Проект федерального конституционного закона

«О военном положении»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Военное положение

Военное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом ограничение прав и свобод. Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях исключительно в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Статья 2. Цели введения военного положения

Целью введения военного положения является отражение агрессии против Российской Федерации или предотвращение непосредственной угрозы агрессии.

Глава II. Условия, основания и порядок введения военного положения

Статья 3. Условия введения военного положения

Военное положение может вводиться лишь в случае агрессии против Российской Федерации и в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения военного положения, представляют собой реальную, непосредственную угрозу агрессии.

Статья 4. Основания введения военного положения

Основаниями введения военного положения, при соблюдении требований статьи 3 настоящего Закона, могут быть:
а) агрессия против Российской Федерации, выраженная в случаях объявления каким-либо государством состояния войны против Российской Федерации, вторжения или нападения вооруженных сил какого-либо государства на территорию Российской Федерации, насильственного отторжения кем-либо части территории Российской Федерации;
б) непосредственная угроза агрессии, выраженная в случаях возникновения вооруженных конфликтов либо сосредоточения вооруженных группировок на территории сопредельных государств вблизи границы Российской Федерации, агрессии против государств, с которыми Российская Федерация заключила международные договора, предусматривающие взаимную военную помощь.

Статья 5. Введение военного положения

Военное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 6. Содержание указа Президента Российской Федерации о введении военного положения

В указе о введении военного положения должны быть указаны:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статей 3 и 4 настоящего Закона;
б) обоснование необходимости введения военного положения, в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Закона;
в) перечень и пределы мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан с соблюдением требований статьи 36 настоящего Закона;
г) государственные органы, ответственные за осуществление мер военного положения, и точные пределы полномочий этих органов;
д) границы территории, на которой вводится военное положение;
е) время вступления в силу указа.
Указ о введении военного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации немедленно. Полный текст указа Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному опубликованию в ближайших после его подписания номерах «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации.

Статья 7. Передача указа Президента Российской Федерации о введении военного положения на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Указ о введении военного положения подлежит незамедлительной передаче на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 8. Порядок утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Советом Федерации

При обнародовании указа Президента Российской Федерации о введении военного положения члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседаний Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.
Не позднее 72 часов после получения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждает или отклоняет его. Если по каким-либо причинам решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не может быть принято в названное время, то указ Президента Российской Федерации о введении военного положения действует до его утверждения или отклонения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 9. Разрешение разногласий в случае отклонения Советом Федерации указа Президента Российской Федерации

Решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отклонении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должно быть мотивированным. В случае отклонения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Президент Российской Федерации может использовать согласительную процедуру для разрешения разногласий с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение 72 часов с момента издания данного указа.

Статья 10. Отмена Президентом Российской Федерации указа о введении военного положения

При отражении агрессии против Российской Федерации или предотвращении непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вправе отменить свой указ о введении военного положения в целом либо в отдельной его части, о чем населении соответствующей территории в течение 12 часов оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
В случае отклонения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или окончания срока согласительной процедуры, если она использовалась, при недостижении согласованного решения Президент Российской Федерации незамедлительно отменяет данный указ.

Глава III. Особенности организации государственной власти на территории военного положения

Статья 11. Полномочия органов государственной власти на территории, где введено военное положение

Федеральные органы государственной власти Российской Федерации вправе отменить любое решение органов государственной власти иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих на территории, где введено военное положение.
Государственные органы, осуществляющие управление в условиях военного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для отражения агрессии или скорейшей ликвидации угрозы непосредственной агрессии. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением прав и свобод, перечисленных в статье 36 настоящего Закона.

Статья 12. Подчинение Президенту Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления

Федеральные органы исполнительной власти, иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления территории, на которой введено военное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту Российской Федерации.

Статья 13. Временный федеральный орган исполнительной власти

Для обеспечения режима военного положения в Российской Федерации указом Президента Российской Федерации может быть создан временный федеральный орган исполнительной власти.
Этому органу могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия федеральных органов исполнительной власти, иных органов исполнительной власти, местного самоуправления территорий, где введено военное положение.
Временный федеральный орган исполнительной власти, указанный в настоящей статье, для осуществления своих полномочий может создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Статья 14. Полномочия временного федерального органа исполнительной власти

По вопросам своей деятельности временный федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 13, издает постановления, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами и другими лицами на территории, где введено военное положение.

Статья 15. Работа органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления в условиях военного положения

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации на территории, где введено военное положение, переходят на работу в условиях военного положения в соответствии с мобилизационными планами.

Статья 16. Запрет на проведение выборов и референдумов в условиях военного положения

В период действия военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления и референдумы не проводятся.

Статья 17. Судопроизводство в условиях военного положения

Правосудие на территории, где введено военное положение, осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, установленные Конституцией Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судопроизводство во всех судах осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.

Статья 18. Деятельность прокуратуры Российской Федерации в условиях военного положения

Деятельность прокуратуры Российской Федерации на территории, где введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.

Статья 19. Обеспечение режима военного положения органами военного управления в условиях ведения военных действий

В период военного положения в местностях, где ведутся или развертываются военные действия, указом Президента Российской Федерации обеспечение режима военного положения может быть возложено на органы военного управления.

Статья 20. Границы территории военного положения

Границы территории, на которой обеспечение режима военного положения может быть возложено на органы военного управления, определяются указом Президента Российской Федерации.

Статья 21. Правовая основа деятельности органов военного управления

Органы военного управления осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 22. Полномочия органов военного управления

Для обеспечения режима военного положения органы военного управления могут быть указом Президента Российской Федерация наделены полномочиями осуществлять меры, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава IV. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях военного положения

Статья 23. Основные меры, применяемые в условиях военного положения

На период военного положения могут устанавливаться следующие меры:
а) перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного положения, а также создание и подготовку специальных формирований;
б) перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного положения;
в) обеспечение условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также нужд населения в условиях военного положения;
г) использование запасов материальных средств мобилизационного и государственного резервов, запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
д) организация в условиях военного положения медицинского обслуживания населения, обеспечение его средствами транспорта и связи, а также снабжение (при необходимости нормированное) продовольственными и непродовольственными товарами и предоставление услуг;
е) введение в действие и использование запасных пунктов управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
е:) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
ж) установление особого режима работы средств транспорта и связи;
з) организация гражданской и территориальной обороны;
и) эвакуация населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания.

Статья 24. Временные ограничения, применяемые в условиях военного положения

В условиях режима военного положения могут быть предусмотрены следующие временные запреты и ограничения:
а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено военное положение;
б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
в) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;
г) запрещение забастовок;
д) комендантский час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;
е) введение военной цензуры на почтовые отправления, сообщения, передаваемые с помощью телекоммуникационных систем, а также осуществление контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся данными вопросами, ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры. Допускается временный арест печатной продукции до отмены военного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры. Запрещение работы приемно-передающих радиостанций индивидуального пользования.
е:) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;
ж) проверка документов у граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, — личный досмотр, досмотр вещей и жилища;
з) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В исключительных случаях у граждан и других лиц производится конфискация оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — конфискация, наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами, боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
и) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
и) введение ограничений на осуществление экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
к) установление военно-квартирной обязанности для расквартирования воинских частей (учреждений и организаций);
л) привлечение в установленном порядке граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
м) изъятие в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующим возмещением причиненного ущерба в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
н) установление запретов и ограничений на выбор места пребывания и места жительства на определенных территориях;
о) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
п) регулирование деятельности предприятий и организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи, пищевой промышленности, предоставления населению электроэнергии и коммунальных услуг;
р) разрешение руководителям организаций переводить при производственной необходимости работников без их согласия на работу, не предусмотренную трудовым договором;
с) запрещение (ограничение) перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации или по отдельным ее местностям), а также посещения ими организаций, осуществляющих производство и поставку оборонной продукции;
т) интернирование (изоляция) иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они ведут деятельность, угрожающую интересам обороны страны и безопасности государства;
у) ограничение на выезд граждан и других лиц за границу;
ф) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
х) отстранение от должности на период военного положения руководителей и должностных лиц федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на территории, где введено военное положение, при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
ц) установление ограничений деятельности в Российской Федерации международных организаций;
ч) установление ограничений на въезд на территорию Российской Федерации.

Статья 25. Субъекты обеспечения режима военного положения

Режим военного положения обеспечивается органами государственной власти, временным федеральным органом исполнительной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

Статья 26. Проведение мобилизации при введении военного положения

При введении военного положения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проводится общая или частичная мобилизация.

Статья 27. Ведение боевых действий в период военного положения

В период военного положения Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.

Статья 28. Подчинение воинских формирований органу военного управления

При введении военного положения соединения и воинские части пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, дислоцирующиеся в местностях, где вводится военное положение, переходят в оперативное подчинение органов военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Другие войска, воинские формирования и органы выполняют свои задачи в области обороны самостоятельно и во взаимодействии с Вооруженными Силами Российской Федерации.

Статья 29. Положение об органе военного управления

При введении военного положения указом Президента Российской Федерации может быть создан орган военного управления, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
Положение об органе военного управления, указанном в настоящей статье, его полномочия и состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 30. Полномочия Генерального штаба Вооруженных Сил при введении военного положения

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации при введении военного положения является органом военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями, специальными формированиями и органами, поступившими в его оперативное подчинение.

Глава V. Привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организация гражданской и территориальной обороны

Статья 31. Привлечение сил и средств для обеспечения режима военного положения

Для обеспечения режима военного положения на основании указа Президента Российской Федерации могут быть привлечены соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются — соединения, воинские части и органы).

Статья 32. Основные задачи сил и средств, привлекаемых для обеспечения военного положения

Соединения, воинские части и органы, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, выполняют следующие основные задачи:
а) поддержание особого режима въезда и выезда;
б) участие в спасении и эвакуации населения, аварийно-спасательных и других неотложных работах, проведении санитарно-противоэпидемических и других мероприятий;
в) охрана военных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, а также представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды;
г) участие в охране общественного порядка и общественной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению режима военного положения;
д) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований, террористов и диверсантов.
При выполнении задач, указанных в пункте а) настоящей статьи, на военнослужащих соединений, воинских частей и органов распространяются положения статей 24-30 и 39 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Статья 33. Управление силами и средствами, привлекаемыми для обеспечения режима военного положения

Управление соединениями, воинскими частями и органами, привлекаемыми для обеспечения режима военного положения, осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Соединения, воинские части и органы, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, указом Президента Российской Федерации могут быть подчинены временному федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему режим военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Статья 34. Организация гражданской и территориальной обороны в условиях военного положения

Обеспечение режима военного положения предусматривает организацию гражданской и территориальной обороны в Российской Федерации или в отдельных ее местностях в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Территориальная оборона организуется в целях поддержания режима военного положения, защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных или террористических актов.

Глава VI. Правовое положение граждан и других лиц, организаций в период военного положения

Статья 35. Ограничение прав и свобод в условиях военного положения

В период военного положения в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, Президентом Российской Федерации, федеральными государственными органами, органами исполнительной власти и органами военного управления, обеспечивающими режим военного положения, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом, и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены права и свободы граждан и других лиц.

Статья 36. Невозможность ограничения отдельных прав и свобод в условиях военного положения

В условиях военного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

Статья 37. Обязанности граждан в условиях военного положения

На граждан и других лиц, находящихся на территории, где введено военное положение, возлагаются следующие обязанности:
а) выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении;
б) выполнять требования временного федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и оказывать им содействие;
в) являться по вызову в федеральные государственные органы, органы исполнительной власти и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых указанные граждане и лица проживают;
г) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных государственных органов, органов исполнительной власти (органов военного управления), обеспечивающих режим военного положения, а также военных комиссариатов;
д) участвовать в работах оборонного характера, а также поступать в специальные формирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 38. Право на возмещение убытков при предоставлении гражданами своего имущества в целях обеспечения обороны страны

Граждане предоставляют в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 39. Ограничения на экономическую деятельность

В период военного положения настоящим Федеральным конституционным законом, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях создания условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также обеспечения нужд населения, устанавливаются ограничения экономической деятельности, свободного перемещения товаров (услуг) и финансовых средств.
На организации, находящиеся на территории, где введено военное положение, и их должностных лиц возлагаются следующие обязанности:
а) выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении;
б) выполнять требования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти (органов военного управления), обеспечивающих режим военного положения, и оказывать им содействие;
в) осуществлять мероприятия по переводу указанных организаций на работу в условиях военного положения;
г) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и планами мобилизации находящееся у них имущество с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
д) заключать договоры (контракты) на основании мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), а также в иных установленных законодательством случаях, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 40. Ответственность за нарушения режима военного положения

За неисполнение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении, а также за правонарушения, совершенные на территориях, где введено военное положение, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VII. Заключительные положения

Статья 41. Финансирование мероприятий по обеспечению режима военного положения и нормализации обстановки после отмены режима военного положения

Объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования мероприятий, необходимых для обеспечения режима военного положения и нормализации обстановки после отмены режима военного положения, осуществляются принятием закона о внесении изменений в закон о бюджете на текущий год.

Статья 42. Уведомление и информирование о введение и прекращении военного положения Организации Объединенных Наций и Совета Европы

В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в случае введения военного положения Президент Российской Федерации в 3-дневный срок принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН (а через него — других государств-участников) и информирует Генерального секретаря Совета Европы об ограничениях прав и свобод граждан и других лиц, применяемых в целях отражения агрессии или ликвидации непосредственной угрозы агрессии.

Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации