Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года

Армия и права человека

Раздел 2.
Изменения и дополнения в федеральные законы, затрагивающие права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

1. Федеральный закон N 198-ФЗ от 31.12.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (о дополнении показателей индивидуального (персонифицированного) учета, увеличении периодичности их сбора и приведении используемых в Федеральном законе терминов в соответствие с терминами, используемыми в новом пенсионном законодательстве) (в архиве Zip, 18 Кб). Внесен Правительством РФ. Профильный комитет – Комитет по труду и социальной политике. Принят Государственной Думой 11.12.2002 г. Одобрен Советом Федерации 18.12.2002 г. Подписан Президентом РФ 31.12.2002 г.

Комментарий, относящийся к военнослужащим по призыву и по контракту

Дополнения в ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" N 198-ФЗ от 31.12.2002 г. должны существенно изменить порядок учета военнослужащих по призыву во всех силовых ведомствах, где предусмотрена военная служба по призыву.

Эти ведомства становятся страхователями, в обязанность которых, согласно статье 11 закона, входит представление 1 раз в год в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведений об уплачиваемых страховых взносах и сведений о страховом стаже.

Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. (статьей 17) установлено, что "средства федерального бюджета на возмещение уплаты страховых взносов за период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом".

Следует отметить, что пока нет закона о страховых взносах, которые должны перечисляться в Пенсионный фонд за военнослужащих по призыву, хотя в Госдуму представлен, но еще не рассматривался законопроект "О размерах страховых взносов, учитываемых в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" – см. блок "Армия и права человека" 47 выпуска оперативной информации.

Действующим Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в редакции ФЗ N 198-ФЗ от 31.12.2002 г. установлено, что "на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером" (статья 6), "который хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица".
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в числе других сведений: дата регистрации в качестве застрахованного лица; периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов; суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов.

Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих по контракту, то их пенсии относятся, в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от 15.12.2001 г., к категории пенсий за выслугу лет (а не трудовых пенсий), регулируются Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не предусматривающим деления на базовую, страховую и накопительную части. Эти пенсии учитываются не Пенсионным Фондом РФ, а Министерством Финансов РФ (по разделу 18 подразделам 04 и 05 функциональной классификации расходов бюджетов РФ "Социальная политика. Пенсии военнослужащим. Пенсии в правоохранительных органах"), и перечисляются Сберегательному банку РФ.

Пока нет федеральных законов, которые устанавливают порядок индивидуального (персонифицированного) учета этих пенсий.

СПРАВКА. Статьей 132 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 31.12.2002 г. предписано: "Возложить на Министерство финансов Российской Федерации функции по заключению в централизованном порядке по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти соглашения со Сберегательным банком Российской Федерации о финансировании и выплате пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах и органах прокуратуры Российской Федерации, и членам их семей на 2003 год. Установить, что перечисление Сберегательному банку Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу "Социальная политика" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на вышеуказанные мероприятия, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации".

Дальше...
Оглавление выпуска