Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года

О работе Государственной Думы в январе 2003 года

Представительство коренных малочисленных народов в законодательных органах

24 января принят в первом чтении и в целом Федеральный закон "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации" (в архиве Zip, 9 Кб), внесенный депутатом Сергеем Решульским (КПРФ).

Закон прошел сразу три чтения, поскольку без него на выборах в Народное Собрание Республики Дагестан, намеченных на весну 2003 года, не могло быть обеспечено представительство коренных малочисленных народов.

Согласно принятому в прошлом году Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей при образовании избирательных округов не может составлять более 30 процентов. Средняя норма представительства избирателей на один депутатский мандат Народного Собрания Дагестана – около 11 тысяч избирателей. При такой норме, даже с учетом допустимого 30-процентного отклонения, некоторые дагестанские народы не смогли бы, если бы не принятие закона Решульского, обеспечить выборы своего представителя. Так, компактно проживающих цахуров – 3,5 тысячи избирателей; татов, ногайцев – около 4 тысяч; агулов, рутульцев – около 5 тысяч. В местах компактного проживания русских в Тарумовском и Кизлярском районах (также включенных в Дагестане в перечень коренных малочисленных народов) – соответственно 5 и 6 тысяч избирателей. Ранее проводившиеся выборы учитывали особенности этнической ситуации в Республике и проводились с учетом численности национальных меньшинств.

Так что принятие закона представляется правильным. Кроме того, это лишний раз подтверждает, какого качества законы выпускает Государственная Дума, коль скоро они не учитывают таких, лежащих на поверхности, ситуаций.

Правда, ссылка Решульского (бывшего в свое время вторым секретарем Дагестанского РК КПСС) на Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", предоставляющий право субъектам РФ устанавливать квоты представительства малочисленных народов в органах местного самоуправления, неуместна. Народное Собрание Республики Дагестан – орган государственной власти, следовательно, существующая норма названного закона в данном случае неприменима. Хотя такие квоты вполне могли бы быть закреплены в избирательных и специальном законах и для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов.

По другому думает представитель Президента Александр Котенков, заявивший, что рассматривает принятый закон как одноразовый, призванный лишь разрулить ситуацию на нынешних дагестанских выборах. По мнению Кремля, проблема будет решена с вступлением в силу с 14 июля с.г. поправки к закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" о пропорциональном представительстве. Действительно, с указанной даты не менее 50 процентов состава законодательных органов будет избираться по партийным спискам. Котенков наивно полагает, что политические партии будут гоняться за голосами по определению малочисленных народов и включать в свои списки их представителей. Очевидно, это не так.

Дальше...
Оглавление выпуска