Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ "ПСИХОАКТИВНЫЙ ПОРТФЕЛЬ"11 ноября 2003 года депутатом Владимиром Жириновским (ЛДПР) внесен проект федерального закона № 390777-3 "О внесении изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях", предусматривающий введение уголовной (и исключение административной) ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ. Проект внесен одновременно с принятием Думой президентских поправок в УК, направленных на либерализацию наказания за действия с наркотиками, не связанные с их сбытом. Хотя фракция ЛДПР и ее лидер поддерживали новую редакцию Кодекса, это не помешало Жириновскому выступить с инициативой прямо противоположной. Наркопотребителям предлагается "прописывать" до года лишения свободы, а попавшимся повторно - до трех. Основанием для освобождения от уголовного преследования может служить, по проекту, лишь "добровольное" обращение за наркологической помощью. При этом остается неясным, будет ли считаться таковым согласие на лечение уже после того, как человек задержан за совершение этого так называемого "преступления". Альтернатива "лечение или наказание" неприемлема не только по причине неэффективности принудительных мер. В случае признания такой модели избежать уголовной ответственности смогут только наркозависимые потребители, нуждающиеся в наркологическом вмешательстве. Потребителям марихуаны, многочисленным эпизодическим, случайным, разовым потребителям, не являющимся больными наркоманией и не имеющим оснований обращаться по этому поводу к врачам, останется рассчитывать только на наказание. 25 октября 1990 года Комитет конституционного надзора СССР вынес Заключение № 8 (2-10) "О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией". В Заключении отмечалось, что обязанность граждан бережно относиться к своему здоровью, предусмотренная Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, "не предусмотрена ни Конституцией СССР, ни международными актами о правах человека и не может обеспечиваться мерами принудительного характера. Поэтому уклонение от лечения алкоголизма или наркомании, если оно не сопряжено с систематическим нарушением общественного порядка или ущемлением прав других лиц, не должно рассматриваться в качестве правонарушения, влекущего юридическую ответственность. По этой же причине употребление наркотиков само по себе не должно рассматриваться в качестве административного правонарушения или преступления". На основании данного Заключения положения КоАП РСФСР об административной ответственности за потребление наркотиков были признаны не соответствующими Конституции и в декабре 1991 года отменены. Правительство представило на законопроект отрицательный отзыв. |