1. Система регистрации как основа нарушений прав человека

В соответствии со ст.27 ч.1 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В 1992 г. право на свободу передвижения и выбор места жительства стало конституционной нормой. С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ советский институт прописки окончательно перестал соответствовать Основному Закону страны. Еще раньше был принят Закон «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. Несмотря на существенные недостатки закона, его принятие можно считать значительным шагом вперед, поскольку он установил уведомительный характер регистрации, минимальные требования в части предоставления необходимых документов и информации, провозгласил, что регистрация не является правообразующим фактором, т.е. наличие или отсутствие регистрации не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод гражданина, и установил (по смыслу ст.8), что ограничения права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства должны особо устанавливаться федеральным законом.  
Главный недостаток закона состоит в том, что он воспроизвел существовавший в Советском Союзе (п.22 Положения о паспортной системе в СССР), но фактически очень ограниченно использовавшийся институт регистрации по месту кратковременного пребывания. Практически неизвестный в остальном мире, этот институт предполагает, что граждане, приезжающие в какую-либо местность на короткий срок (по федеральному закону – свыше 10 дней), обязаны, пройдя определенную бюрократическую процедуру, поставить органы власти, включая милицию, в известность о своем местонахождении. Эта практика, бессмысленная с точки зрения контроля за движением населения, сама по себе создает для граждан большие неудобства и провоцирует злоупотребления со стороны власти. Во-первых, установленная даже федеральными правилами процедура регистрации продолжительна, трудоемка и требует затрат времени, а региональные правила делают процедуру регистрации еще сложнее. Во-вторых, единая процедура регистрации в стране отсутствует, многие приезжие оказываются в положении, когда они по не зависящим от них причинам не могут пройти регистрацию в установленный срок или получают отказ в регистрации, а потому попадают в категорию нарушителей. В-третьих, система регистрации по месту пребывания при такой сложной процедуре может функционировать только в том случае, если она подкреплена активным полицейским контролем и жесткими санкциями за уклонения.  
Сотрудникам милиции в качестве одной из основных задач ставится «контроль за соблюдением паспортного режима», который включает в себя постоянные проверки личных документов у людей и проверки жилых помещений, где могут жить незарегистрированные. В реальности контроль за соблюдением режима регистрации носит избирательный характер: проверкам документов преимущественно подвергаются люди, отличающиеся по этническому типу от большинства, т.е. те, в ком можно подозревать приезжих. Несомненным стимулом для подобных проверок является возможность вымогательства взяток или изъятия денег у задержанных.  
Постановление №713 Правительства РФ от 17 июля 1995 г., утвердившее «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации» и соответственно установившее механизм реализации закона, фактически сохранило институт прописки со всеми его ограничениями, заменив только названия. Постоянная прописка стала называться регистрацией по месту жительства, временная – регистрацией по месту пребывания. Ограничительные механизмы «Правил...» были усилены Инструкцией о применении Правил регистрации, введенной Приказом МВД №393 от 23 октября 1995 г. Кроме того, с начала 90-х годов во многих регионах России, в том числе в Москве, были приняты нормативные акты, фактически отменяющие право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.  
Сегодня регистрация носит ограничительный и отчасти разрешительный характер.  
Ограничения регистрации можно охарактеризовать как прямые и косвенные и выделить четыре разновидности.  
1) Дополнительные условия регистрации, не предусмотренные федеральным законом и открыто введенные нормативными актами более низкого уровня, как федеральными, так и региональными. Эти условия таковы, что значительная часть претендентов на регистрацию по месту жительства или месту пребывания им заведомо не соответствует. Основные из них: а) так называемая «норма жилой площади» (т.е. минимальное число квадратных метров жилой площади, которое должно приходиться на одного жильца с учетом вселяемых); б) ограничение времени пребывания; в) требование постановки на воинский учет и снятия с учета по предыдущему месту жительства. К прочим дополнительным условиям и ограничениям на региональном уровне в первую очередь относятся: наличие близких родственников в регионе, проживание в данном регионе (к лицам, уже имеющим или имевшим прописку в регионе, предъявляются иные требования, чем к прибывающим извне); гражданство; специальные сборы за регистрацию (нередко они, по сути, вводят имущественный ценз); происхождение, в том числе этническое; социальное положение; профессиональная принадлежность и др.  
2) Косвенное ограничение – сложность и запутанность процедур регистрации. Желающему получить регистрацию бывает зачастую непросто собрать и представить все необходимые документы, а занимающемуся регистрацией чиновнику при желании нетрудно к чему-нибудь придраться и ответить отказом.  
3) Другое косвенное ограничение – двусмысленный характер многих писаных правил, допускающий на деле различные интерпретации и даже откровенный произвол. Например, в списке требуемых документов могут быть слова «и иные документы».  
4) Прямое ограничение – произвол исполнителей, не обусловленный никакими актами, но провоцируемый, в частности, самим фактом необходимости регистрации по месту пребывания. Например, вряд ли в Москве есть акты, требующие предъявлять при регистрации по месту пребывания билеты, подтверждающие время прибытия, или получать разрешающую визу участкового инспектора, но делать это, тем не менее, требуют.  
 
2 февраля 1998 г. Конституционный суд РФ признал не соответствующими Конституции и не подлежащими применению пп.10, 12 и 21 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 г. в редакции Постановления Правительства РФ №172 от 14 февраля 1997 г.). Были признаны неконституционными ограничение сроков регистрации по месту пребывания и ограничение по «норме жилой площади». Соответственно, Конституционный суд отменил и все аналогичные ограничительные положения других нормативных актов.  
Московский регион – один из самых неблагополучных в плане соблюдения прав граждан на свободу передвижения и выбор места жительства. Московские власти всеми силами стремятся сохранить в столице особый режим, более жесткий по сравнению с федеральным. Правила регистрации для Москвы и Московской области, утверждаемые разными нормативными актами, но в основных чертах неизменные для жителей СНГ с 1993 г. и для жителей РФ с 1995 г., значительно сузили права граждан по сравнению с федеральными правилами. В частности, совместным Постановлением правительств Москвы и Московской области №1030-43 «О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области» от 26 декабря 1995 г. (с последующими изменениями от 17 декабря 1996 г. и 6 мая 1997 г.) круг регистрируемых по месту жительства был ограничен близкими родственниками владельцев или ответственных съемщиков жилья, были введены нормы жилой площади для регистрации по месту жительства (12 м2 жилой площади на человека с учетом регистрируемых) и месту пребывания (6 м2 жилой площади на человека с учетом регистрируемых). Москвичи, живущие, как правило, в достаточно стесненных жилищных условиях, фактически были лишены права принимать иногородних гостей. Для граждан РФ была введена обязательная регистрация по месту пребывания в Москве при сроке пребывания трое суток и более, в то время как по федеральным правилам минимальный необходимый для регистрации срок составляет 10 суток.  
Московские нормативные акты ущемляют права всех граждан, приезжающих в Москву, но наиболее уязвимыми группами населения являются жители стран СНГ, беженцы и вынужденные переселенцы.  
Заключенное в октябре 1992 г. Бишкекское соглашение гарантирует гражданам стран СНГ право свободного въезда, выезда и передвижения по территории всех стран Содружества. (В декабре 2000 г. Россия в одностороннем порядке вышла из соглашения.) Поскольку на основании ч.3 ст.62 Конституции РФ права иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть ограничены только федеральным законом, а федерального закона об ограничении регистрации для иностранцев нет, то на жителей стран СНГ распространяется порядок регистрации, установленный для российских граждан. Для граждан стран СНГ это было подтверждено циркулярным письмом МВД №1/13989 «О временном порядке регистрации и снятия граждан государств – участников СНГ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ» от 14 августа 1996 г. Принятое 12 марта 1997 г. Постановление №290 Правительства РФ распространило правила регистрации граждан России на «граждан бывшего СССР, прибывающих из стран СНГ и Балтии»; органы государственной власти как на федеральном, так и региональном уровне изначально стали трактовать этот термин как обозначающий лиц без гражданства – бывших советских граждан.  
Однако даже в подобном ограничительном толковании Постановление №290 в Москве не выполнялось, а для жителей СНГ, не являющихся гражданами России (кроме ближайших родственников москвичей), был установлен особый режим регистрации по месту жительства и пребывания. Для жителей СНГ (кроме ближайших родственников жителей Москвы и области) открыто установлен разрешительный режим регистрации по месту жительства, разрешения выдаются (либо не выдаются) по решению Комиссии по жилищным вопросам и регистрации граждан при Правительстве Москвы. Жители СНГ должны были регистрироваться в Москве в течение суток с момента приезда, в то время как граждане РФ – в течение трех суток. В соответствии с Распоряжением Мэра Москвы №637-РМ от 5 ноября 1993 г. с последующими поправками от 16 мая 1996 г. (Распоряжение Мэра №303-РМ) с жителей СНГ при регистрации по месту пребывания в Москве долгое время взимался сбор в размере 10% размера минимальной заработной платы за день пребывания. Это составляло в 1997 г. около 250 тыс. неденоминированных рублей в месяц, что было для большинства приезжих большой суммой, которую не все могли заплатить. Регистрация по месту пребывания делалась на срок до 45 суток и не более чем на 6 месяцев за календарный год; пребывание без регистрации более суток каралось штрафом в размере одной минимальной оплаты труда, через трое суток взимался штраф в две минимальные оплаты труда или должно было производиться выдворение из Москвы.  
5 октября 1993 г. появилось официально не опубликованное Постановление №906 Правительства Москвы «О мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения». Затем механизм выдворения был установлен Распоряжением Мэра Москвы от 2 декабря 1993 г. №694-РМ «Об утверждении Положения о порядке выдворения граждан, нарушающих особый порядок пребывания в г.Москве», однако на практике это «Положение...» использовалось очень ограниченно, в основном в отношении так называемых «лиц без определенного места жительства» перед большими праздничными мероприятиями.  
Московская городская Дума 9 июля 1997 г. приняла Закон г.Москвы №33 «Об условиях пребывания в Москве граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию». Его основное отличие от Распоряжения №637 состоит в том, что новый закон устанавливает не суточную, а единовременную оплату за регистрацию по месту пребывания в размере трех минимальных размеров оплаты труда. При этом оплата взимается только при регистрации более чем на 15 суток. Допуская регистрацию на срок не более 6 месяцев в календарном году, закон не оговаривает необходимость перерегистрации каждые 45 суток. Таким образом, ситуация с регистрацией могла бы несколько улучшиться. Однако Распоряжения №637 и 303 долгое время не отменялись, и милиция по-прежнему следовала им при регистрации граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства РФ. Более того, были отмечены попытки применять и закон, и Распоряжения №637 и 303 одновременно.  
Только в конце декабря 1997 г. на депутатский запрос об одновременном действии нескольких противоречащих друг другу документов из Мэрии Москвы был получен ответ о подготовке распоряжения, отменяющего все акты, вторгающиеся в компетенцию закона, уже полгода имевшего силу. В январе 1998 г. они были отменены, и началось медленное проникновение информации об этом в органы милиции.  
Закон №33 после многократных обращений в Генеральную прокуратуру в июне 1998 г. был признан ею противоречащим законодательству РФ, и Московской городской Думе было сделано представление о необходимости отмены ряда его позиций. Однако до настоящего времени необходимых поправок в закон внесено не было.  
Кроме того, в последнее время на основании неких неопубликованных распоряжений МВД в России вводится разрешительный порядок регистрации по месту жительства для граждан СНГ и Балтии, полностью приравнивающихся к другим иностранным гражданам. В соответствии с инструкциями, утвержденными в 1986–1991 гг., от иностранных граждан требуется наличие заграничного паспорта со штампом, свидетельствующим о пересечении границы. В случае введения визового режима пересечения границы РФ и страны исхода, как это было сделано по отношению к Грузии, в паспорте должна быть проставлена виза. Выход России осенью 2000 г. из Бишкекского соглашения и введение визового режима пересечения границы с Грузией существенно осложнили положение тех, кто до распада СССР или вскоре после него поселился в России и не сумел добиться получения статуса беженца или гражданства. Органы внутренних дел перестали выдавать им какие-либо удостоверяющие личность документы. Спасительная «Форма №9» больше не признается милицией. За получением заграничного паспорта фактических беженцев направляют в посольства государств, которые подвергли своих бывших жителей преследованиям и с которыми у беженцев потеряны все связи. Тысячи людей оказались в России, и в первую очередь в Москве, в положении нелегальных мигрантов: выходцы из Центральной Азии, Грузии. Бакинским армянам предлагают обратиться в посольство Азербайджана за паспортом, а лучше просто вернуться в Азербайджан. Ничего не меняет наличие собственности и выписка с прежнего места жительства. С начала 2001 г. решать подобные проблемы стало возможно только непосредственно с высшим руководством ПВС МВД России. В МВД понимают, что решения принимались скоропалительно и непродуманно, и стараются помочь в очевидных случаях. Однако далеко не всем удается добраться до верховной инстанции, чтобы решить свой вопрос «в порядке исключения».  
 
Порядок предоставления статуса беженцев и вынужденных переселенцев в г.Москве до конца 1997 г. определялся Распоряжением №121 от 14 марта 1996 г. «О порядке предоставления статуса беженцев и вынужденных переселенцев в г.Москве», входящим в прямое противоречие с федеральным законодательством. Согласно этому распоряжению, статус в столице могли получить только те вынужденные переселенцы, у которых есть в Москве ближайшие родственники, согласные на совместное проживание. И только беженцам, зарегистрированным в Москве по месту жительства, предоставлялся здесь соответствующий статус. Аналогичные положения действовали в Московской области. Не имея статуса, беженцы подпадали под действие Постановления №637 и подвергались поборам или штрафам.  
Благотворительная организация «Гражданское содействие» неоднократно обращалась в прокуратуру г.Москвы и в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность Распоряжения №121. 1 июля 1997 г. Генеральная прокуратура направила в Московский городской суд заявление о признании недействительным распоряжения Мэра г.Москвы №121 в порядке ст.41 ГПК РСФСР. После длительных проволочек 25 декабря 1997 г. представитель Мэрии Москвы признал заявление Генеральной прокуратуры РФ обоснованным и представил в суд Распоряжение №1000-РМ от 17 декабря 1997 г., отменяющее старый порядок рассмотрения ходатайств о предоставлении статуса и обязывающее Миграционную службу Москвы руководствоваться законодательством РФ и нормативными правовыми актами г.Москвы. Представитель прокуратуры заявил ходатайство о прекращении производства по данному делу. Однако общественным организациям далеко не сразу удалось получить текст Распоряжения №1000. Только в апреле 1998 г. появились первые признаки того, что МС начала работать «в соответствии с законами РФ». Однако теперь от москвичей, соглашающихся приютить беженца или вынужденного переселенца, требуют письменных гарантий предоставления жилья на весь срок действия статуса, т.е. соответственно на 3 или 5 лет, что не укладывается ни в международные, ни в российские нормы.  
Все нормативные акты Москвы повторяются руководством Московской области.  
Когда Постановлением Конституционного суда от 2 февраля 1998 г. были признаны неконституционными ограничительные нормы на время регистрации по месту пребывания, Мэр Москвы Юрий Лужков прямо заявил, что не будет выполнять его. После решения Конституционного суда властям Москвы и Московской области потребовалось более года, чтобы принять новые правила. 30 марта было подписано Постановление Правительства Москвы и Правительства Московской области №241-28 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области» (далее – Правила), а 21 мая – «Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области» (далее – Инструкция) Паспортного управления ГУВД Москвы; с середины июня эти документы стали доводиться до исполнителей.  
В этих документах московские власти воспроизвели те самые ограничения, которые отменил Конституционный суд. Новые московские правила содержали ряд положений, явно не соответствовавших требованиям законодательства относительно уведомительного характера регистрации. Существенное их отличие от прежних правил заключалось в том, что ряд ограничительных условий был перенесен в сферу жилищных отношений. Ссылки на соответствие новых Правил Постановлению Конституционного суда и нормам отраслевого законодательства, содержащиеся в преамбуле к Постановлению №241-28 и в Приложении к Правилам, носили явно демагогический характер.  
1. Правила прямо вводили ограничения по срокам пребывания, предельный срок устанавливался в 5 лет (пп.2.4, 2.5 и 2.6 Инструкции). Гораздо важнее косвенное ограничение – п.2.3 Правил увязывал продолжительность «периода временного проживания», на который делалась регистрация, с нормами Гражданского кодекса, а Инструкция расшифровывала эту ссылку таким образом: оформление регистрации лиц, не являющихся близкими родственниками, допускалось на срок до 6 месяцев без заключения договора поднайма жилого помещения (пп.2.4-2.7). Для оформления регистрации на больший срок требовалось заключение договора поднайма или коммерческого найма (для помещений, находящихся в частной собственности граждан), заключение договора влекло за собой необходимость выплаты большого сбора как бы в счет оплаты коммунальных услуг. В иных случаях срок регистрации ограничивался продолжительностью командировки, учебы, работы по контракту или лечения (п.2.3 Правил); срок пребывания беженцев и вынужденных переселенцев ограничивался сроком действия соответствующего удостоверения.  
Увязка сроков пребывания с отраслевым законодательством была абсолютно некорректна: авторы Правил проигнорировали разъяснение Конституционного суда РФ о том, что нормы Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов не содержат оснований для отказа в регистрации.  
2. Правила устанавливали норму жилой площади при регистрации по месту жительства и месту пребывания. По месту пребывания ограничение на регистрацию устанавливалось по санитарной норме проживания в общежитии – 6 м2 с учетом вселяемых, кроме случаев вселения близких родственников. Для регистрации по месту жительства устанавливалась норма в 12 м2 с учетом вселяемых, кроме близких родственников (п.4.2 Инструкции), а при вселении родственников или знакомых собственника жилого помещения или нанимателя служебного жилья – 6 м2 (пп.4.6 и 4.7 Инструкции).  
3. Регистрация увязывалась с воинским учетом. Пп.1.9 и 3.2 Правил и пп.2.3 и 6.2 Инструкции разрешали регистрацию по месту пребывания и месту жительства только после постановки регистрирующегося на учет, хотя такое условие не предусмотрено федеральным законом и является практически невыполнимым для многих вынужденных мигрантов, которые не имели возможности сняться с учета в местах, которые они покинули.  
4. Система регистрации в Москве проводила дискриминацию по признаку гражданства: для граждан стран СНГ, кроме имеющих в Москве близких родственников, и граждан бывшего СССР, не являющихся гражданами новых независимых государств, устанавливался особый порядок регистрации по месту пребывания и особый же, разрешительный порядок регистрации по месту жительства, что прямо упоминается в п.1.2 Правил. Между тем права иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть ограничены только федеральным законом или международным договором РФ.  
5. Правила дискриминировали граждан по признаку места жительства. Норма жилой площади не применялась в отношении близких родственников нанимателя жилого помещения, которое находится в государственной или муниципальной собственности, но при условии, что эти родственники уже имели регистрацию в Москве или Московской области (п.2 Приложения 2 к Постановлению №241-28). Точно так же собственник жилого помещения, не зарегистрированный на своей жилой площади, мог вселить на нее близких родственников только при условии, если они были зарегистрированы в Московском регионе (п.3 Приложения 2). В соответствии с тем же п.3 Приложения 2 гражданин, арендующий жилье, находящееся в частной собственности, мог быть в нем зарегистрирован при наличии прописки в Москве или области. Особые условия распространялись на бывших жителей Москвы, освободившихся из мест лишения свободы (п.3.5 Правил).  
6. Правилами вводилось такое условие, как наличие родственников. Только близкие родственники москвичей могли быть зарегистрированы по месту пребывания на срок более чем 6 месяцев без заключения договора поднайма и без учета нормы жилой площади; только родственники могли быть вселены (зарегистрированы по месту жительства) к москвичам, занимающим государственную либо муниципальную жилую площадь, или в жилье, находящееся в частной собственности, в последнем случае – только близкие родственники (пп.2 и 3 Приложения 2 к Правилам). Наличие родственных связей с москвичами становилось основанием для отмены или снижения нормы жилой площади при регистрации по месту жительства (пп.4.4–4.7 Инструкции) и для отступлений от разрешительного порядка регистрации, установленного для граждан стран СНГ (п.1.2 Инструкции).  
7. Правила прямо противоречили законодательству, касающемуся статуса беженцев и вынужденных переселенцев. В соответствии с п.2.3 регистрация по месту пребывания граждан, получивших в установленном порядке статус беженца или вынужденного переселенца в Миграционной службе Москвы или Московской области, производилась на период действия соответствующего удостоверения на жилую площадь родственников. В разделе 3 «Регистрация по месту жительства» данная категория лиц не упоминалась вовсе. Это положение противоречило Постановлению Правительства РФ от 3 марта 1992 г. №135 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» в редакции п.5 Постановления Правительства от 17 июля 1995 г. № 713, разрешающего «регистрацию беженцев и вынужденных переселенцев на жилой площади родных и знакомых, при их согласии, независимо от ее размеров». Это положение Правил нарушало также подпункт 1 п.1 ст.6 федерального Закона о вынужденных переселенцах в редакции от 20 декабря 1995 г., согласно которому «вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади». Ни Постановление № 135 (в редакции Постановления № 713), ни Закон о вынужденных переселенцах не связывают вопрос о регистрации с тем обстоятельством, в какой именно территориальной службе был получен лицом статус беженца или вынужденного переселенца.  
8. Правила вводили разрешительный характер регистрации для ряда категорий граждан, передавая разрешительные полномочия не органам регистрационного учета, а жилищным организациям. Пп.2.2 и 3.3 Правил для регистрации соответственно по месту пребывания и месту жительства требовали предоставления для регистрации «документов, предоставляемых жилищными органами и являющихся основанием для вселения», между тем федеральный закон и федеральные правила регистрации не содержат такого требования. При сдаче внаем площади жилищного или жилищно-строительного кооператива требовалось согласие правления ЖК или ЖСК (п.1 Приложения 2 к Правилам), при регистрации по месту пребывания на муниципальной или государственной жилой площади требовалось согласование с жилищной организацией (п.2.4 Инструкции) или с организацией, владеющей или управляющей служебной площадью или общежитием (пп.2.6 и 2.7 Инструкции). Согласие наймодателя (жилищной организации) требовалось при регистрации по месту жительства (кроме членов семьи нанимателя) на муниципальную или государственную жилую площадь, согласие организации, в собственности или оперативном управлении которой находилось служебное жилье или общежитие, было необходимо для регистрации на этой площади (пп.4.6 и 4.7 Инструкции).  
9. Правила, вопреки законодательству, ограничивали права собственности владельцев жилых помещений: для регистрации в них устанавливался ряд ограничительных положений – необходимость заключения договоров найма и поднайма для регистрации по месту пребывания, ограничение на регистрацию тех, кто не являлся родственником владельца и кто не имел прописки в Москве или Московской области.  
10. В Инструкции использовалась разрешительная терминология; так, в п.2.3 прямо говорилось о «разрешении на регистрацию» по месту пребывания, выдаваемом паспортными столами органов внутренних дел.  
Действующая совокупность московских нормативных актов ставила в зависимость от наличия регистрации осуществление прав на труд, на образование и медицинское обслуживание, гарантированных Конституцией РФ (ст.ст.37, 41, 43). В частности, Постановление № 241-28 (пп.4 и 5) прямо связывало осуществление прав на получение образования и на медицинское обслуживание с наличием регистрации по месту жительства или по месту пребывания.  
Лишь 25 декабря 2000 г. «Гражданское содействие» смогло добиться в суде отмены наиболее одиозных положений московских правил регистрации. Во-первых, был отменен п.5 Постановления Правительства Москвы № 241-28 «Об утверждении правил регистрации…», фактически запрещавший школам принимать на учебу детей, родители которых не имеют регистрации.  
Во-вторых, были отменены п.2.3 Правил регистрации, а также некоторые положения пп.1 и 2 Приложения 2 к Постановлению № 241-28, которые – со ссылками на Гражданский и Жилищный кодексы РФ – ограничивали возможность регистрации по времени (не более 6 месяцев) и нормам жилой площади (не менее 12 м2 на человека). Суд признал, что ссылки на Гражданский и Жилищный кодексы неуместны, поскольку их положения регламентируют правоотношения человека и собственности и никак не связаны с регистрацией – уведомительным, не правовым документом. Чтобы придать этим ссылкам видимость законности, в Приложении 2 сознательно смешивались понятия «регистрация» и «вселение». Эти положения были признаны незаконными, поскольку вселение это правовой акт, а регистрация таковым не является.  
Кроме того, отмененный п.2.3 Правил разрешал жителям Москвы регистрировать у себя только тех беженцев и вынужденных переселенцев, которые являются их ближайшими родственниками и при этом получили статус в Миграционной службе Москвы. Это абсолютно незаконно ущемляло права вынужденных переселенцев по сравнению с другими гражданами России и ограничивало действие федеральных статусов беженца и вынужденного переселенца.  
В-третьих, было отменено положение п.3 Приложения 2, запрещавшее москвичам, собственникам жилья, прописывать к себе кого-либо, кроме несовершеннолетних детей, супруга или нетрудоспособных родителей, если это не соответствует нормам жилой площади. Суд принял во внимание то, что нормы площади – это обязательство государства перед получающим жилье человеком, а не наоборот.  
К сожалению, суд не изменил список требуемых для регистрации документов, не отменил требование постановки на военный учет и п.4 Постановления № 241-28, согласно которому муниципальные органы здравоохранения обязаны обслуживать лишь людей с регистрацией. К сожалению, поданные кассационные жалобы до сей поры – более полугода – не могут пройти через нашу судебную систему.  
Впрочем, следует признать, что благодаря врачебной этике и конструктивной позиции Министерства здравоохранения и Комитета здравоохранения Москвы положение с медицинским обслуживанием приезжих в столице далеко не такое тяжелое, как в сферах образования, трудоустройства или социальной защиты.  
В целом, этот процесс, так же как и суды по Распоряжениям №1057-РМ и №1007-РМ и Постановлению №875 (см. Приложение 3), стали серьезной победой права, поскольку впервые Московский городской суд признал незаконность ключевых репрессивных постановлений городской власти. Однако говорить о практических результатах этой победы пока рано.