Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ "ПСИХОАКТИВНЫЙ ПОРТФЕЛЬ"На рассмотрении Госдумы находятся проекты федеральных законов № 344493-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 44 и 45 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и № 344488-3 "О внесении дополнения и изменения в статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", внесенные Московской городской Думой 24 июня 2003 года. Обе инициативы являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в статьи 44 и 45 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусматривает следующие концептуальные новации: Дополнение, вносимое в статью 34 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, допускает принудительное освидетельствование "в целях выявления больных, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Такое освидетельствование, согласно законопроекту, возможно на основании и в порядке, которые установлены законодательством РФ. При этом субъекты РФ наделяются правом разрабатывать собственные программы мероприятий по выявлению и профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Из всех перечисленных новелл поддержки заслуживает только предложение об отстранении от деятельности, связанной с источником повышенной опасности, больных наркоманией (а не только лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, как в действующей редакции закона). Наличие диагностированной наркотической зависимости создает опасность неконтролируемого потребления, которое не всегда может быть своевременно зафиксировано при медицинских осмотрах. Прочие концептуальные положения законопроектов вызывают категорические возражения как противоречащие Конституции РФ, общепринятым принципам международного права, а также препятствующие социализации потребителей наркотиков, эффективному лечению больных наркоманией, их реабилитации. Их негативная оценка базируется на следующих правовых основаниях: Принудительное медицинское освидетельствование, сопряженное с нарушением физической неприкосновенности, само по себе является нарушением указанных неотъемлемых прав личности. Ограничения прав и свобод возможны, в соответствии со статьей 55 Конституции, на основании федерального закона и только в целях защиты конституционно значимых ценностей. При этом, как неоднократно отмечалось Конституционным Судом, допускаемые Конституцией основания для ограничения прав и свобод, равно как и сами ограничения, не должны толковаться и применяться расширительно, так, чтобы допускаемые ограничения не приводили к поглощению гарантированных прав и свобод, к фактическому их уничтожению. Следовательно, необходимо соблюдение разумного баланса между правами и свободами и их ограничением. С учетом признания прав и свобод человека высшей ценностью (статья 2 Конституции) их ограничение в случаях, касающихся личной жизни, допустимо лишь постольку, поскольку проявления личной свободы создают непосредственную угрозу жизни, здоровью, правам других лиц. Содержащийся в рассматриваемых законопроектах фактический отказ от ограничений для направления на принудительное освидетельствование, допущение освидетельствования по усмотрению любого начальствующего субъекта грубо противоречат изложенному принципу справедливой соразмерности, нивелирует конституционные и конвенциональные гарантии прав личности. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан содержат такое фундаментальное положение как государственные гарантии защиты от любых форм дискриминации, обусловленной наличием каких-либо заболеваний (статья 17). Наркомания не может являть собой полное исключение из этого принципа. Ограничения прав граждан, связанные с наличием у них наркотической зависимости, должны основываться на том же балансе ценностей, не допускать чрезмерное умаление одного из основных прав человека. Расширение круга лиц, имеющих право направлять граждан на недобровольное освидетельствование, представляет собой, помимо чрезмерного вмешательства в личную жизнь и нарушения ее неприкосновенности, также лишение человека защиты конфиденциальности информации о его здоровье. 4. Дополнениями, вносимыми в Основы законодательства РФ об охране здоровья, субъекты РФ фактически наделяются правом самостоятельного регулирования в части оказания медицинской помощи без согласия граждан. Это вытекает из включения в статью 34 Основ ("Оказание медицинской помощи без согласия граждан") положения о том, что "субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать программы мероприятий по выявлению и профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Такое допущение противоречит Конституции, установившей, что регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации (статья 71). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (статья 55 Конституции), а не региональными актами, даже принимаемыми на основании федерального закона. Иными словами, больных, страдающих наркотической зависимостью, а также лиц, допускающих контролируемое потребление наркотиков, предлагается фактически лишить права на труд (поскольку примененное в проекте понятие "профессиональная деятельность" в Трудовом кодексе не используется), независимо от того, может ли составлять осуществляемая ими деятельность угрозу причинения вреда другим лицам. Такой подход представляет собой прямую дискриминацию граждан по признаку состояния их здоровья, а также в связи с осуществлением ими действий, не рассматриваемых российским законодательством как преступные (потребление наркотиков является административным правонарушением, т.е. проступком). Введение данного дополнения неправомерно. Основания и порядок проведения медицинских осмотров регулируется трудовым законодательством (статья 213 Трудового кодекса РФ). Введение дополнительных оснований проведения осмотров нарушает системность законодательства. Кроме того, данное дополнение необоснованно дискриминирует больных наркоманией и потребителей наркотических средств, поскольку аналогичных мер по отношению к больным алкоголизмом и потребителям алкоголя в законодательстве не содержится и авторами проектов не предлагается. Трудовым кодексом РФ на работодателя возлагается обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (статья 76). В соответствии с рассматриваемым проектом закона, работодатель должен отстранить работника, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, но на внеочередной осмотр должен направить только в случае подозрения на наркотическое опьянение. При этом неясно, каким образом руководитель юридического лица сможет различить состояния наркотического опьянения (при котором следует направлять на внеочередной осмотр) и опьянения токсического (при котором таких мер не предлагается). Использование в данном случае понятия "одурманивающее вещество", не соответствующего терминологии Трудового кодекса, размывает правовое регулирование. Следует также отметить, что потребление одурманивающих веществ по назначению врача невозможно. Правительство представило на законопроекты отрицательные заключения, в связи с чем они, скорее всего, будут отклонены. В официальном правительственном отзыве указывается на избыточность закона (якобы действующие нормы итак не препятствуют реализации всех вышеперечисленных предложений). Очевидно, правительственные эксперты просто маскируют таким образом свое концептуальное несогласие с репрессивной идеологией, порождением которой является московский проект. |