Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 47 (обзор за ноябрь 2002 года)
18 декабря 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Раздел 1
Новые предложения об изменениях и дополнениях в федеральные законы, касающиеся прав граждан призывного возраста и военнослужащих, и результаты продвижения некоторых законопроектов, предложенных ранее

1. Законопроект "О внесении изменения в статьи 24, 51, 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об отсрочке от призыва на военную службу гражданам, имеющим детей). Внесен депутатами Государственной Думы А.В. Скочем, В.А. Буткеевым, В.А. Лекаревой, З.А. Муцоевым, В.Ф. Рашкиным.
Законопроект передан в Комитет по обороне, но еще не рассматривался.

Комментарий

Авторы законопроекта (независимый депутат и представители фракций: "Регионы России", СПС, "Народный депутат" и КПРФ) считают, что для улучшения крайне неблагоприятной в настоящее время демографической ситуации в России и обеспечения должной заботы о детях, гражданам призывного возраста*, имеющим детей несовершеннолетнего возраста и являющимся кормильцами в семье, следует ввести отсрочку от призыва на военную службу в мирное время (в настоящее время отсрочка предоставляется до исполнения ребенку 3-х лет).

По данным, приведенным авторами в пояснительной записке к законопроекту, число имеющих детей и состоящих в браке военнослужащих по призыву, составляет около 20% от всех военнослужащих, проходящих военную службу по призыву**. Авторы не подтвердили эту цифру ссылкой на источник этих сведений, но если она верна, то это значит, что около 150 тысяч детей ежегодно в России остаются на 2 года (или навсегда, т.к. смертность и травматизм военнослужащих по призыву очень высоки***) без заботы отцов и не обеспечиваются (в нарушение Конституции РФ) государственными пособиями в размере, необходимом для поддержания их жизни, не говоря об их воспитании, образовании и здравоохранении, что в настоящее время не бесплатно.


* СПРАВКА 1. Согласно статье 17 действующего ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, равен (0,7 МРОТ + 0,5х0,7 МРОТ), что в настоящее время составляет (0,7х450 + 0,5х0,7х450) = 472,5 руб. Это значительно ниже прожиточного минимума ребенка, равного в III квартале 2002 г., согласно Постановлению Правительства № 793 от 1.11.2002 г., - 1799 руб. (вернуться)

** СПРАВКА 2. Ежегодно, согласно весенним и осенним указам Президента РФ призывается на военную службу около 370 тысяч граждан РФ, служат они по 2 года, следовательно, ежегодное количество военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составляет примерно 740 тысяч человек. (вернуться)

*** СПРАВКА 3. По данным Госкомстата, на 1 января 2001 года в России было 75,1 тыс. инвалидов военной травмы - бывших военнослужащих по призыву. Законопроектом "О бюджете пенсионного фонда РФ на 2003 год", принятым Госдумой в первом чтении 30.10.2002 г., предусмотрены пенсии для 65 тыс. инвалидов военной травмы (сведения из пояснительной записки к законопроекту). В отношении гибнущих ежегодно военнослужащих по призыву официальные и неофициальные данные существенно расходятся. Министр обороны, называющий погибших военнослужащих" боевыми и небоевыми потерями" Вооруженных Сил РФ, на совещании руководящего состава Минобороны 26 ноября с.г. сообщил, что за 10 месяцев текущего года "небоевых потерь" было 531 (по данным общественного объединения "Право матери" это число занижено не менее чем в 4 раза), еще 20тыс. военнослужащих получили травмы и увечья.
Остальные силовые министры, в ведомствах которых предусмотрена военная служба по призыву, не сообщают ни о боевых, ни о не боевых потерях. (вернуться)


Авторы считают, что вместо того, чтобы выплачивать из федерального бюджета пособия на детей военнослужащих, призванных на военную службу после того, как их детям исполнилось 3 года (эта сумма по данным, приведенным в пояснительной записке, ежегодно составляет около 60 млн. руб.), надо предоставить заботу о детях их отцам.

Они предлагают предоставлять отсрочку от призыва на военную службу гражданам, имеющим ребенка несовершеннолетнего возраста и состоящим в браке с его матерью, и для этого:

  • заменить подпункты "г" и "д" пункта 1 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" одним подпунктом "г";
  • ввести соответствующее изменение в пункт 3 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункт 4 статьи 51 этого закона, устанавливающий условия досрочного увольнения с военной службы военнослужащих по призыву, не имеющих воинского звания офицера, и подпункт "м" пункта 2 статьи 55, устанавливающий основания для освобождения граждан от военных сборов.

    Предложения, безусловно, будут способствовать улучшению демографической ситуации в стране, обеспечению большей заботы о детях, сохранению семей и повышению рождаемости. Что касается военного обучения и подготовки этих граждан по военно-учетным специальностям (для несения военной службы после объявления чрезвычайного или военного положения в стране), то это обучение, предусмотренное статьями 11-13 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", должно быть организовано по месту жительства граждан.

    Законопроект, конечно, вызовет большие возражения и не пройдет даже первого чтения, поскольку авторы фактически предложили освобождение, а не отсрочку от призыва граждан, имеющих несовершеннолетних детей, т.к. до исполнения им 27 лет (предельный возраст призыва на военную службу в мирное время) их дети не достигнут совершеннолетия. Условия освобождения от призыва установлены статьей 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", так что изменения надо вводить в статьи 23, 24, 51, и 55.

    Но, может быть, обсуждение этих предложений поможет военным властям и депутатам Государственной Думы понять, почему в России увеличивается число беспризорных детей, а юноши, достигшие возраста первоначальной постановки на воинский учет и призывного возраста, оказываются неграмотными и со слабым здоровьем? Может быть, они после этого обсуждения начнут разработку законов и нормативных актов, обеспечивающих ускоренный, а не растянутый на десятилетие, перевод Вооруженных Сил и других войск на контактный принцип комплектования, чтобы военнослужащие-солдаты и матросы на свою зарплату могли содержать свои семьи?

    Дальше...
    Оглавление выпуска