Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года

Армия и права человека

Раздел 5.
Новые предложения в законодательство РФ

2. Законопроект "Об основах административных процедур" (вводит новации в процесс рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, предполагающие обязательное прохождение двух административных инстанций перед обращением в суд) (в архиве Zip, 41 Кб). Внесен депутатами Государственной Думы Л.К. Слиска и А.И. Романчук в январе 2003 г. Профильный комитет и даты рассмотрения на пленарном заседании Госдумы еще не назначены.

Комментарий

Авторы предложили (вероятно, для укрепления т.н. "вертикали власти", дальнейшего развития бюрократии и для охраны судов от граждан) ввести законодательное регулирование административных процедур при рассмотрении обращений граждан в государственные и местные органы власти (заявлений, жалоб и возражений) и законодательно закрепить положение о том, что гражданин не может обратиться в суд пока его жалоба не прошла две административные инстанции (статья 75 законопроекта).

При этом не каждый имеет право на жалобу.

Формулировки законопроекта изобилуют юридическими понятиями, недоступными для всех граждан. Некоторые формулировки явно пренебрежительны по отношению к гажданам, например: "право на жалобу имеет тот, кто затронут обжалуемым индивидуальным актом, и имеет достойный защиты интерес в его изменении или отмене" (статья 76). Значит, вопрос о том, достоин ли защиты "интерес" гражданина, подавшего жалобу, решает не гражданин и не судья, а чиновник?

Законопроект противоречит:

Конституции РФ (статьям 10, 45-47),

только что (с 1.02.2003 г.) вступившему в силу Гражданско-процессуальному кодексу (подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений"), согласно статье 247 которого "обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд",

действующему Закону РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", согласно которому (статья 1) "каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы".

Законопроект, если будет принят, создаст ситуацию коллизии со многими другими действующими федеральными законами, например, с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающим возможность для гражданина обращения в суд, если он не согласен с решением призывной комиссии или лично военного комиссара о его призыве на военную службу, либо если гражданина отправили служить, не принимая решения о призыве.

Законопроектом государственная служба и служба в Вооруженных силах отнесены к "особым отношениям власти-подчинения" (статьи 62, 63), когда "должностные лица обладают правом дачи обязательных для исполнения указаний". "В рамках этого права допустимо издание индивидуальных актов в устной форме. Такие указания могут быть обжалованы, однако обжалование не приостанавливает их исполнения". При этом ничего не сказано, в отношении кого могут издаваться такие указания – только в отношении служащих или в отношении всех обращающихся в эти службы граждан. Если в отношении всех, то призванный неправомерно на военную службу гражданин не сможет обратиться в суд и будет отправлен "в войска" еще до разрешения его жалобы в административный орган, которым в данном случае является военный комиссариат субъекта Федерации.

Введение дополнительных обязательных процедур настолько усложнит получение гражданами ответа на их обращения, что сделает невозможным решение многих проблем, в том числе часто возникающих проблем уволенных с военной службы инвалидов военной травмы и родителей погибших военнослужащих (когда командир воинской части, где служил гражданин, не присылает нужные справки). До обращения в суд этим пострадавшим гражданам придется обращаться в социальные службы и бесчисленные органы военного управления. Затяжка с решением их жизненно важных проблем может привести к трагическим результатам.

Законопроект (статьи 59-61) предусматривает, что срочные меры (для охраны общественной безопасности) могу вводиться и устными актами, а "обжалование срочных мер или изданных с целью их обеспечения индивидуальных актов не приостанавливает исполнение индивидуальных актов".

Похоже, что авторы законопроекта хотят исключить возможность разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, судом и решать такого рода дела в административном порядке исполнительной властью, не заинтересованной в их положительном разрешении.

Оглавление выпуска