К предыдущей главе... К следующей главе...



Введение

Правозащитный центр “Мемориал” не первый раз обращается к проблеме месхетинских турок в Краснодарском крае. Причина не в какой-либо особой любви ПЦ к месхетинцам или в нежелании уделять внимание другим национальностям. Делом в особой, принципиальной важности этой проблемы. Ее следует расценивать как один из позорнейших эпизодов новейшей истории РФ. Турки в Краснодарском крае — сравнительно маленькая группа населения и в масштабах региона, и в масштабах страны в целом, однако значение ситуации  определяется отнюдь не числом вовлеченных в нее людей. Впервые со сталинских времен, с 1950-х гг. в России целая категория населения оказалась открыто пораженной в правах по национальному признаку. Впервые в РФ не в ситуации вооруженного конфликта государственная машина открыто и целенаправленно работает против определенной этнической группы как таковой. Впервые органам государственной власти федерального и регионального уровней довелось с однозначно отрицательным результатом пройти столь простой и наглядный тест на  уважение к закону и на иммунитет против расизма. Историю с месхетинскими турками не приходится считать случайным недоразумением — к сожалению, она четко отражает тенденции новейшей “национальной политики” в РФ.

ПЦ “Мемориал” по итогам  исследований 1994–1995 гг.  на русском и на английском языках был выпущен доклад, детально описывающий положение месхетинцев в Краснодарском крае и систематическое нарушение их прав1.  Изложенное ниже  можно считать продолжением этой работы  — за последующие три года  практически все описанные проблемы  не стали менее актуальными, но произошли новые события, серьезно меняющие ситуацию, требующие незамедлительной реакции и заставляющие частично пересмотреть выводы, сделанные  авторами доклада 1996 г.

Что изменилось с января 1996 г.? Во-первых, сменились акценты в политике краевых властей. Если раньше можно было спорить о том, идет ли  целенаправленное “выдавливание” турок из края или  они стали обычными жертвами местной “прописочной” политики, то позднее о первом открыто заявило само же краснодарское руководство и предприняло соответствующие  действия. Это резко ухудшило и без того крайне тяжелое положение месхетинцев и сильно повысило для них риск стать жертвами масштабного насилия на этнической почве. Во-вторых,  в 1997–1998 гг. ясно обозначилась позиция руководящих должностных лиц практически всех федеральных ведомств, причастных к проблеме, и она свелась к полной и открытой солидарности с действиями краснодарского руководства. В-третьих,  резко возрос интерес к месхетинцам со стороны мирового сообщества, и ряд международных организаций проявил готовность  непосредственно участвовать в решении связанных с ними проблем.

Необходимость проанализировать происшедшие изменения и попытаться вновь привлечь внимание российской общественности, правозащитников, представителей международных организаций, средств массовой информации, официальных должностных лиц, специалистов к сохраняющимся и вновь возникающим проблемам вызвала появление настоящего доклада. Его подготовка отличалась от работы над докладом 1996 г. Если в 1994–1995 гг. основные усилия были направлены на полевые исследования собственно в регионе и на сбор сведений о нарушениях прав месхетинцев “на местах”, то впоследствии потребность в такого рода деятельности резко сократилась, поскольку был налажен регулярный и оперативный обмен информацией с месхетинским обществом “Ватан”, экспертами ПЦ “Мемориал” в Краснодаре и краснодарскими правозащитными организациями. Основное внимание  было перенесено на анализ и описание деятельности  властей Краснодарского края и федеральных ведомств. Тем не менее,  новая информация была получена в ходе поездок автора по Краснодарскому краю и в апреле 1996 г. (в составе миссии Human Rights Watch) и в сентябре 1997 г. (совместно с экспертами ПЦ “Мемориал”, сотрудниками Кубанского государственного университета И.В.Кузнецовым  и А.П.Поповым), а также самостоятельно И.В.Кузнецовым и А.П.Поповым  в 1998 г. во время выездов в районы края. Сведения о деятельности федеральных и краевых органов государственной власти были получены  в ходе официальной переписки с ними, как непосредственно через ПЦ “Мемориал”, так и с помощью обращений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Автор выражает глубокую признательность О.И.Череповой, А.П.Попову и И.В.Кузнецову за непосредственную помощь в подготовке настоящего доклада; председателю Правозащитного центра “Мемориал” О.П.Орлову, руководителям Краснодарского краевого  отделения Международного общества месхетинских турок “Ватан” Садаину Тамимову, Сарвару Тедорову и Рахману Ахмедову, председателю Краснодарской городской организации по защите прав человека В.Н.Козлову, депутатам ГД ФС РФ В.В.Борщеву, В.В.Игрунову, С.А.Ковалеву, В.В.Курочкину, С.С.Митрохину, В.И.Никитину, ответственному секретарю Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте РФ Л.С.Левинсону — за помощь в сборе информации; сотрудникам общественной юридической консультации для беженцев и вынужденных переселенцев в Краснодаре Е.А.Гайдашу и В.Е.Гайдашу, корреспонденту журнала “The Wall Street Journal” Марку Уайтхаузу, социологу из Средневосточного технического университета (Анкара, Турция) Айсегюль Айдынгюн — за ценные сведения и советы; сотрудникам Human Rights Watch Рэйчел Денбер и Крису Панико — за предоставленную возможность проводить полевые исследования в Краснодарском крае в апреле 1996 г.