Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
70 выпуск (специальный)
 7 мая 2004 года

"ПСИХОАКТИВНЫЙ ПОРТФЕЛЬ"

6 октября 2003 года Правительством РФ внесен проект федерального закона № 373171-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и в статьи 6.13 и 28.3 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", направленный на изменение норм, касающихся пропаганды наркотиков.

Борьба с такой пропагандой, вплоть до изыскания ее "скрытых форм", превратилась, благодаря усердию Госнаркоконтроля (переименованного Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), в развернутое наступление на свободу слова. С книжных полок, будто во времена борьбы с "дегенеративным искусством", стали исчезать "Электропрохладительный кислотный тест" Тома Вулфа, "Рассказики под экстази" Фредерика Бегбедера, "Верховный пилотаж" и "Пономарь" Баяна Ширянова, направляемые на экспертизу. В Ульяновске суд оштрафовал книготорговую фирму, обнаружив в магазине один экземпляр книги Л. Гринспуна и Дж. Бакалара "Марихуана: Запретное лекарство", посвященной медицинским свойствам конопли. Чтобы не быть оштрафованными, книжки с сомнительными названиями снимают с продаж сами запуганные книготорговцы. 
Массовым психозом расползается по стране новая болезнь - "наркоцензура", грозящая пожрать сотни книг, фильмов, песен заодно с водкой "Каннабис" и пивом с запахом конопли. Виной тому, конечно, наркоконтроль - 40-тысячное ведомство, ищущее поле деятельности. Рынок наркотиков схвачен милицией, в компетенцию которой по-прежнему входит противодействие их распространению. Границу контролирует ФСБ. Наркополицейским остается хватать за руку ветеринаров и читать книжки. 

Ситуация с книжками не была бы столь безобразна, если бы не действующая редакция статьи 46 Федерального закона "О наркотических средствах…", определяющая недопустимую пропаганду как "деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях". Кроме того, статья 46 запрещает пропаганду "каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганду использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья". Перечисленные действия и составляют состав правонарушения, предусмотренного статьей 6.13 КоАП, устанавливающей ответственность за пропаганду наркотиков. 

Проблема данной правовой конструкции в том, что она не требует наличия умысла на собственно пропаганду незаконного оборота наркотиков (т.е. пропаганду их незаконного потребления, других незаконных действий с ними). Для установления правонарушения по статье 6.13 достаточно установить формальный умысел на распространение самих сведений. В результате факт появления на прилавке книги с описанием "методов использования" рассматривается как подтверждение противоправного действия.

Хотя добросовестный правоприменитель не исполняет закон "тупо", тем более закон неудачный, Госнаркоконтроль, очевидно, не относится к числу добросовестных ведомств. С последствиями ретивой борьбы с пропагандой, развернутой ГНК, столкнулись не только писатели, издатели, книгоноши и граждане, но и Министерство по антимонопольной политике (МАП, ныне - Федеральная антимонопольная служба). На этот орган, полномочный предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы, законом о наркотиках возложены функции противодействия их пропаганде. В частности, именно МАП проводит экспертизу наличия в тех или иных текстах или изображениях пропагандистского содержания. Убедившись в бестолковости действий наркоконтроля, МАП разработало, а Правительство внесло рассматриваемый законопроект. 
Содержание его двояко. С одной стороны, в нем дается еще более расширенное описание пропаганды наркотиков, включающее информацию о свойствах наркотиков, условиях приобретения, использования и потребления. Уточняется, что пропаганда может осуществляться через аудио- и видеопродукцию, "при оказании зрелищных услуг". Эти дополнения, хотя и представляются избыточными, лишь уточняют формулировку действующей редакции о "совершении иных действий в этих целях".

Принципиально важными являются иные изменения, меняющие конструкцию статьи 46 таким образом, чтобы под запрещенную пропаганду подпадала не "деятельность, направленная на распространение", а распространение перечисленной информации о наркотиках, "осуществляемое в целях сохранения и расширения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров". Таким образом, доказыванию будет подлежать умысел на распространение в обществе наркомании, развитие наркопреступности. Голого факта продажи книжки, в которой что-то сказано о наркотиках, будет, в случае принятия законопроекта в предложенной Правительством редакции, недостаточно. 

Также уточняется, что основанием для применения мер воздействия, определенных пунктом 5 статьи 46 закона о наркотиках (приостановление антимонопольным органом деятельности юридического лица либо обращение в суд о ликвидации, направляемое органами, уполномоченными осуществлять противодействие незаконному обороту), служит не просто повторное, а повторное в течение года нарушение запрета на пропаганду.

Статья 6.13 КоАП дополняется запретом пропаганды аналогов наркотических средств и психотропных веществ, что не имеет существенного значения, так как аналоги существуют скорее в формально-юридическом, чем в реальном мире. Составление протоколов по статье 6.13 предлагается возложить, помимо органов наркоконтроля, на территориальные антимонопольные органы. 
Несмотря на содержащиеся в проекте избыточные формулировки, его принятие способно оказать позитивное воздействие на правоприменительную практику статьи 6.13 КоАП, ограничить ее репрессивный потенциал. 
Рассмотрение законопроекта ожидается в ходе весенней сессии (май - июнь). 

Дальше...
Оглавление выпуска