Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года

Армия и права человека

Раздел 1.
Законопроекты с предложениями об изменении условий предоставления отсрочек от призыва на военную службу и другие изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"

5. Законопроект N 223206-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 8, 23, 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об освобождении от призыва на военную службу граждан, прошедших военную службу или альтернативную гражданскую службу в иностранном государстве только в том случае, если Россия имеет соответствующий международный договор с этим государством) (в архиве Zip, 5 Кб). Внесен депутатом Государственной Думы Н.М. Безбородовым 9.07.2002 г. Рассмотрен Советом Государственной Думы 12.09.2002 г. Профильный комитет – Комитет по обороне. Принят в 1 чтении 24 декабря 2002 г.

Законопроект был прокомментирован в разделе 1 блока "Армия и права человека" 49 выпуска оперативной информации.

Дополнительный комментарий

В настоящее время Российская Федерация имеет международные договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства только с двумя из бывших республик СССР: Таджикистаном (соглашение, ратифицированное ФЗ от 15.12.96г. N 152-ФЗ) и Туркменистаном (соглашение, ратифицированное ФЗ от 25.11.94 г. N 41-ФЗ), предусматривающие, что "каждая из Сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой Стороны".

Что касается стран дальнего зарубежья, то там много неопределенностей в отношении граждан России, имеющих постоянное место жительства. Многие из них формально не лишены гражданства России даже после принятия гражданства той страны, где живут. Значит, те из них, кто не достиг возраста 27 лет, будут избегать приезжать в Россию, т.к. этот приезд существенно ограничит их права. А граждане других государств, прошедшие в них военную или альтернативную гражданскую службу и желающие принять гражданство России, будут воздерживаться от этого шага, по крайней мере, до 27 лет.

Получается, что этот законопроект, который, скорее всего, будет принят, ничуть не увеличит обороноспособность России и ограничит въезд в Россию живущей в других государствах молодежи.
Автор законопроекта боится, что если не принять его предложение, то "бывшие иностранцы" будут поставлены в неравное положение с другими гражданами России, что, по его мнению, противоречит части 2 статьи 6 Конституции РФ. Но Конституция установила, что обязанностью гражданина РФ является защита Отечества, а не военная служба по призыву. Формулировки перечисленных статей действующего ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не нарушают Конституцию России, и даже полная отмена призыва граждан на военную службу не потребует ее изменения.

Дальше...
Оглавление выпуска