию незарегистрированных попадают не только лица, уклоняющиеся от регистрации, но и лица, выполнившие возложенную на них законом обязанность и своевременно обратившиеся за регистрацией, но получившие отказ при отсутствии законных к тому оснований. Таким образом, граждане России и лица, на которых действие Правил регистрации было распространено постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 290, подвергаются санкциям не за собственные действия, а за нарушение требований Закона со стороны должностных лиц.

2. Введение Временного порядка перемещения правительство Москвы обосновывает ссылкой на ст. 6 Кодекса об административных нарушениях, которая, в частности, дает право местным органам власти «принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом"». Однако правонарушение, состоящее в проживании без регистрации, прямо предусмотрено ст. 178 КоАП, и за него установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Кроме того, ст. 6 устанавливает, что решения местных органов принимаются «в пределах, определяемых законодательными актами». Такая мера, как выдворение лиц, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания, не содержится в перечне административных взысканий (ст.24 КоАП) и может быть применена только в случае чрезвычайного положения к лицам, нарушающим общественный порядок (ст.23 закона «О чрезвычайном положении»). Между тем введение чрезвычайного положения не относится к компетенции субъектов федерации (ст. ст. 56 и 88 Конституции РФ). Следует также иметь в виду, что конституционные свободы — в данном случае свобода передвижения и выбора места пребывания и жительства —могут быть ограничены только федеральным законом, а отнюдь не актом органа исполнительной власти субъекта федерации, и при этом в законе должен быть указан срок действия таких ограничений.

Таким образом, принимая постановление от 21.09.99 г. № 875-пп, правительство Москвы превысило свои конституционные полномочия, нарушив статьи 2, 11, 15, 27, 55, 56, 72, 76 и ряд других статей Конституции Российской Федерации, а также ряд федеральных законов.

Руководитель программы «Миграция и право»
С.А.Ганнушкина

Консультант программы по правовым вопросам
М.Е.Петросян