Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 46 (обзор за октябрь 2002 года)
26 октября 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Раздел 2
Законопроекты об изменениях и дополнениях в Федеральные законы "О борьбе с терроризмом" и "О внутренних войсках МВД РФ"

1. Законопроект № 210209-3 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" (о порядке привлечения военнослужащих к проведению контртеррористических операций). Внесен депутатом Государственной Думы А.С.Куликовым 27.05.2002 г. Профильный комитет - Комитет ГД по безопасности. Законопроект включался в планы пленарных заседаний 24, 25, 30 октября и 1 ноября, но не рассматривался. 1 ноября было принято решение перенести его рассмотрение на другое пленарное заседание.

Комментарий

Автор законопроекта, бывший министр внутренних дел А.С. Куликов, предложил разрешить военнослужащим Вооруженных Сил РФ (т.е. войск Министерства обороны), других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к проведению контртеррористической операции, применять физическую силу, специальные средства: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, служебных собак, оружие, боевую и специальную технику, т.е. то, что разрешено военнослужащим внутренних войск Федеральным законом "О внутренних войсках МВД РФ".

Однако в числе установленных федеральным законом обязанностей военнослужащих Вооруженных Сил РФ (это общий для всех военнослужащих РФ ФЗ "О статусе военнослужащих") и федеральными законами о других войсках нет тех обязанностей, которые установлены ФЗ "О внутренних войсках МВД РФ" (см. ст. 25) для военнослужащих внутренних войск: "проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, и на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим".

Нет также в числе обязанностей военнослужащих войск Вооруженных Сил РФ и других войск и органов обязанности оказывать доврачебную помощь лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, которая установлена для военнослужащих внутренних войск.

Поэтому предложенный законопроект представляется по меньшей мере недостаточным, т.к. не предлагает внести соответствующие изменения в ФЗ "О статусе военнослужащих" и законы о федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (ФПС, ФСБ, СВР и пр.).


2. Законопроект № 210739-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" (о сроках проведения контртеррористической операции). Внесен депутатом Государственной Думы С.Н. Юшенковым 29.05.2002 г.
Профильный комитет - Комитет ГД по безопасности. Законопроект включался в планы пленарных заседаний 24, 25, 30 октября и 1 ноября, но не рассматривался. 1 ноября было принято решение перенести его рассмотрение на другое пленарное заседание.

Комментарий

Автор предложил внести в закон "О борьбе с терроризмом" изменение, вводящее ограничение срока проведения контртеррористической операции 30 сутками (с возможностью увеличения этого срока до 45 суток), а далее, если закончить ее за этот срок не удалось и требуется ведение боевых действий с применением Вооруженных Сил РФ, вводить чрезвычайное положение на территории проведения контртеррористической операции.

Изменение направлено на то, чтобы контртеррористическую операцию не превращать в войну, подобную второй чеченской, уже унесшей за три с лишним года жизни десятков тысяч граждан России. Введение чрезвычайного положения в зоне проведения контртеррористической операции, не законченной за предлагаемый срок, позволит применять меры, предусмотренные федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", направленные на охрану жизни и безопасности граждан, проживающих в этой зоне.

Правительство РФ в официальном отзыве не поддержало проект закона, сославшись на ... его несоответствие действующему закону "О борьбе с терроризмом". Доказательство по меньшей мере недобросовестное, ведь предлагаемое изменение принимается как федеральный закон. Отзыв подписан Заместителем Председателя Правительства В. Христенко.

Дальше...
Оглавление выпуска