На вопросы "Журнала" отвечает глава российского представительства Фонда гражданских свобод, один из организаторов фестиваля Павел Арсеньев

07.10.2003

На вопросы "Журнала" отвечает глава российского представительства Фонда гражданских свобод, один из организаторов фестиваля Павел Арсеньев
– Павел Леонидович, по вашему мнению, на Медведева надавили?
– Мне кажется, что все гораздо хуже. Мы возвращаемся в старые времена, люди вспомнили то, чему нас усиленно учили последние 60–70 лет, опять появилась боязнь и самоцензура. Опять думают, как бы чего не вышло, а что Иван Иванович скажет. Я не думаю, что его кто-то сильно к чему-нибудь вынуждал, скорее он сам себя вынудил. Помните, был такой мультфильм старый, когда котенок щенку говорит: "Давай бояться вместе". Вот эта история, в сущности, о том же. Я не сомневаюсь, что руководство Киноцентра долго и мучительно обсуждало эту ситуацию, и в конце концов они все-таки решили бояться. Вместе. Возвращается ситуация, знакомая нам опять же с советских времен. Приличный вроде бы человек, а принимает стыдные решения, и приходится отделять этого самого человека от его решений.
– А когда подписывался договор, неужели не было понятно, о чем будут фильмы?
– Я думаю, что в тот момент Киноцентр повел себя как нормальный "хозяйствующий субъект", чья цель – продажа зала зрителям или организациям. Понимание пришло потом.
– Правда ли, что Киноцентр сначала предложил убрать несколько фильмов?
– Дело в том, что в оргкомитет вошли все наиболее значимые московские правозащитные организации, они составили оргкомитет вполне определенного фестиваля, а если убрать один, второй, третий, четвертый фильмы, то это будет уже какой-то совсем другой фестиваль. Поначалу речь шла лишь об одном фильме "Покушение на Россию", и мы были готовы пожертвовать этой лентой, чтобы фестиваль состоялся в Киноцентре. У Киноцентра есть определенные традиции, известность, имидж, вполне для этого подходящий. Но когда мы согласились убрать один фильм, сказали, что вообще ничего не надо. Ну, не надо так не надо.
– Пострадал ли фестиваль в результате запрета?
– Нет, я думаю, что благодаря этой истории он даже выиграл. Если у кого-то была цель сорвать фестиваль, то результат-то получился обратный. О его проведении теперь знают все. Я раньше не понимал, о чем будут писать журналисты. Про кино? Как-то непонятно. Зато теперь понятно, о чем все будут писать. Не о кино.
– Известна ли вам какая-то официальная реакция Кремля на те фестивали, что прошли в Англии и США?
– Власть просто их "не заметила". Позиция достаточно профессиональная. Наверху прекрасно понимают основной закон современной жизни: если о чем-то не говорить, значит, этого не существует. Если взять происходящее в Чечне, то тут это тоже срабатывает. Только, если о чеченской проблеме не говорить, она же не исчезнет. Так и живем – с широко закрытыми глазами.


Ежедневный журнал