Законотворческий процесс в Государственной Думе

АРМИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Выпуск 59
12 июня 2003 года

Раздел 2.

На пути закрепления призывного рабства в России - вторые парламентские слушания по Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе"


13 мая 2003 года состоялись парламентские слушания на тему: "О проектах федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", который должен вступить в силу 1 января 2004 года - вторые слушания по этому закону.

Для сведения.

Тема первых парламентских слушаний: "На пути реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Они состоялись 20 февраля с.г. и были прокомментированы в разделе 2 блока "Армия и права человека" 53 выпуска оперативной информации.

По состоянию на начало мая 2003 года в Совет Государственной Думы депутатами ГД и членами Совета Федерации передано 7 законопроектов с поправками в этот еще не вступивший в силу Федеральный закон.


О сути поправок в закон об АГС рассказали ведущие и организаторы вторых слушаний - П. Крашенинников, А. Баранников и Л. Левинсон. Эти поправки содержат предложения о замене преимущественно экстерриториального принципа прохождения альтернативной гражданской службе (АГС) на преимущественно территориальный (т.е. по месту жительства гражданина), о направлении граждан для прохождения АГС в воинские части только с их согласия, об уменьшении срока АГС, об организации АГС для граждан из малочисленных народов.

Один из авторов законопроекта о дополнениях в Закон об АГС - ДЕПУТАТ В. Н. Бондарь выступил с обоснованием преимуществ прохождения гражданами АГС по месту их жительства в муниципальных образованиях:

  • затраты меньше;
  • будут решены проблемы муниципалитетов;
  • легче обеспечить места прохождения АГС, соответствующие квалификации граждан;
  • улучшится обслуживание больных в больницах и госпиталях;
  • улучшится социальное обслуживание инвалидов и стариков;
  • легче обеспечить безопасность;
  • будет больше желающих проходить АГС, чтобы отдать долг государству.

Остальные выступившие: представитель Правительства, пять генералов, один адмирал, депутаты Госдумы без воинских званий (среди них - авторы нескольких поправок в Закон об АГС) и представители общественных организаций больше обсуждали не предложенные поправки, а сам Закон, его принципы.


Из выступления представителя Правительства РФ Г. Паршенцевой:

Принятие Закона "Об альтернативной гражданской службе" - большое достижение Государственной Думы и Правительства.

Каждый ребенок (потом уточнила: "я имею в виду молодой человек в возрасте 17-18 лет") пусть сам выбирает: мужество или милосердие. Нужны же санитарочки, нянечки …

Для жилья - пустующие гостиницы … Смоленск отстроил специальную гостиницу…

Проекты указов Президента и постановлений Правительства об органах АГС готовы, прошли согласование с ГГПУ Президента. Они определяют порядок направления, прохождения альтернативной гражданской службы (АГС), увольнения со службы (о проектах этих нормативных актов см. приложение к настоящему разделу).

Надо начинать работать по закону, а потом его менять… Сейчас есть 42 тысячи рабочих мест… Определим баланс потребностей…

В Трудовой кодекс дали уже 870 поправок. Также и по альтернативной службе. С поправками в закон я не согласна. Минтруд - против. Моя работа в территориях показала, что будет мало желающих проходить АГС…

Студенты, я говорила с ними, склонны выбрать мужество …


Реплика П. Крашенинникова: мужество и милосердие - не альтернативные понятия.


Из выступления генерала Генерального штаба Вооруженных Сил РФ В. Кожушко:

Обратимся к Конституции России. Третий пункт статьи 59 надо читать только с учетом второго пункта статьи 6.

У граждан есть обязанность перед государством. Условия несения этой обязанности должны быть равными для всех. Значит, есть необходимость равного обращения с военнослужащими и АГС-никами.

Закон принят, он содержит главные принципы альтернативной гражданской службы (АГС):

  1. доказательность убеждений или вероисповедания гражданина,
  2. экстерриториальность,
  3. увеличенные сроки альтернативной службы по сравнению с военной.

Казалось бы, все в порядке: Закон принят, но по нему наносится залп из семи законов-поправок. Их суть - создание более благоприятных условий службы для АГС-ников. Что, надо больше АГС-ников?

Давайте сначала посмотрим, как работает Закон, а потом уж будем его менять. Механизмы его реализации - на финишной прямой. Через 2-3 месяца выйдут нужные указы и постановления Правительства.


Из реплики А. Арбатова на выступление генерала В. Кожушко:

Уважаемый генерал из Министерства обороны предвзято толкует Конституцию России:

  1. если говорить о равенстве прав и обязанностей, - то, почему бы женщин не призывать? Они полноправные граждане России. Никакого приравнивания по тяготам в Конституции нет;
  2. в статье 59 Конституции РФ прямо не сказано об обязанности военной службы, а только об обязанности защиты Отечества. Защита Отечества не равнозначна военной службе. Защита Отечества - это когда все граждане во время войны идут его защищать.


----------------------------------------------------------

СПРАВКА.

Из статьи 59 Конституции РФ:

4. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Из статьи 6 Конституции РФ:

1. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.


----------------------------------------------------------


Из выступлений депутатов Государственной Думы и члена Правительства Москвы - генералов и адмирала

Генерал Н. Безбородов (Комитет Государственной Думы по обороне):

Комитет Госдумы по обороне поддерживает только один из семи законопроектов - проект депутатов А. И. Николаева, Е. А. Зеленова и Н. М. Безбородова - об отмене преимущественно экстерриториального принципа прохождения АГС.

Нижегородцев, направленных на АГС до вступления в силу Закона об АГС, освобождать от прохождения АГС по принятому Закону нельзя - это поощрение анархии и власти, превысившей полномочия.

Реплика: нижегородская власть действовала по Конституции, являющейся Законом прямого действия, поэтому полномочия она не превышала , а исполняла.


Генерал Л. Коломайцев (Правительство Москвы):

Закон об АГС надо рассматривать с государственных позиций, а не обывательских.

Основой военной безопасности являются Вооруженные Силы. Причина снижения обороноспособности и неудач двух чеченских войн - военная реформа, которая проводится неразумно.

Техника ржавеет на открытом воздухе…

ВПК разрушена…

На ремонт только одного Т-80 требуется 1000 человеко-часов.

Надо с помощью АГС-ников проводить переконсервацию и ремонт военной техники.

Условия для прохождения АГС в воинских частях есть. Будут жить в казармах, питание будет, и зарабатывать будут 1200 рублей в месяц. Получат образование с присвоением военно-учетной специальности, будут на всю жизнь обеспечены работой …

Другие возможности: работа на складах, на обеспечение тыла, в военных совхозах, хлебопекарнях …

Конфликтов не будет.


Депутат Е. Зеленов (Комитет Госдумы по обороне):

АГС - не для России, традиционные российские конфессии - не против военной службы. Надо исключить безобразия при организации военной службы. Закон об АГС приняли, когда начались побеги, уклонения …, раньше этого не было. Люди хотят служить.

Поправки в Закон об АГС нужны, военкоматы и местные органы уже говорят о недостатках Закона. Надо отменить экстерриториальный принцип АГС, но сроки службы должны быть большими. Сейчас патриотическое воспитание поднимается. Если так и будет, то Закон об АГС будет второстепенным.


Депутат В. Дорогин (Комитет Госдумы по обороне):

Меня коробит от людей, не хотящих служить.

Дело в морали и нравственности! (перешел на крик). Горшки выносить все могут, а должны служить! Почему у депутатов сыновья не учатся в военных училищах? Кто идет в военные училища? Кто пойдет служить за 3000 рублей? Ко мне подошли матросы: платите нашим родителям по 1500 рублей, и мы будем служить 4 года в армии.

Закон еще не вступил в силу, а вы уже - поправки! Для выборов стараетесь!

Какой патриотизм? У нас капитализм со звериным лицом! Кого защищать? Чубайса и …?

Мы хотим ублажить идиота, который не хочет служить! Армия стала не службой, а воинской повинностью…, мы превратили ее в тюрьму!


Депутат Э. Воробьев (Комитет Госдумы по обороне):

Есть беспокойство о том, как будет вводиться Закон об АГС.

Основания для беспокойства:

  1. положения принятого Закона вызывают больше вопросов, чем ответов на них;
  2. закрытость подготовки нормативного акта о порядке прохождения АГС. Этот документ важнее закона - он должен установить механизм исполнения закона, от него зависит судьба АГС в России. 24 октября прошлого года был издан приказ Минтруда о создании рабочей группы для разработки этого документа (9 человек, из них - 4 депутата Госдумы). Группа не работала, но проект документа появился. Я являюсь членом рабочей группы и ничего о нем не знаю. Это повторение того, что было при разработке закона об АГС. Результат - принят непродуманный закон.
  3. в субъектах РФ - непонимание роли, места и ответственности за граждан, которые будут проходить АГС, особенно при организации АГС по экстерриториальному принципу. Нет никаких обоснований прохождения АГС по экстерриториальному принципу, кроме одного - уравновешивания тягот службы. Субъекты РФ не могут предоставить жилье для граждан, проходящих АГС. Московская область предлагает 16000 мест для прохождения АГС, и только 331 человеку обещает предоставить общежитие …

Принципы АГС должны определяться не тяготами несения службы, а полезностью для общества.

Надо облегчать военную службу, чтобы выполнялись права граждан по Конституции, а не утяжелять АГС.

Разъезды АГС-ников по всей стране - это огромные деньги.

Граждане, проходящие АГС, должны сами себя кормить, готовить, стирать. Криминальная обстановка ухудшится: только что обретшие правоспособность граждане окажутся оторванными от родителей, в армии все-таки есть воспитательная работа, для АГС-ников она не предусмотрена.

Кроме того, статус граждан, проходящих и прошедших АГС, при объявлении мобилизации не определен.


Из выступлений депутатов - не генералов:


А. Арбатов (Комитет Госдумы по обороне):

Суть принятого Закона об АГС - сделать АГС непривлекательной.

У нас призыв каждые полгода - это маленькое национальное бедствие. Причина - непривлекательность службы в армии: граждане не хотят быть рабами и пушечным мясом, не хотят унижения.

Согласен с Э.А. Воробьевым: надо не приравнивать военную службу и АГС по тяготам, а исходить из пользы службы для государства и общества.

По теперешнему Закону на АГС пойдут единицы, опять будут уклоняться: и от армии, и от АГС. Если сделать Закон более либеральным и демократичным, это поможет и проведению военной реформы, необходимость которой признана уже и начальником Генштаба Вооруженных Сил.

Позиция властей по проведению военной реформы неправильная и невнятная. Надо отказываться от призыва, а вместо этого Правительство намечает через 4 года только 1/3 сержантов перевести на службу по контракту. И это называется реформой?

России нужна настоящая профессиональная армия.

Принцип 6-месячной службы по призыву тоже не годится - при теперешнем подходе военные власти начнут призывать больше граждан на военную службу, чем призывают сейчас, чтобы сохранить ту же численность военнослужащих по призыву.


Из выступления Л. Левинсона (Институт прав человека):

Сначала хочу заметить, что все, что касается АГС, проходит сейчас по военным ведомствам. Даже Ю. Лужкова на сегодняшние слушания приглашали военные.

Теперь по одному из законопроектов, предложенному Советом Федерации: в нем поднимается проблема малых народов. Это хороший проект. Дело в том, что по ФЗ об АГС гражданин из малых народов должен работать на промыслах, чтобы его направили на АГС. Но большинство в этом возрасте учится в школах и ПТУ. Совет Федерации предлагает изменить редакцию.

Кроме того, этим гражданам надо дать возможность проходить АГС в организациях любых форм собственности (например, оленеводческих акционерных обществах и пр.). Эти поправки надо поддержать, чтобы не способствовать вымиранию малых народов.


Из выступлений представителей общественных организаций

М. Полякова - юрист Независимого экспертно-правового совета:

Я выскажу мнение юристов Независимого экспертно-правового совета по Закону об АГС.

Это только юридические соображения с точки зрения Конституции РФ и международных правовых норм, без политики и учета приближающихся выборов:

  1. право выбора - равное для всех граждан.
    Состояние социальной сферы сейчас - катастрофическое, нужен приток молодежи в эту сферу;
  2. Конституция и международное право запрещают дискриминационный подход к этим двум видам службы: военной и альтернативной гражданской. Необходимо считаться с убеждениями граждан. Равные права и равные обязанности не означают искусственные трудности. Это выход за рамки здравого смысла;
  3. прохождение АГС в воинских частях - нарушение прав личности в армии.

    Это может привести к латентной преступности. Явная почва для криминализации. Конфликтная ситуация неизбежна. Военные власти считают, что служить по закону об АГС будет не более 1500 человек. Они не решат существующих в армии проблем, но могут добавить новые.

  4. экстерриториальность прохождения АГС - искусственная трудность. Нельзя исходить из необходимости создания искусственных трудностей.

Но это - и экономическая сложность. Кто будет столь долгий срок обеспечивать родителей АГС-ников? Это - в чистом виде дискриминация.


Л. Захарова (Фонд "Созидание"):

Цифры.

Провели опрос молодежи в 22 городах и селах.

Опросили 2500 юношей в возрасте от 14 до 21 года в Архангельске, Астрахани, Перми, Нижнем Новгороде, Ульяновске и др. регионах.

О том, что в Конституции России есть третья часть статьи 59, знает 61% юношей 17-18 лет.

Как получить право на АГС, мало кто знает.

Большая часть не хочет идти ни на военную службу, ни на АГС.

37% намерены поступать в ВУЗы,

16% - работать на предприятиях, дающих право на отсрочку от призыва,

17% - больных,

15% - хотят "договориться" в военкоматах,

6,8% - готовы пройти АГС.

В городах 16% юношей хотят пройти военную службу по призыву, в селах - 26%.

Примерно те же цифры были получены в 2000 году по опросу института социальной политики.

54,5% опрошенных считают, что армия калечит людей.

Нельзя сравнивать мужество и милосердие.

На вопрос: "гражданин, проходящий АГС - патриот?" - отвечают: "да".

К людям, выбравшим АГС, относятся нормально, без презрения.

Против прохождения АГС в воинских частях - примерно 20%.

Многие считают, что АГС надо проходить в МЧС.

Выносить горшки - нет, но помогать беспомощным - да.

На вопрос: "будут ли добиваться АГС, если призывная комиссия им откажет", ответили:

33% - "нет",

30% - "да" (из них - 67% намерены за помощью обращаться в правозащитные организации).


С. Кривенко (Коалиция "За демократическую альтернативную гражданскую службу"):

Государство и общество изменились, значит надо менять институты. Единственным нереформированным институтом в России осталась армия.

Зачем ломать судьбы людей?

Генерал Кожушко в своем выступлении усилил четкую позицию Министерства обороны: все - на службу, и сделать ее одинаково тяжелой для всех.

10 лет искали компромисс, чтобы ввести нормальную АГС, но приняли Закон Минобороны.

Создана рабочая группа для обсуждения нормативных актов по АГС, но ее не созывают. Она оказалась созданной не для работы, а для числа.

Позиция: обеспечить социальное равенство, но его нет, и не может быть. Женщины, инвалиды не служат по призыву, у остальных служба разная: военнослужащих в Чечне (и не только) убивают и калечат, служат и в ансамблях, и водителями у генералов …

Почему на первом месте обороноспособность, а не вообще обеспечение безопасности государства и граждан? Наводнения, пожары - ежегодно, от них постоянно надо спасать людей. Невозможно отрывать фронт от тыла и тыл от фронта. Надо защищать граждан страны, а не губить.

20% юношей хотят служить, их и надо принимать на военную службу. 10% хотят пройти АГС. Но только при отмене экстерриториальности и свободе выбора службы будет эффект. Кто-то хочет поехать на метеостанцию - пусть едет.

Службу надо сделать достойной (человека и гражданина).


Л. Вахнина (Правозащитный Центр "Мемориал"):

Есть пословица: "Охота пуще неволи", а у нас - все без желания. Разве не в интересах армии, чтобы там служили те, кто хочет служить. 30% хотят служить - из молодежи. Надо немного сделать: создать порядок в армии. Командиры говорят: виновато общество, оно поставляет в армию таких плохих военнослужащих. Но почему призывают даже тех, кого специалисты комиссий по профессиональному психологическому отбору при военкоматах, работающие при первоначальной постановке граждан на воинский учет, не рекомендуют к прохождению военной службы? А в армии командиры и начальники избегают ответственности, сваливая все на общество и ничего не делая, чтобы служба была достойной человека.

Тащить в армию на аркане - позор.

За год появилось много оснований, чтобы изменить закон.

Федеральные и местные власти растеряны - как реализовать АГС? Служба в воинских частях - тоже головная боль, для военных.


В. Ойвин (Комитет гражданского контроля Федеральной партии "Яблоко"):

Генерал Безбородов считает, что эксперимент в Нижнем Новгороде подрывает авторитет власти, поэтому нельзя включать в срок АГС время службы в больнице, которую нижегородцы проходят сейчас, до вступления в силу Закона об АГС. Но нормы международного права имеют приоритет, следовательно, можно вводить АГС до закона.

Государство, наказывающее своих граждан за то, что они служат людям, подрывают веру граждан в государство. Государство и военные власти привыкли иметь дело с рабами. Все силы военных властей сейчас направлены на то, чтобы сохранить крепостное право.

Экстерриториальная АГС - большая проблема. В армии есть контроль над солдатами (хотя и плохой). При прохождении АГС - никакой контроль не предусмотрен. Будут криминальные разборки.

Закон об АГС направлен на то, чтобы никто не пошел на эту службу.


-----------------------------------


В конце слушаний заместитель Председателя Комитета Госдумы по обороне Н. Безбородов просил записать в "Рекомендации слушаний", что Комитет по обороне поддерживает только один из предложенных законопроектов: "О внесении изменений и дополнения в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", внесенный депутатами-членами Государственной Думы А. И. Николаевым, Е. А. Зеленовым и Н. М. Безбородовым, остальные шесть законопроектов, в том числе касающийся малочисленных народов, Комитет рекомендует отклонить.

Оглавление выпуска