Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 47 (обзор за ноябрь 2002 года)
18 декабря 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Раздел 1
Новые предложения об изменениях и дополнениях в федеральные законы, касающиеся прав граждан призывного возраста и военнослужащих, и результаты продвижения некоторых законопроектов, предложенных ранее

4. Законопроект "О размерах страховых взносов, учитываемых в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Внесен депутатами Государственной Думы В. Савостьяновой, О. Дмитриевой, И. Грачевым, М. Гришанковым, А. Николаевым, В. Сайкиным и О. Шеиным.

Комментарий

Авторы предложили проект пенсионного закона, который должен войти в новое пенсионное законодательство, первые три закона которого ("О государственном пенсионном обеспечении в РФ", "О трудовых пенсиях в РФ", "Об обязательном пенсионном страховании в РФ") вступили в силу в 2002 году.

Это будет закон, который установит объем средств федерального бюджета, выделяемых "на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву (согласно статье 17 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

В связи с тем, что эти категории граждан не имеют денежного вознаграждения (военнослужащие по призыву - денежного довольствия) предлагается установить размер страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет кратным минимальному размеру оплаты труда (14% МРОТ), а за период прохождения военной службы по призыву - кратным денежному довольствию военнослужащего по контракту, замещающего первичные воинские должности солдат, матросов, сержантов, старшин (14% денежного довольствия военнослужащего по контракту).

К сожалению, Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. служба по призыву никак не учтена при определении периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 11), а Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" № 167-ФЗ от 15.12.2001г. военнослужащие по призыву не включены в число застрахованных лиц (статья 7).

Это явный пробел в новом пенсионном законодательстве, т.к. действующим Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (п. 3 статьи 10) определено, что "время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня работы". Этот пробел уже проявился при пересчете социальными службами в 2002 году трудовых пенсий: многим гражданам не включили в трудовой стаж период военной службы по призыву. Между тем до 2002 года этот период учитывался, т.к. в ФЗ "О государственных пенсиях в РФ", действующем до 1.01.2002 г., была статья 94, согласно которой при подсчете трудового стажа период военной службы по призыву учитывался в двойном размере.

Дальше...
Оглавление выпуска