Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Правоприменение Федерального закона "О политических партиях" (с точки зрения профильного комитета Государственной Думы)Владимир ЛЕПЕХИН,
консультант Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В июне 2001 года вступил в силу Федеральный закон "О политических партиях", которому предшествовали довольно бурные дискуссии, как в Государственной Думе, так и за ее пределами. Несмотря на обилие законопроектов, в итоге был принят президентский вариант, который критиковался за его излишнюю "жесткость", выражавшуюся, прежде всего, в том, что каждой партии предписывалось иметь не менее 10 тысяч членов. Противники этой нормы прогнозировали, что в результате принятия данного закона партийная система России ужмется до 2, максимум 5 политических партий. По состоянию на январь 2003 года Министерство юстиции зарегистрировало 49 политических партий (25 из них получили постоянные свидетельства о государственной регистрации) , что является красноречивым свидетельством того, что закон сам по себе не стал барьером на пути формирования партийной системы. Тем не менее, в процессе учреждения новых политических партий и преобразования действующих, вскрылись определенные недостатки нового закона "О политических партиях". Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (далее – профильный Комитет Госдумы), начиная с момента вступления в силу данного закона, осуществлял (и продолжает осуществлять) мониторинг этого процесса, фиксируя возникающие правовые казусы, принимая по ним соответствующие решения, разрабатывая предложения по исправлению спорных ситуаций.
В сентябре 2001 года профильный Комитет ГД направил письма в Министерство юстиции РФ, в депутатские объединения Государственной Думы и некоторые иные структуры с просьбой информировать членов Комитета обо всех случаях правовых нестыковок, пробелов и недостатков Федерального закона о партиях, которые вскроются в ходе преобразования действующих, а также создания и регистрации новых политических партий. Первым отреагировал Центральный Банк Российской Федерации. 29 декабря 2001 года ЦБ РФ направил в Государственную Думу письмо, в котором сообщил, что положения Федерального закона "О политических партиях" (статьи 12, 13 и 30), предусматривающие открытие членами оргкомитета по созданию политической партии расчетного счета, противоречат статье 2 Гражданского кодекса РФ. В данной статье ГК записано, что открывать расчетные счета могут только юридические лица, тогда как в законе о партиях речь идет о физических лицах. Профильный Комитет Думы, в свою очередь, принял к сведению замечания ЦБ РФ и направил в Центробанк России и Минюст РФ соответствующие разъяснения по этому поводу. Впрочем, допущенная при принятии закона неточность (вместо понятия "расчетный счет" в законе следовало использовать понятие "лицевой счет") носит, скорее, технический характер и легко устранима. Куда более серьезным прецедентом в ходе применения Федерального закона "О политических партиях" стала ситуация, сложившаяся в Республике Татарстан (а позднее и в некоторых других субъектах РФ), связанная с превышением органами прокуратуры своих полномочий. Так, 15 февраля 2002 года депутат Госдумы Александр Салий направил запрос Генеральному прокурору РФ в связи с распоряжением заместителя прокурора Республики Татарстан прокурорам городов и районов республики от 13 февраля 2002 года. Этим распоряжением органам прокуратуры предписывалось осуществить проверку процесса учреждения и преобразования региональных отделений политических партий согласно Федеральному закону "О политических партиях". В связи с этим профильный Комитет Госдумы проинформировал депутатов о превышении органами прокуратуры Татарстана своих полномочий и предложил поддержать депутатский запрос Салия (см. информационную записку ниже). Соответствующе письмо было также направлено председателем профильного Комитета Виктором Зоркальцевым в Министерство юстиции Российской Федерации.
|