Законотворческий процесс в Государственной Думе
ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года
Армия и права человека
Раздел 4.
Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2003 год", "О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год" (распределение бюджетных
ассигнований на открытые военные расходы и военные пенсии в 2003 году между
силовыми ведомствами) и изменения в Федеральный закон "О бюджетной классификации
в Российской Федерации"
I. Федеральный закон N 176-ФЗ от 24.12.2002 г. "О федеральном бюджете
на 2003 год". Внесен Правительством РФ 24.08.2002 г. Профильный комитет – Комитет по бюджету
и налогам. Принят Государственной Думой 11.12.2002 г. Одобрен Советом Федерации
18.12.2002 г. Подписан Президентом РФ 24.12.2002 г.
В части, касающейся военных расходов федерального бюджета, проект ФЗ "О
федеральном бюджете на 2003 год" на этапах его рассмотрения Государственной
Думой во втором, третьем и четвертом чтении был прокомментирован в разделах
блока "Армия и права человека" 45, 46 и 47 выпусков оперативной информации.
Комментарий к принятому закону о бюджете 2003 г.
Бюджетные ассигнования на военные расходы (их открытую часть) в окончательно
принятом Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" распределены
следующим образом:
1. РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ И ВНЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ (по приложениям
6, 7 и 21 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") – см. приложение
1 к настоящему разделу.
Открытая часть средств на проведение мобилизационной подготовки и переподготовки
резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами РФ (по целевой статье расходов
608) выделена только Министерству обороны.
Средства федерального бюджета, которые должны быть выделены другим федеральным
органам исполнительной власти (на проведение военных сборов и выплату денежного
довольствия проходящим военные сборы гражданам), а также субъектам РФ (на содержание
военкоматов, обучение основам военной службы и военно-учетным специальностям),
медицинским учреждениям (на медицинское освидетельствование при постановке на
воинский учет, призыве и приеме граждан на военную службу) закрыты или
не выделены.
Неясно, выполнено ли Постановление Правительства РФ N 137 от 3.03.2001
г., согласно которому Министерство финансов Российской Федерации, совместно
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, должно предусматривать, начиная
с 2002 года, в проектах федерального бюджета необходимые ассигнования для финансирования
мероприятий по исполнению гражданами Российской Федерации воинской обязанности.
СПРАВКА. Согласно Положению "О финансировании расходов, связанных с
реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе",
утвержденному Постановлением Правительства РФ N 137 от 3.03.2001г., "гражданам
Российской Федерации, участвующим в прохождении военных сборов в период пребывания
в запасе, выплачиваются оклад по воинской должности, предусмотренной штатом
воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому
званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути. Финансирование
указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых
Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба, на выплату денежного довольствия
военнослужащим и на служебные командировки".
Поправка о приостановке действия в 2003 году пункта 5 статьи 30 ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе" ("5. Финансирование
медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан, подлежащих
призыву на военную службу, осуществляется в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета"), предложенная
депутатами А.Н. Винидиктовым и Г.Е. Гамзой и принятая в третьем чтении
Бюджета-2003, в окончательный текст ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год
не вошла.
Нашлись все-таки среди депутатов умные головы, не позволившие отказаться от
оплаты из федерального бюджета медицинского освидетельствования и лечения граждан
при их призыве на военную службу, что неизбежно привело бы к еще большему призыву
больных в Российскую армию. Любопытно, знают ли об этом депутаты, голосовавшие
за нее на этапе рассмотрения Бюджета-2003 в третьем чтении?
2. РАСХОДЫ НА ПОДГОТОВКУ И УЧАСТИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАСХОДОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗДЕЛУ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА" (по приложениям 6,
7 и 21 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") – см. приложение
2 к настоящему разделу.
3. РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК (по приложениям 6, 7 и 21
ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") – см. приложение 3 к настоящему
разделу.
4. РАСХОДЫ НА БОЕВУЮ ПОДГОТОВКУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ВОЙСК
(по приложениям 6, 7, 21 и 32 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год")
– см. приложение 4 к настоящему разделу.
5. РАСХОДЫ НА СТРАХОВЫЕ ГАРАНТИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, НА ПЕНСИИ И ПОСОБИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ,
ЛИЦАМ, ПРИРАВНЕННЫМ К НИМ ПО ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ, НА
ПЕНСИИ ИНВАЛИДАМ ВОЕННОЙ ТРАВМЫ И РОДИТЕЛЯМ ПОГИБШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (по приложениям
6, 7 и 21 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ФЗ "О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год" ) – см. приложение
5 к настоящему разделу.
Примечания:
1) В приложении 5 данные по пенсионному обеспечению инвалидов военной травмы
приведены по ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003
год", принятому Госдумой 25.12.2002 г.
2) См. также раздел 2 настоящего обзора – комментарии к ФЗ N 198-ФЗ от 31.12.2002
г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
6. РАСХОДЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ (по приложениям 6, 7 и 21 ФЗ "О
федеральном бюджете на 2003 год") – см. приложение 6.
Дальше...
Оглавление выпуска
|