Причины оттока русского и русскоязычного населения из Чеченской Республики

23.03.2004

Причины оттока русского и русскоязычного населения из Чеченской Республики
В связи с постепенной стабилизацией ситуации в Чеченской Республике в общественном мнении, выступлениях политиков встает вопрос о необходимости возвращения русского и русскоязычного населения.
Отмечая важность и общественную значимость этого вопроса для совершенствования межнациональных отношений в нашей республике, необходимость практического его решения, мне хотелось бы в этой своей публикации остановиться на причинах исхода из Чечни данной категории населения. Это тем более необходимо, что по этому вопросу часто возникают политические спекуляции.
Исход русского и русскоязычного населения из ЧИ-АССР начался за- долго до "чеченской революции", и он непосредственно связан с социально-экономическими проблемами, которые стали возникать еще в середине 70-х годов XX столетия.
Как известно, русское и русскоязычное население г. Грозного находилось в тесной связи с промышленным производством: нефтедобычей, нефтепереработкой, машино- и приборостроением. Именно индустриальный рабочий класс, состоящий исключительно из русских, определял экономические, политические и культурные процессы, протекающие в республике. По некоторым оценочным данным количество промышленных рабочих русской национальности в ЧИАССР достигало до 100 тыс. человек, тем временем удельный вес чеченцев в этой сфере был несравнимо меньше.
Эта диспропорция в социально-классовой структуре населения республики образовалась из-за того, что за все годы существования Советской власти рабочий класс из числа чеченцев, составляющих основное население республики, в должной мере так и не был сформирован.
Почему это произошло? Во многом это объясняется рядом субъективных факторов, в числе которых - искусственное ограничение городскими властями притока сельского населения на промышленные объекты г. Грозного, при существующем дефиците в квалифицированных рабочих кадрах.
Первый этап оттока русского и русскоязычного населения из ЧИАССР начался во второй половине 70-х годов, когда уровень годовой добычи нефти в республике понизился с 21 млн. тонн в 1971году- до 8 млн. тонн в 1975 году. В связи с падением добычи нефти в ЧИАССР, ее столица - г. Грозный по обеспечению товарами первой необходимости был переведен из первой категории в третью. Открытие новых нефтеносных районов Севера и Сибири, где началась интенсивная добыча нефти, способствовало оттоку тысяч высококвалифицированных рабочих кадров из г. Грозного. Для освоения новых нефтеносных районов квалифицированные рабочие отправлялись не столько за романтикой, сколько за высокими заработками и более лучшими социальными условиями.
Вторая волна оттока русскоязычного населения из Чечни связана с периодом Горбачевской перестройки, когда руководителей предприятий, организаций стали выбирать рабочие коллективы, а первых руководителей республик, краев и областей - местные партийные организации. Демократические процессы в обществе лишали номенклатуру, чиновников былых привилегий.
Третья волна оттока русскоязычного населения из Чечни связана с периодом Горбачевской перестройки, когда руководителей предприятий, организаций стали выбирать рабочие коллективы, а первых руководителей республик, краев и областей - местные партийные организации. Демократические процессы в обществе л и шал и номенклатуру, чиновников былых привилегий.
Четвертая волна оттока русскоязычного населения из Чечни связана с событиями 1991г., когда Д.М. Дудаев и его сторонники насильственным путем захватили власть и изгнали законный орган ЧИАССР - Верховный Совет. Безусловно последние события оказали прямое воздействие на исход русскоязычного населения, расшатали систему устойчивых межнациональных отношений, сложившуюся в ЧИАССР в 70-80 годах прошлого столетия. Демократические процессы в ЧИАССР вынудили покинуть республику партийно-советскую элиту, десятки лет существовавшую за счет государственных привилегий. Она спасовала перед "дудаевцами" и в спешном порядке оставила "поле боя". Перебравшись в другие районы России, она неплохо устроила свою жизнь. Многие из чиновников успешно интегрировались в зарождающийся в стране капитализм. Между тем, малообеспеченная часть русскоязычного населения Чечни была брошена на произвол судьбы, как партноменклатурой, так и центральной властью.
Четвертая волна оттока русскоязычного населения из Чечни связана с периодом правления Д.Дудаева, когда перестали платить зарплату, пенсию и нависла реальная угроза для жизни беззащитных людей. Среди них были высококвалифицированные специалисты в области нефтедобычи и нефтепереработки, образования, здравоохранения, профессорско-преподавательский состав вузов.
Последними покинули республику малообеспеченная часть русского и русскоязычного населения, пострадавшая в период правления Д.Дудаева, а также, кто выжил после первой войны. Эта часть населения республики пострадала от масхадовского режима. При явном попустительстве органов власти она подвергалась гонениям со стороны преступных элементов. Это наиболее обездоленная часть русскоязычного населения, лишившись полностью жилья и имущества, стала пятой волной миграции.
Если по переписи 1989 года русское население ЧИАССР составляло примерно 294 тысячи человек, то сегодня в Чеченской Республике проживают до 20 тыс. русских. Таков итог бездарной, бездумной национальной политики, которая проводилась центром и ичкерийскими властями.
Исход русских из Чечни не является следствием вражды между чеченцами и русскими. Это - следствие вражды между политиками, которые преследовали корыстные интересы, обогащались за счет конфликтов и войн.
Чеченцы ясно осознают, что восстановление экономики, социальной сферы республики не представляется возможным без возвращения на свою родину всех "чеченских русских", покинувших ее и изъявляющих желание вернуться. Мне представляется, что этот вопрос должен быть краеугольным в государственной национальной политике в нашей республике.
В. Гериханов, зав. Отделом министерства ЧР по национальной политике, информации и внешним связям.
"Вести республики" (Чечня), № 23.


Газета "Вести республики" (Чечня)