Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 46 (обзор за октябрь 2002 года)
26 октября 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Раздел 4
Законопроект "О федеральном бюджете на 2003 год" - изменения в части открытия военных расходов при подготовке ко второму и третьему чтениям

Законопроект № 235269-3 "О федеральном бюджете на 2003 год". Бюджет-2003 принят во II чтении 18 октября 2002 г.

На этапе его подготовки ко II чтению Правительством были учтены предложения и замечания, высказанные депутатами Государственной Думы:

  • принято решение о снятии грифа секретности с части военных расходов и о внесении изменений в перечни сведений, подлежащих засекречиванию в соответствии с требованиями ФЗ "О государственной тайне";
  • Государственной Думе передана информация о фактических расходах за 1999-2002 годы на проведение военной реформы.

Рассекречены расходы на текущее содержание и оснащение Вооруженных Сил РФ (затраты Министерства обороны), органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел, Федеральной пограничной службы (ФПС РФ) и в полном объеме - расходы Федеральной службы налоговой полиции. Названия расходов на эти цели даны по ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ" № 51-ФЗ от 7.05.2002 г., в перечень целевых статей расходов добавлена статья 613 "Расходы по реформированию системы комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу на профессиональной основе". Остались закрытыми расходы военных ведомств ФАПСИ, ФСБ, СВР, ГУСП, ФСО.

В результате стали ясны (см. приложение 1 к настоящему разделу) затраты на текущее содержание, боевую подготовку, оснащение войск в силовых ведомствах, на содержание центральных органов управления этих ведомств, на страхование жизни и здоровья военнослужащих, мобилизационную подготовку граждан (затраты Министерства обороны и Российской оборонной спортивно-технической организации РОСТО) и железных дорог (затраты Федеральной службы железнодорожных войск ФС ЖДВ), на военное образование и образование детей военнослужащих, на здравоохранение. Ясной стала не только картина распределения затрат на эти цели между силовыми ведомствами, но и картина распределения расходов федерального бюджета между силовыми и гражданскими ведомствами.

Общие расходы на денежное, продовольственное, вещевое, транспортное обеспечение, военнослужащих силовых ведомств (кроме ФАПСИ, ФСБ, СВР, ГУСП, ФСО), оплату им льгот и компенсаций составляют ~ 270 млрд. руб.

Расходы Бюджета-2003:

  • на образование - 97.6 млрд. руб.,
  • на здравоохранение и физкультуру - 39.3 млрд. руб.,
  • на социальную политику - 150.7 млрд. руб. (в них включены не отнесенные к военным расходам пенсии военнослужащим, а также пенсии и пособия в правоохранительных органах), что в сумме составляет 286,6 млрд. руб. (сравнимы с расходами только на содержание личного состава войск, да и то не всех силовых ведомств).

Общие расходы силовых ведомств в 2003 году :

  • на страхование жизни и здоровья военнослужащих 9 силовых ведомств (данные по ФАПСИ, ФСБ, СВР, ГУСП, ФСО, ГФС закрыты) составляют ~ 3,7 млрд. руб.;
  • на мобилизационную подготовку граждан России - (0,835 (МО РФ) + 0,042 (РОСТО) = ~ 0,877) млрд. руб.;
  • на мобилизационную подготовку железных дорог ~ 3,327 млрд. руб.;
  • на военное образование (нет данных по ФС ЖДВ, МЧС, Минюсту, ГТК, ФАПСИ, ФСБ, СВР, ГУСП, ФСО, Спецстрою России, ГФС) ~ 2,431 млрд. руб., причем по открытым данным расходы на военное образование в МВД и ФПС значительно выше, чем в МО РФ - см. приложение 1 к настоящему разделу;
  • на реформирование системы комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту ~ 1, 2 млрд. руб.

Однако все военные расходы по-прежнему представлены в Бюджете-2003 только в общем виде, никак не отражены ежегодные планы военного строительства, динамика изменений организационно-штатной структуры войск силовых ведомств, организации внутренней службы и быта, социальной защиты военнослужащих и пр. И связано это с несовершенством бюджетной классификации военных расходов, структура которой не меняется. В результате по бюджетной классификации текущего года составляется военный бюджет будущего года - в виде механических добавок к уже установленному уровню совокупных военных расходов, а бюджетный классификатор будущего года подгоняется под принятый федеральный бюджет.

По существующей бюджетной классификации невозможно проконтролировать пути расходования силовыми ведомствами выделяемых из бюджета средств - даже по открытым статьям и видам расходов федерального бюджета. Бюджет остался непрозрачным.

Нельзя, например, проследить цепочку поступления средств на лечение и обследование граждан при их призыве на военную службу в медицинские учреждения. В результате медицинские учреждения не получают нужных средств, которые должны им выделяться Министерством обороны по целевой статье расходов 608 "Мобилизационная подготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами РФ", и отказываются лечить и обследовать призывников. В 2001 году было призвано на военную службу 6447 юношей, которым при призыве не завершили медицинское обследование ("Красная звезда", 21.11.2001 г.). На службе у некоторых из них болезнь обострилась настолько, что они умерли, других пришлось комиссовать.

Бюджетный классификатор не предусматривает отдельного вида расходов на медицинское обследование граждан при призыве на военную службу. Целевая статья расходов 608 Министерства обороны содержит вид расходов 636 "Обеспечение мобилизационной подготовки и подготовки резервов, учебно-сборовые мероприятия", в котором смешаны все расходы по воинскому учету, призыву, содержанию военкоматов всех субъектов Федерации, городов и районов, содержанию сборных пунктов, комиссий по первоначальной постановке граждан на воинский учет, призывных комиссий, комиссий по профессионально-психологическому отбору и пр.

Цепочку расходования средств по виду расходов 636, полученных из бюджета Министерством обороны и предназначенных для лечения граждан при призыве, нельзя будет проследить и в 2003 году, т.к. ни бюджетный классификатор, ни Бюджет-2003 по-прежнему не открывают пути расходования этих средств. В ведомственных расходах Министерства здравоохранения целевая статья расходов 608 и вид расходов 636 отсутствуют. Контроль недоступен, в том числе и Счетной палате.

Точно такая же ситуация и с другими статьями и видами военных расходов. Чтобы сделать военный бюджет прозрачным, надо существенно детализировать бюджетный классификатор. В настоящее время Государственная Дума над этим не работает.

На проведение военной реформы в России бюджетные средства выделяются по разделу 25 функциональной классификации расходов федерального бюджета. Бюджетом-2002 по этому разделу предполагались расходы 16,54 млрд. руб., в 2003 году будет выделено 14,6 млрд. руб. Получателями средств были в 2002 году и будут в 2003 году Минобороны, МВД, ФПС, МЧС и ФАПСИ (см. приложение 1 к настоящему разделу).

Ассигнования по разделу 25 "Военная реформа" расходуются в основном на строительство жилья для увольняемых военнослужащих. За 1999, 2000 и 2000 годы было уволено 204,4 тысячи человек. Суммарные расходы на строительство жилья в пяти силовых ведомствах, между которыми распределяются ассигнования по разделу 25 "Военная реформа", составляют 11, 042 млрд. руб. (более 78% от всех расходов на проведение военной реформы), из них: в МО РФ ~ 77,2%; в МВД РФ ~ 89%; в ФПС РФ ~ 63%; в МЧС РФ ~ 33%; в ФАПСИ ~ 45,5%).

На этапе представления проекта Бюджета-2003 к парламентским слушаниям во втором чтении 18.10.2002 г. было предложено:

1) расходы на проведение эксперимента по переходу к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ЦСт 613 по бюджетному классификатору) назвать расходами по реформированию системы комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, перенести их из раздела 04 "Национальная оборона" функциональной классификации расходов федерального бюджета в раздел 25 "Проведение военной реформы" и увеличить с 325 740,0 до 1 200 270,0 тыс. руб.;

2) расходы на строительство жилья (ВРв 631 "Жилой фонд") в сумме 4 000 000,0 тыс. руб. - перенести их из раздела 25 "Проведение военной реформы" функциональной классификации расходов федерального бюджета в раздел 07 "Промышленность, энергетика и строительство".

Наконец-то решили называть военной реформой не только обеспечение увольняемых военнослужащих жильем и выходными пособиями, но и конкретные меры по реформированию самой армии: переход на комплектование ее военнослужащими по контракту. Но нет уверенности, что это решение будет отражено в окончательно принятом Бюджете-2003, т.к. проводимый в 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии эксперимент "по организации прохождения военнослужащими военной службы на должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами", оказался связанным с огромными затратами опять-таки на строительство жилья. Следует отметить, что военные власти, не верящие в успех эксперимента (и не желающие успеха), даже изменили для граждан, которые решили поступить добровольно на военную службу в эту дивизию, установленное Указом Президента № 1237 от 16.10.1999 г. в Положении о порядке прохождения военной службы, содержание контракта на прохождение военной службы. Министр обороны Приказом № 53 от 6.08.2002 г. ввел дополнительные условия этого контракта: "исполнение обязанностей военной службы при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, а также в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и освобождение при расторжении контракта служебного жилого помещения в 3-х месячный срок. Упомянутый Указ Президента предусматривает выполнение обязанностей военной службы при любых обстоятельствах без согласия военнослужащих.

Расходы по строке "Финансирование мероприятий по розыску граждан, пропавших без вести и погибших на Северном Кавказе в 1994-2002 годах, эксгумацию и опознание погибших, официальному опубликованию списков и оповещению родителей, захоронению опознанных", которая в Бюджете-2002 была предусмотрена, но закрыта в "Прочих расходах" Министерства обороны, на этапе рассмотрения Бюджета-2003 во втором чтении не были открыты, но на парламентских слушаниях 29.10.2002 г., организованных Комитетом Госдумы по делам ветеранов, этот вопрос обсуждался.

Из выделенных по этой строке в 2002 году Министерству обороны средств целевыми можно назвать работы по опознанию погибших (303 человека по данным на сентябрь 2002 г.) и эксгумацию 1 человека, который еще не опознан.

Оглавление выпуска