ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о распоряжении мэра г.Москвы от 28.09.99 г. №1057-РМ
«О временных мерах по упорядочению работы с прибывающими в г.Москву беженцами и вынужденными переселенцами, а также лицами, ходатайствующими о предоставлении такого статуса»

Хотя в обоснование распоряжения от 28.09.99 г. № 1057-РМ мэр г. Москвы ссылается на резкое обострение обстановки в городе, вызванное террористическими актами, в действительности указанное распоряжение представляет собой новую противоречащую федеральному законодательству попытку запретить предоставление статуса беженца и вынужденного переселенца в г.Москве. В течение последних лет такие попытки предпринимались городскими властями неоднократно. Последнее по времени относящееся к этому предмету распоряжение мэра от 14 марта 1996 г. № 121-РМ было отменено по представлению прокурорских органов. Незаконность этого распоряжения была установлена также решением Верховного суда Российской Федерации в определении, вынесенном по делу Л.П.Лукашенко («Бюллетень Верховного суда РФ», 1999 г., № 2, с. 8-10). В частности, Верховный суд указал, что предоставление статуса вынужденного переселенца в зависимости от наличия близких родственников в Москве, зарегистрированных по месту жительства, не соответствует положениям ст. 6 закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» и что в силу ст.76 Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты субъектов федерации по предметам совместного ведения не могут противоречить соответствующим федеральным законам, и в случае противоречия между ними действует федеральный закон.

Это указание Верховного суда в полной мере относится и к распоряжению от 28.09.99 г. № 1057-РМ. Следует добавить, что применительно к лицам, ходатайствующим о признании их беженцами, указанное распоряжение противоречит п. 1 ст. 5 закона Российской Федерации «О беженцах».

Распоряжение мэра нарушает не только ст. 76 Конституции и федеральное законодательство, но и собственный Устав города Москвы (ст. 14), а также Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16 июня 1998 г. (подпункт «о)» п. 1 ст. 2 и подпункт «б)» п. 2 ст.5). Более того, если руководствоваться п. 3 ст. 5 Договора, это распоряжение «не подлежит применению» как не соответствующее федеральному законодательству.

Следует особо подчеркнуть, что данное распоряжение мэра г.Москвы (как и распоряжение от 13.09.99 г. № 1007, а также постановление правительства Москвы от 21.09.99 г. № 875-ПП) представляют собой опасный прецедент, поскольку нарушают не только ст. 76 Конституции, но и ее нормы, составляющие принципы государственного строя Российской Федерации и включенные в гл. 1 «Основы конституционного строя», а именно: статью 4, часть вторую, — о верховенстве федеральных законов; статью 2 — об обязанности государства и его должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; статью 15, часть третью, устанавливающую, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Положения главы 1 Конституции «составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией» (ст. 16). Таким образом, имеются основания для того, чтобы ставить вопрос о нарушении московскими органами государственной власти конституционного порядка и о местническом произволе и злоупотреблении властью.

Руководитель программы «Миграция и право»
С.А.Ганнушкина

Консультант программы по правовым вопросам
М.Е.Петросян