К предыдущей главе... К следующей главе...





РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ЭТНИЧЕСКОЙ ЧИСТКИ:
МЕСХЕТИНЦЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Автор доклада А.Г.Осипов

Москва, 1999

Работа выполнена при поддержке
The Harry Frank Guggenheim Foundation (Фонда Гуггенхайма), Ас

         

Краткое содержание доклада

Тема доклада — систематическая прямая дискриминация и массовое нарушение прав месхетинских турок, живущих в Краснодарском крае, со стороны региональных властей при поддержке федеральных органов исполнительной власти. Месхетинские турки (месхетинцы) — народ, говорящий на турецком языке и исповедующие ислам, депортирован в 1944 г. из Южной Грузии в республики Центральной Азии; всего в границах бывшего СССР, по моим оценкам живет около 290 тыс. турок.  В 1989–1990 гг. после столкновений на этнической почве  Узбекистан покинули около 90 тыс. турок. Более 50 тыс. из них искали убежища на территории Российской Федерации (в то время — одной из союзных республик), из них более 13 тыс. — в Краснодарском крае. Региональные власти отказались предоставить  этим людям прописку (ныне регистрация по месту жительства), что в конечном итоге привело к серьезному ограничению основных гражданских, политических и социальных прав. Месхетинские турки в Краснодарском крае, как и другие бывшие советские граждане, не получившие регистрации по месту жительства (прописки) к моменту вступления в силу Закона “О гражданстве Российской Федерации”, вопреки закону не признаются российскими гражданами. Месхетинским туркам не разрешено устраиваться на работу на постоянной основе. В реальности они не могут получать и восстанавливать (в случае утраты или повреждения) личные документы (паспорта или водительские  права). Их браки официально не регистрируются и не признаются. Месхетинцы полностью лишены доступа к системе социальной защиты (им не выплачиваются пенсии и пособия) и к системе страховой медицины.  Они не могут получать образование более высокого уровня, чем среднее.  

Региональные власти официально выделяют турок с 1992 г. как особую формальную категорию и объект  специальных ограничений, не распространяющихся на другие группы населения. Официальные лица на краевом и на районном уровнях признают, что проводимая политика направлена на то, чтобы, создав туркам невыносимые условия жизни, стимулировать их выезд за пределы края. Основными средствами давления на турок, кроме ограничения в основных правах, являются специальный  регистрационный режим, высокие сборы за регистрацию, постоянные проверки со стороны милиции и штрафы за отсутствие регистрации. Турки регулярно при попустительстве властей подвергаются насильственным акциям или угрозам насилия со стороны военизированных группировок, именующих себя казачьими.

С мая 1998 г. краснодарская краевая администрация при поддержке федерального МВД пытается вынудить турок к эмиграции в Турцию. Для месхетинцев устанавливается особая процедура получения выездных документов и выезда из страны, которая исключает их возвращение в РФ. Отсутствие договоренностей с правительством Турции о приеме переселенцев приводит к тому, что месхетинцы на территории этой страны оказываются в положении нелегальных иммигрантов.

Политика краснодарских властей практически полностью поддерживается федеральными органами исполнительной власти. Органы государственной власти РФ и Краснодарского края используют сходные мотивировки проводимой политики, основанные на приоритете политической целесообразности перед законом и на отношении к месхетинским туркам как к “неподходящей” этнической группе для Краснодарского края и России в целом.

Систематическое ограничение прав определенной группы граждан страны, выделяемой по этническому признаку, и стремление вынудить эту группу к выезду с определенной территории и из страны в целом позволяют определять проводимую политику как “мягкую этническую чистку”.