Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 52 (специальный)
25 февраля 2003 года

Правоприменение Федерального закона "О политических партиях" (с точки зрения профильного комитета Государственной Думы)

Владимир ЛЕПЕХИН,
консультант Комитета Государственной Думы
по делам общественных объединений
и религиозных организаций

В июне 2001 года вступил в силу Федеральный закон "О политических партиях", которому предшествовали довольно бурные дискуссии, как в Государственной Думе, так и за ее пределами. Несмотря на обилие законопроектов, в итоге был принят президентский вариант, который критиковался за его излишнюю "жесткость", выражавшуюся, прежде всего, в том, что каждой партии предписывалось иметь не менее 10 тысяч членов. Противники этой нормы прогнозировали, что в результате принятия данного закона партийная система России ужмется до 2, максимум 5 политических партий.

По состоянию на январь 2003 года Министерство юстиции зарегистрировало 49 политических партий (25 из них получили постоянные свидетельства о государственной регистрации) , что является красноречивым свидетельством того, что закон сам по себе не стал барьером на пути формирования партийной системы. Тем не менее, в процессе учреждения новых политических партий и преобразования действующих, вскрылись определенные недостатки нового закона "О политических партиях". Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (далее – профильный Комитет Госдумы), начиная с момента вступления в силу данного закона, осуществлял (и продолжает осуществлять) мониторинг этого процесса, фиксируя возникающие правовые казусы, принимая по ним соответствующие решения, разрабатывая предложения по исправлению спорных ситуаций.

В настоящем материале перечислены только самые очевидные правовые коллизии, хотя, помимо названных, в законе имеется также немало других недостатков и нестыковок. Так, не все ясно с пониманием организационно-правовой формы политических партий; много вопросов по механизму регистрации партий возникает также в связи с принятием Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц и т.п.

В сентябре 2001 года профильный Комитет ГД направил письма в Министерство юстиции РФ, в депутатские объединения Государственной Думы и некоторые иные структуры с просьбой информировать членов Комитета обо всех случаях правовых нестыковок, пробелов и недостатков Федерального закона о партиях, которые вскроются в ходе преобразования действующих, а также создания и регистрации новых политических партий.

Первым отреагировал Центральный Банк Российской Федерации. 29 декабря 2001 года ЦБ РФ направил в Государственную Думу письмо, в котором сообщил, что положения Федерального закона "О политических партиях" (статьи 12, 13 и 30), предусматривающие открытие членами оргкомитета по созданию политической партии расчетного счета, противоречат статье 2 Гражданского кодекса РФ. В данной статье ГК записано, что открывать расчетные счета могут только юридические лица, тогда как в законе о партиях речь идет о физических лицах.

Профильный Комитет Думы, в свою очередь, принял к сведению замечания ЦБ РФ и направил в Центробанк России и Минюст РФ соответствующие разъяснения по этому поводу.

Впрочем, допущенная при принятии закона неточность (вместо понятия "расчетный счет" в законе следовало использовать понятие "лицевой счет") носит, скорее, технический характер и легко устранима.

Куда более серьезным прецедентом в ходе применения Федерального закона "О политических партиях" стала ситуация, сложившаяся в Республике Татарстан (а позднее и в некоторых других субъектах РФ), связанная с превышением органами прокуратуры своих полномочий.

Так, 15 февраля 2002 года депутат Госдумы Александр Салий направил запрос Генеральному прокурору РФ в связи с распоряжением заместителя прокурора Республики Татарстан прокурорам городов и районов республики от 13 февраля 2002 года. Этим распоряжением органам прокуратуры предписывалось осуществить проверку процесса учреждения и преобразования региональных отделений политических партий согласно Федеральному закону "О политических партиях".

В связи с этим профильный Комитет Госдумы проинформировал депутатов о превышении органами прокуратуры Татарстана своих полномочий и предложил поддержать депутатский запрос Салия (см. информационную записку ниже). Соответствующе письмо было также направлено председателем профильного Комитета Виктором Зоркальцевым в Министерство юстиции Российской Федерации.


Информационная записка

Информируем депутатов Государственной Думы РФ, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О политических партиях" контроль за деятельностью политических партий осуществляют только регистрирующие органы, которыми сегодня являются органы юстиции.

Попытки контролировать деятельность политических партий, в том числе соблюдение ими положений Федерального закона "О политических партиях", другими государственными структурами, в том числе органами прокуратуры, противоречат требованиям настоящего Федерального закона.

В связи с имеющимися фактами превышения региональными органами прокуратуры своих полномочий (например, прокуратурой республики Татарстан) полагаем целесообразным поддержать депутатский запрос депутата Государственной Думы А. И. Салия Генеральному прокурору Российской Федерации "О соответствии распоряжения заместителя прокурора Республики Татарстан Федеральному закону N 95-Ф3 "О политических партиях".

Со своей стороны Комитет направляет соответствующее обращение в Министерство юстиции Российской Федерации.

Председатель Комитета В. Зоркальцев

Дальше...
Оглавление выпуска