Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
70 выпуск (специальный)
 7 мая 2004 года

"ПСИХОАКТИВНЫЙ ПОРТФЕЛЬ"

11 ноября 2003 года депутатом Владимиром Жириновским (ЛДПР) внесен проект федерального закона № 390777-3 "О внесении изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях", предусматривающий введение уголовной (и исключение административной) ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ. 

Проект внесен одновременно с принятием Думой президентских поправок в УК, направленных на либерализацию наказания за действия с наркотиками, не связанные с их сбытом. Хотя фракция ЛДПР и ее лидер поддерживали новую редакцию Кодекса, это не помешало Жириновскому выступить с инициативой прямо противоположной. Наркопотребителям предлагается "прописывать" до года лишения свободы, а попавшимся повторно - до трех. Основанием для освобождения от уголовного преследования может служить, по проекту, лишь "добровольное" обращение за наркологической помощью. При этом остается неясным, будет ли считаться таковым согласие на лечение уже после того, как человек задержан за совершение этого так называемого "преступления". 

Альтернатива "лечение или наказание" неприемлема не только по причине неэффективности принудительных мер. В случае признания такой модели избежать уголовной ответственности смогут только наркозависимые потребители, нуждающиеся в наркологическом вмешательстве. Потребителям марихуаны, многочисленным эпизодическим, случайным, разовым потребителям, не являющимся больными наркоманией и не имеющим оснований обращаться по этому поводу к врачам, останется рассчитывать только на наказание. 
Единая Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года не требует криминализации действий, связанных с употреблением наркотических средств без назначения врача (статья 36). Более того, предлагая меры борьбы со злоупотреблением наркотиками, Конвенция обязывает государства принимать к таким лицам "все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих лиц и на наблюдение за ними после окончания ими лечения" (статья 38).

25 октября 1990 года Комитет конституционного надзора СССР вынес Заключение № 8 (2-10) "О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией". В Заключении отмечалось, что обязанность граждан бережно относиться к своему здоровью, предусмотренная Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, "не предусмотрена ни Конституцией СССР, ни международными актами о правах человека и не может обеспечиваться мерами принудительного характера. Поэтому уклонение от лечения алкоголизма или наркомании, если оно не сопряжено с систематическим нарушением общественного порядка или ущемлением прав других лиц, не должно рассматриваться в качестве правонарушения, влекущего юридическую ответственность. По этой же причине употребление наркотиков само по себе не должно рассматриваться в качестве административного правонарушения или преступления". 

На основании данного Заключения положения КоАП РСФСР об административной ответственности за потребление наркотиков были признаны не соответствующими Конституции и в декабре 1991 года отменены. 
Российская Конституции, также как и Конституция СССР, не устанавливает обязанности граждан заботиться о своем здоровье. Таким образом, Заключение Комитета конституционного надзора должно считаться сохраняющим юридическую силу, в связи с чем не соответствующими Конституции должны быть признаны не только положения рассматриваемого законопроекта, но и статья 6.9. КоАП РФ, предусматривающая то самое наказание, которое было признано Комитетом неконституционным. 

Правительство представило на законопроект отрицательный отзыв.


Дальше...
Оглавление выпуска