Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 46 (обзор за октябрь 2002 года)
26 октября 2002 года

О работе Государственной Думы в октябре 2002 года

О помещениях камерного типа

1 ноября отклонен в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", внесенный Государственной Думой Астраханской области. Представлял проект депутат Госдумы Олег Шеин ("Регионы России").

Проектом предлагалось исключить из Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) меру взыскания для провинившихся осужденных в виде водворения в единые помещения камерного типа (ЕПКТ), а также ввести временные ограничения на содержание осужденных в помещениях камерной системы (ПКТ).

ЕПКТ не были предусмотрены Исправительно-трудовым кодексом РСФСР, действовавшим до 1 июля 1997 года. В соответствии со статьей 53 прежнего ИТК применялся лишь перевод в ПКТ на срок не более 6 месяцев в год. С принятием же Уголовно-исполнительного кодекса положение осужденных, подвергаемых взысканию, вдвое ухудшилось, что противоречит статье 55 Конституции (в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина).

Что такое ЕПКТ? Это - внутренняя тюрьма, одна на несколько учреждений, каменный мешок, куда осужденный может быть помещен на срок до 1 года, а при негативном отношении к нему администрации - затем еще на год. УИК не исключает пребывание осужденного фактически на тюремном режиме в течении всего срока наказания.

Никто, по статье 21 Конституции, не может подвергаться жестокому наказанию, каковым является содержание человека в условиях ЕПКТ. Ведь тем же Кодексом предусмотрено, что питание неработающих осужденных, содержащихся в ЕПКТ, осуществляется по пониженным нормам. Им запрещается получать более одной посылки (передачи) и одной бандероли в течение шести месяцев и расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости ежемесячно более 50% МРОТ из средств, заработанных в период отбывания лишения свободы. Когда и по обычным нормам питание, в условиях недостаточного финансирования, крайне недостаточно и не отвечает потребностям организма в калориях и витаминах, еще более ограниченное питание, особенно для неработающих осужденных, да еще на протяжении года, становится по сути пыткой.

Кроме того, в отличие от обычных режимных условий, влажностный режим, инсоляция в условиях ЕПКТ в большинстве исправительных учреждений не отвечают требованиям в этой области, так что длительное пребывание в них негативно сказывается на здоровье. Права на охрану здоровья суд, выносивший приговор, осужденных не лишал.

При этом взыскание в виде помещения в ЕПКТ сроком до одного года налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. Но условия отбывания наказания в ЕПКТ аналогичны условиям отбывания наказания в тюрьме на строгом режиме. Перевод осужденного нарушителя в тюрьму, в соответствии с частью пятой статьи 78 УИК, осуществляется только судом. Следовательно, назначение равного по степени тяжести наказания в случае помещения в ЕПКТ во внесудебном порядке лишает осужденных гарантированной статьей 46 Конституции судебной защиты. Ввергнуть непонравившегося "зэка" в двойное узилище начальник может по собственной инициативе, никого об этом не спрашивая.

Очевидно, что появление в новом Исполнительном кодексе "внутренней тюрьмы", в которую человека заключает не суд, а начальник, было делом негуманным и неправовым. Очевидно также, что во избежание злоупотреблений, меры взыскания, связанные с водворением в помещения камерного типа, должны быть законодательно ограничены сроком, а именно - восстановлен ранее существовавший срок (не более 6 месяцев в год).

Но поддержали законопроект, несмотря на заявленный Президентом курс на либерализацию пенитенциарной системы, всего 18 депутатов. Виной тому - отрицательные заключения Правительства и профильного Комитета по безопасности, основанные исключительно на позиции Главного управления исполнения наказаний. ГУИНу единые помещения камерного типа, конечно, нужны. Возможно, ГУИН захотел бы ввести и розги, и пытки. Но, как известно, никто не может быть судьей в собственном деле. Нельзя допускать, чтобы ведомства сами устанавливали для себя удобные правила. Законодатель должен корректировать нормы уголовно-исполнительного закона таким образом, чтобы не допустить бесчеловечного наказания и не узаконивать произвол администрации.

Дальше...
Оглавление выпуска