Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года

Армия и права человека

Раздел 4.
Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2003 год", "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год" (распределение бюджетных ассигнований на открытые военные расходы и военные пенсии в 2003 году между силовыми ведомствами) и изменения в Федеральный закон "О бюджетной классификации в Российской Федерации"

I. Федеральный закон N 176-ФЗ от 24.12.2002 г. "О федеральном бюджете на 2003 год". Внесен Правительством РФ 24.08.2002 г. Профильный комитет – Комитет по бюджету и налогам. Принят Государственной Думой 11.12.2002 г. Одобрен Советом Федерации 18.12.2002 г. Подписан Президентом РФ 24.12.2002 г.

В части, касающейся военных расходов федерального бюджета, проект ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" на этапах его рассмотрения Государственной Думой во втором, третьем и четвертом чтении был прокомментирован в разделах блока "Армия и права человека" 45, 46 и 47 выпусков оперативной информации.

Комментарий к принятому закону о бюджете 2003 г.

Бюджетные ассигнования на военные расходы (их открытую часть) в окончательно принятом Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" распределены следующим образом:

1. РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ И ВНЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ (по приложениям 6, 7 и 21 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") – см. приложение 1 к настоящему разделу.

Открытая часть средств на проведение мобилизационной подготовки и переподготовки резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами РФ (по целевой статье расходов 608) выделена только Министерству обороны.

Средства федерального бюджета, которые должны быть выделены другим федеральным органам исполнительной власти (на проведение военных сборов и выплату денежного довольствия проходящим военные сборы гражданам), а также субъектам РФ (на содержание военкоматов, обучение основам военной службы и военно-учетным специальностям), медицинским учреждениям (на медицинское освидетельствование при постановке на воинский учет, призыве и приеме граждан на военную службу) закрыты или не выделены.

Неясно, выполнено ли Постановление Правительства РФ N 137 от 3.03.2001 г., согласно которому Министерство финансов Российской Федерации, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должно предусматривать, начиная с 2002 года, в проектах федерального бюджета необходимые ассигнования для финансирования мероприятий по исполнению гражданами Российской Федерации воинской обязанности.

СПРАВКА. Согласно Положению "О финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденному Постановлением Правительства РФ N 137 от 3.03.2001г., "гражданам Российской Федерации, участвующим в прохождении военных сборов в период пребывания в запасе, выплачиваются оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на выплату денежного довольствия военнослужащим и на служебные командировки".

Поправка о приостановке действия в 2003 году пункта 5 статьи 30 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ("5. Финансирование медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета"), предложенная депутатами А.Н. Винидиктовым и Г.Е. Гамзой и принятая в третьем чтении Бюджета-2003, в окончательный текст ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год не вошла.

Нашлись все-таки среди депутатов умные головы, не позволившие отказаться от оплаты из федерального бюджета медицинского освидетельствования и лечения граждан при их призыве на военную службу, что неизбежно привело бы к еще большему призыву больных в Российскую армию. Любопытно, знают ли об этом депутаты, голосовавшие за нее на этапе рассмотрения Бюджета-2003 в третьем чтении?

2. РАСХОДЫ НА ПОДГОТОВКУ И УЧАСТИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАСХОДОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗДЕЛУ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА" (по приложениям 6, 7 и 21 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") – см. приложение 2 к настоящему разделу.

3. РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК (по приложениям 6, 7 и 21 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") – см. приложение 3 к настоящему разделу.

4. РАСХОДЫ НА БОЕВУЮ ПОДГОТОВКУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ВОЙСК (по приложениям 6, 7, 21 и 32 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") – см. приложение 4 к настоящему разделу.

5. РАСХОДЫ НА СТРАХОВЫЕ ГАРАНТИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, НА ПЕНСИИ И ПОСОБИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ЛИЦАМ, ПРИРАВНЕННЫМ К НИМ ПО ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ, НА ПЕНСИИ ИНВАЛИДАМ ВОЕННОЙ ТРАВМЫ И РОДИТЕЛЯМ ПОГИБШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (по приложениям 6, 7 и 21 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год" ) – см. приложение 5 к настоящему разделу.

Примечания:

1) В приложении 5 данные по пенсионному обеспечению инвалидов военной травмы приведены по ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год", принятому Госдумой 25.12.2002 г.

2) См. также раздел 2 настоящего обзора – комментарии к ФЗ N 198-ФЗ от 31.12.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

6. РАСХОДЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ (по приложениям 6, 7 и 21 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") – см. приложение 6.

Дальше...
Оглавление выпуска