Положение этнических меньшинств
в Краснодарском крае

1-15 января 2006 года

В новом 2006 году Правозащитный центр "Мемориал" совместно с Новороссийским комитетом по правам человека продолжает наблюдение за положением этнических меньшинств и проявлениями этнической дискриминации в Краснодарском крае. Почему мы особо выделяем Краснодарский край и специально им занимаемся? По нашему мнению, край принципиально не отличается от большинства других российских регионов по таким показателям, как общий режим власти, способы воздействия на миграционные потоки и отношение к этническим меньшинствам. Однако, действия властей в Краснодарском крае носят более откровенный характер, чем где бы то ни было еще. В крае в самой полной мере используются все возможности оказывать давление на неудобные группы населения, особенно ограничения в регистрации по месту жительства, милицейские проверки, антимигрантские кампании в прессе. При этом такие репрессии носят этнически избирательный характер - формально в крае идет борьба с "нелегальной миграцией", фактически же "нелегальная миграция" является лишь предлогом для вытеснения из региона определенных национальностей, что особо и не скрывается. Именно показательный, демонстративный характер политики по отношению к меньшинствам заставляет обращать особое внимание на этот регион. Мы полагаем, что знание и понимание механизмов и проявлений дискриминации, полученное на краснодарских примерах, может помочь противодействовать дискриминации и в других местах. Крайнее же проявление государственного расизма - прямая организованная дискриминация, открыто проводимая властями в течение уже почти 17 лет против отдельной национальности, а именно месхетинских турок носит особо вопиющий, даже на общероссийском фоне, характер и требует особого внимания.

С учетом опыта предыдущих лет и в силу происходящих в крае изменений мы несколько меняем формат и направленность мониторинга. Ранее мы старались выявлять и описывать проявления именно этнической дискриминации. Наш опыт показывает, что внешние наблюдатели, не работающие как юристы с конкретными делами и с конкретными заявителями, не могут достаточно уверенно и эффективно отслеживать именно дискриминационные практики. С другой стороны, нацеленность именно на проблемы дискриминации нередко отвлекает наблюдателей от иных, смежных проблем, связанных с меньшинствами. Впредь мы будем стараться охватывать более широкий, чем прежде, круг вопросов; в идеале это будут все значимые проблемы, связанные с меньшинствами.

Ситуация в крае в интересующей нас области в 2005 г. в значительной степени определялась отъездом месхетинских турок, то есть, той группы, положение которой вызывает наибольшую озабоченность, в США. К началу 2006 г. в Америку переехало уже около 6,5 тыс. человек, и процесс переселения продолжается. К сожалению, в целом острота общих проблем в крае не снижается, и необходимость в правозащитном мониторинге положения этнических меньшинств не становится меньше. Во-первых, в крае остаются многие месхетинские турки. Сейчас ни мы, ни кто бы то ни было не располагает данными о том, сколько ныне живущих в крае турок уедет, а сколько останется. Однако, известно, что пока шансов получить статус беженца и уехать в США не имеют владельцы паспортов Республики Узбекистан. Многие месхетинские турки, покинувшие Узбекистан в 1989-1990 гг., были вынуждены получать узбекистанские паспорта, чтобы не остаться совсем без документов, хотя они фактически утратили связь с этой страной. По оценкам, таких оказывается до 10% всех месхетинцев, живущих в Краснодарском крае. Также известно, что относительно мало заявлений на переселение в США поступило из восточной части края - из Апшеронского и Белореченского районов. Таким образом, можно ожидать, что в крае останутся 3-4 тыс. месхетинских турок.

У нас нет оснований полагать, что с отъездом большего числа турок из края власти изменят политику в отношении этой группы и политику по отношению к этническим меньшинствам вообще. В прошлых обзорах мы уже писали о том, что репрессивная политика в отношении турок постепенно распространяется на другие этнические группы - на курдов, езидов, хемшилов, курмандж (известных также как батумские курды). Отчасти это объясняется сходством истории этих групп в Краснодарском крае с историей месхетинских турок.

Курды в Краснодарском крае - в основном выходцы из Армении, часть - из Грузии и Азербайджана. Большинство прибыло в край в конце 1980-х - в 1990-х годах. Их общее число в крае составляет, по переписи 2002 г., 5,0 тыс. чел. По оценкам, в крае может жить до 8,0 тыс. курдов. Курды живут в основном в сельской местности в окрестностях Краснодара, в Динском, Кореновском, Крымском, Белореченском, Апшеронском, Горячеключевском районах. Курды в крае в основном говорят на языке курманджи и исповедуют ислам. Большинство не имеет постоянной работы и зарабатывает на жизнь мелким предпринимательством или живет за счет личного подсобного хозяйства. Точных данных о том, сколько курдов в крае имеют признанное российское гражданство и регистрацию по месту жительства в крае, не имеется. Известно, что значительная часть курдов, живущих в Кореновском районе, прибыла в край до распада СССР, но им, как и туркам-месхетинцам, было отказано в прописке и в оформлении сделок по приобретению домовладений. Таким образом, эти люди являются по закону гражданами РФ, но в признании гражданства, как и в регистрации по месту жительства, им по-прежнему отказано. Существенная особенность ситуации с курдами состоит в том, что относительно много курдов живет в соседней Республике Адыгее. Курды для этого региона являются примерно тем же, что и турки для Краснодарского края - наиболее гонимой группой, главным объектом преследования для властей. Кампании гонений на курдов, проводимые властями Адыгеи, нередко подхватываются властями края как бы из солидарности с соседней республикой.

Езиды - в основном выходцы из Армении, прибывшие в край в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Их общее число в крае, по переписи 2002 г., составляет 4,4 тыс. чел.; езидские лидеры оценивают численность своих общин в 5,5 - 6,0 тыс. чел. Езиды говорят на языке курманджи и исповедуют особую синкретическую религию - езидизм. В разных странах езиды иногда считают себя частью курдов, иногда называют себя отдельным народом. В Краснодарском крае лидеры езидов четко отделяют себя от курдов. Езиды в крае живут в Крымском, Абинском, Северском, Гулькевичском, Белореченском и Апшеронском районах, в основном в сельской местности. Точных данных о правовом статусе езидов в крае и о наличии у них регистрации по месту жительства пока нет. Известно, однако, что большинство имеют и российские паспорта, и краснодарскую прописку.

Хемшилы (или хемшины) живут в Турции и в бывшем СССР. Они исповедуют ислам суннитского толка; большинство говорит на армянском языке. В 1944 г. 1,4 тыс. хемшилов, живших в Аджарии, были высланы вместе с турками-месхетинцами в Киргизию и Казахстан. Общее число хемшилов в России, по переписи 2002 г., 1,5 тыс. чел, из них в Краснодарском крае живет 1,0 тыс. чел. Всего в пределах бывшего СССР могут жить, по оценкам, 4,5 - 5,0 тыс. хемшилов. В Краснодарском крае хемшилы живут в сельской местности, в Апшеронском и Белореченском районах на востоке края. Часть переселилась в эти места в начале 1980-х гг. из Средней Азии по приглашению местных властей для работы в овцеводстве. Часть приехала в край в 1990-1991 гг. из Киргизии после происшедших там массовых беспорядков. Часть до настоящего времени остается без признанного российского гражданства и без местной регистрации.

Курмандж (известные также как батумские курды) говорят на диалекте языка курманджи и исповедуют ислам. В 1944 г. они были высланы из Аджарии в Киргизию и Казахстан. Общее число в крае оценивается лидерами общины в 1,0 тыс. чел. Они прибыли в край в 1980-1990-х гг. Большинство живет в Апшеронском и Белореченском районах. Многие остались без прописки и соответственно без признанного российского гражданства.

Все перечисленные группы сталкиваются во многом со сходными проблемами. По имеющимся сведениям, большинство имеет российские паспорта и местную прописку. Часть имеет на руках паспорта граждан СССР, ставшие недействительными. Часть была вынуждена получить паспорта новых независимых государств (в основном Армении и Кыргызстана), поскольку по советским паспортам можно было въехать в эти страны, но не выехать из них, получение же национальных паспортов для тех, кто ранее там был прописан, не составляло труда. Не имеющие российской прописки (пусть даже они и живут в России со времени, предшествующего вступлению в силу Закона о гражданстве 1991 г.) рассматриваются как нелегально проживающие в крае иностранцы или лица без гражданства. В особенно сложном положении оказались владельцы советских паспортов - эти документы утратили силу, по ним невозможно никуда выехать, а их владельцам отказываются продлевать временную регистрацию. Для тех, кто не признан российским гражданином, в крае практически невозможно получить разрешение на работу, разрешение на временное проживание ил вид на жительство. Те, кого считают нелегальными иммигрантами, постоянно подвергаются вымогательству денег со стороны миграционной инспекции и милиции и фактически покупают себе взятками возможность жить в крае. Отдельных "нелегалов" иногда задерживают и приговаривают к выдворению из страны, даже несмотря на то, что у людей могут быть жены и дети - граждане России, и что эти люди утратили все связи со странами, откуда они когда-то выехали (ранее нам уже приходилось писать о таких случаях).

В несколько лучшем положении оказываются люди, получившие прописку и российские паспорта в других регионах России - их меньше штрафуют и не могут депортировать. Но многие проблемы остаются тем же - невозможно устроиться на работу, зарегистрировать брак, оформить домовладение.

Все представители названных выше меньшинств подвергаются милицейским проверкам. Всех их стараются не брать работу. Все регулярно сталкиваются с откровенным хамством и угрозами сотрудников милиции и различных чиновников. Регулярно в прессе появляются публикации, прямо направленные против "мигрантов" и "меньшинств". Нам уже приходилось сообщать о том, что краснодарская пресса все чаще поминает курдов и езидов так же, как раньше упоминали турок-месхетинцев - в качестве главных врагов местного населения.

Этими обстоятельствами объясняется выбор этнических групп, на которые мы будем обращать основное внимание в ходе мониторинга. Это не значит, что все другие национальности в крае не испытывают подобных же проблем. Просто, во-первых, положение турок, курдов, курмандж, езидов и хемшилов позволяет увидеть и описать эти проблемы наиболее наглядно. Во-вторых, лидеры трех общин - езидов, хемшилов и курмандж - выразили готовность вести правозащитный мониторинг вместе с нами. Надеемся, что информация из первых рук позволит гораздо лучше понять жизнь людей, оказавшихся изгоями, и показать все ее стороны.


В Краснодарском крае действует антиконституционное законодательство

По информации начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Краснодарского края старшего советника юстиции Надежды Чечулиной (интервью с Н.Чечулиной опубликовано 11 января 2006 года в газете "Кубань сегодня"), в 2005 году прокуратурой края оспорено 19 нормативных актов Краснодарского края, в том числе 11 законов Краснодарского края, 7 постановлений и распоряжений главы администрации края, а также одно постановление правительства Краснодарского края. По состоянию на 1 декабря 2005 года органами прокуратуры края оспорено 1923 незаконных правовых акта органов и должностных лиц местного самоуправления.

Однако полной отмены антиконституционного законодательства краевой прокуратуре добиться не удалось. Законодательное собрание и губернатор Краснодарского края систематически принимают региональные законы, нарушающие право человека на свободу передвижения и выбор места жительства. Согласно экспертному заключению от 21 октября 2005 г. зав. кафедрой конституционного и муниципального права МГУ, профессора С.А.Авакьяна, пакет нормативных правовых актов Краснодарского края "противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству". Имеется в виду Закон от 2 июля 2004 г. № 735-КЗ "О мерах по предотвращению незаконной миграции в Краснодарский край" и утвержденные этим постановлением "Положение о краевой межведомственной комиссии по вопросам миграции" и "Примерное положение о районной (городской) межведомственной комиссии по вопросам миграции".

3 сентября 2004 г. новороссийским Комитетом по правам человека (НКПЧ) в прокуратуру Краснодарского края был направлен запрос с просьбой проверить закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 735-КЗ "О мерах по предотвращению незаконной миграции в Краснодарском крае" и принятое во исполнение этого закона положение о краевой межведомственной комиссии по вопросам миграции на соответствие Конституции РФ и федеральным законам.

В ст. 1 закона № 735 КЗ записано: "Незаконной миграцией признается прибытие в Краснодарский край граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - незаконные мигранты) из других государств и субъектов Российской Федерации и (или) проживание на его территории с нарушением порядка, установленного федеральными законами "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

11 октября 2004 года в НКПЧ был получен ответ №7/1-27-145-04: "Сообщаем, что прокуратурой края предложено Законодательному собранию Краснодарского края привести закон КК от 02.07.04 г. № 735 КЗ в соответствие с требованиями федерального законодательства".

Школьники-езиды получили справки

3 января 2006 г. юные езиды, проживающие в станице Неберджаевская получили справки о том, что они обучались (или обучаются) в школе. Справки необходимы для того, чтобы подать заявление в ПВС для получения гражданства РФ. В отличие от ст. Неберджаевской, в ст. Нижнебаканской директор школы отказал детям в получении аналогичных справок.

Юристом НКПЧ к 10 января 2006 г. подготовлены заявления в ПВС на предоставление гражданства от 100 езидов, проживающих в ст. Неберджаевской. В случае отказов от ПВС и отказов в суде, будет подготовлена коллективная жалоба в Европейский суд по правам человека.

Выдача паспортов РФ

Хасан Акбуюков из общины хемшилов Апшеронского района сообщает, что его сестре, имевшей паспорт СССР, в начале января паспортно-визовая служба выдала паспорт гражданки Российской Федерации. В Апшеронском районе в январе зафиксировано несколько подобных случаев.

Активисты езидов, проживающие в ст. Неберджаевской, п. Новоукраинка, ст. Раевской и в Гулькевичском районе, а также курмандж и хемшилов Апшеронского района сообщили, что с начала января милиция и другие силовые структуры не проводили проверок в отношении их этнических групп.

В станице Неберджаевской Крымского района на ограде заброшенного дома рядом с клубом появилась большая надпись: "Турки в горе. С Новым годом, зверьки!". В Неберджаевской не живут турки, основное этническое меньшинство станицы - езиды, которые полагают, что эта надпись относится к ним.

Эхо преступления в московской синагоге

Краснодарские евреи обеспокоены кровавым инцидентом, происшедшим 11 января в синагоге на Большой Бронной в Москве. Как сообщила 12 января корреспонденту ИА REGNUM председатель Краснодарского краевого Общества еврейской культуры "Шалом", входящего в краевой Центр национальных культур, Галина Гольднер, в общество непрерывно звонят евреи, встревоженные происшествием в московской синагоге. Многие из звонивших выражали опасение, что подобное может произойти и в других регионах России, в том числе и на Кубани. Кроме общества "Шалом", в Краснодаре действуют и другие еврейские организации, такие как "Сохнут" или "Хесед"". Есть также синагога, которая располагается в арендуемом здании без вывески. Здания, в которых работают еврейские организации Краснодара, не снабжены металлоискателями, хотя охранники есть. В ближайшие дни в синагоге посетителей ожидается меньше обычного.

Шапсугский вопрос в Краснодарском крае

Причерноморские шапсуги проживают в 10 населенных пунктах Черноморского побережья, их численность, по оценкам самих шапсугских активистов - около 10 тыс. человек (по результатам переписи населения 2002 г. - 3,2 тыс. чел.). Шапсуги - в древности один из самых многочисленных и влиятельных адыгских субэтносов, по большей части уничтоженных в ходе русско-кавказской войны и частично депортированных в Османскую империю. Нынешние причерноморские шапсуги - потомки тех немногих, кто не покинул родные места. Кроме Краснодарского края, шапсуги проживают в 4-х населенных пунктах Тахтамукайского района Республики Адыгея - это прикубанские шапсуги, потомки тех, кто, не покорившись изгнанию, был выселен "на плоскость".

Преследования шапсугов прекратились только в начале XX века. В настоящее время шапсуги записаны в федеральный реестр коренных малочисленных народов. Однако в Уставе Краснодарского края шапсуги никак не отмечены. Термин "коренной народ" заменен на словосочетание "коренные жители", которыми считаются русские и казаки, но не шапсуги.

Маджид Чачух, Председатель Адыгэ Хасэ, общественного парламента причерноморских шапсугов, сообщил информационному агентству "REGNUM", что в конце прошлого года состоялась его встреча с мэром г. Сочи Виктором Колодяжным, на которой была достигнута договоренность о составлении программы, нацеленной на решение социально-экономических, культурных и правовых проблем шапсугов как коренного малочисленного народа. Предварительные переговоры о разработке подобной программы в отношении причерноморских шапсугов, проживающих в Туапсинском районе, проведены в г. Туапсе.

Приговор участнику драки в Новороссийске

Ночью с 21 на 22 марта 2005 года в одном из новороссийских кафе произошла драка между казаками, с одной стороны, и греческой и армянской молодежью, с другой. Инициаторами драки были казаки, пытавшиеся силой прорваться в кафе на частную вечеринку. В результате драки были госпитализированы трое пострадавших, тяжелое ножевое ранение получил новороссийский казачий атаман В.И.Петруша. По подозрению в причинении тяжкого вреда здоровью атамана был задержан гражданин РФ, уроженец Республики Армения. Одновременно было возбуждено уголовное дело по ст. 213 ч. 1 УК РФ в отношении злостных хулиганских действий, совершенных В.И.Петрушей и другими, однако никто из казаков не был привлечен к уголовной ответственности. На состоявшемся суде армянин был осужден сроком на два года, но попал под условно-досрочное освобождение и был освобожден по решению Октябрьского суда г. Новороссийска.

Клуб лидеров национальных обществ создан в Новороссийске

В Новороссийске проживают представители более 120 национальностей, действуют 10 национальных обществ, а также координационный совет национальных обществ при администрации города. По сообщению координатора национальных обществ Аллы Парцикян, для более эффективного взаимодействия между национальными обществами Новороссийска создан клуб лидеров, где руководители национальных обществ будут собираться раз в квартал, чтобы обсудить проблемы, скоординировать планы совместной работы. Первое заседание клуба лидеров национальных обществ прошло в январе в помещении чешского общества "Наздар". Следующее планируется провести в армянском обществе.
(Сообщение ИА REGNUM).