Несмотря на неожиданные препятствия, в центре-музее имени Андрея Сахарова 1 октября стартовал фестиваль документальных фильмов "Чечня", сообщает корреспондент Портала-Credo.ru.

02.10.2003

Несмотря на неожиданные препятствия, в центре-музее имени Андрея Сахарова 1 октября стартовал фестиваль документальных фильмов "Чечня", сообщает корреспондент Портала-Credo.ru. Буквально перед самым началом просмотров для публики, намеченным на 2 октября, Киноцентр отказал Сахаровскому центру в предоставлении зала, обнаружив по аннотациям, что "ряд зарубежных фильмов неприемлем для показа". Один из авторов фильма "Террор в Москве", журналист Марк Франкетти, заявил радиостанции "Эхо Москвы", что это решение его не удивило: "Чечня - это больная мозоль, и все меньше и меньше возможности объективно писать и рассказывать что-то о республике". С позиции прав человека подобный акт можно рассматривать только как попытку возрождения цензуры, учитывая, что фильмы фестиваля уже демонстрировались в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Йорке.

Для прессы фестиваль открылся фильмом Нино Киртадзе "Чеченская колыбельная", который посвящен профессиональной работе журналистов. В отличие от чиновников журналисты не склонны скрывать правду и один из героев фильма с горечью говорит о своей знакомой, бывшей российской спортсменке-пловчихе: "Между 1996 и 1997-м она полностью впала в ваххабизм". Напоминает он и о серии похищений людей. Напомним, что среди похищенных оказались и британские психологи Джон Джеймс и Камилла Карр, небогатые люди, для которых работа в Чечне, куда их позвал квакер Крис Хантер, открывший в Грозном Центр миротворчества и общественного развития, чтобы помочь пережившим ужасы войны детям, была делом сострадания и благотворительности. Трагедия этих людей, проведших в заложниках полтора года, действительно "осталась черным пятном на совести чеченского народа". На экране сменяют друг друга образы чеченцев, кружащихся в ритуальном танце, угрожающе выкрикивающих "Аллах Акбар" и произносящих молитву перед боевой вылазкой, образы людей, способных по религиозным мотивам убивать и умирать. С другой стороны, сцены ужасных страданий малолетних детей, гибели мирных жителей, горя оставшихся без крова беженцев. Фестиваль продолжает дискуссию, получившую большой размах в европейских и американских СМИ, о том, насколько жестоким и беспощадным может быть силовой ответ на проявления религиозного терроризма.

Фильмы демонстрируются в зале, где в то же время проходит выставка фотографий памятников, воздвигнутых в память о жертвах сталинского террора, среди которых часовни в Чите, Санкт-Петербурге, поселке Парфино Новгородской области, Ивано-Франковске, поминальные кресты вблизи города Норильска, мечеть в селе Насыр-Корт Назранского района Ингушетии. На стенде у входа в числе событий, которые пришлось отменить из-за переноса показа в зал Сахаровского центра, значится просмотр фильма "Власть Соловецкая" для учащихся гимназии № 1552. Общественный центр имени Андрея Сахарова остается в Москве единственным местом, где поколение школьного возраста может узнать, как репрессировали тех, кто был обвинен в "подрывной религиозной деятельности".

Наибольшее беспокойство дирекции Киноцентра вызвали фильмы "Террор в Москве" о заложниках, взятых на спектакле "Норд-Ост", "Покушение на Россию" французского режиссера Жана Шарля Денье, так называемый "фильм Березовского", уже показанный во многих городах России, и "Правдивые рассказы: война Бабицкого", получивший в 2001 году награду "Международной Амнистии" "UK Media Award". Как полагают сотрудники Общественного центра имени Сахарова, причина в том, что "во всех этих фильмах содержатся критические замечания о деятельности ФСБ". Фестиваль, проведение которого, благодаря скандалу с Киноцентром, весьма широко освещено средствами массовой информации, продолжится 2, 3 и 4 октября


Религия и СМИ