"Мы знаем, как много сделала Россия для нас": Интервью Александра Анкваб ИА REGNUM

09.10.2004

"Мы знаем, как много сделала Россия для нас": Интервью Александра Анкваб ИА REGNUM
Александр Анкваб
, московский бизнесмен, лидер абхазского оппозиционного движения "Айтайра" ("Возрождение"). 10 сентября 2004 года Верховный Суд Абхазии отказал в удовлетворении искового заявления Александра Анкваб о признании недействительным постановления Центризбиркома от 2 сентября 2004 года, отказавшего ему в регистрации кандидатом в президенты. Центризбирком отказал ему в регистрации, обосновав это тем, что кандидат отказался проходить процедуру тестирования на знание государственного языка, а также не проживал в Абхазии последние пять лет.
Вслед за этим решением, Анкваб начал защищать на выборах президента другого кандидата от оппозиции, главу Госкомпании "Черноморэнерго" Сергея Багапш.
Александр Золотинскович, какова Ваша оценка прошедшим президентским выборам и ныне происходящим в Абхазии политическим процессам?
Президентские выборы прошли довольно организованно, в том смысле, что избиратель повел себя крайне достойно, хотя ему и создали массу проблем, связанных с возможностью голосования. Общая картина по всей Абхазии такова: особых проблем на избирательных участках не было, разве что на участке Нового района столицы, где во второй половине образовалось большая очередь и, к сожалению, более 350 избирателей так и не успели воспользоваться своим конституционным правом. Мы выступили за то, чтобы продлить работу данного участка, однако представители штаба Рауля Хаджимба выступили категорически против этой идеи. Тем не менее, повторюсь, выборы, в целом, прошли организовано. Положительная оценка была дана и со стороны российских наблюдателей. Лично я уверен, что на постсоветском пространстве мало территорий, где бы с учетом такой конкуренции выборы прошли так спокойно.
Протоколы свидетельствуют о безоговорочной победе Сергея Багапш - победе с большим преимуществом. Наши оппоненты утверждают, что он одержал победу благодаря голосам избирателей Гальского района, которые, мол, не абхазцы. И при этом задаются вопросом: как же он будут руководить страной? Подобного рода утверждения считаем абсолютно негражданскими и неконституционными. Жители Гальского района - граждане Абхазии, они в исключительном своем большинстве не отказывались от нашего гражданства, и коль власть организовала там избирательные участки, то, как вообще понимать такого рода заявления? Коль Ардзинба обратился к народу и предложил Хаджимбу в качестве преемника, то он, в числе прочих, обращался и к самурзаканцам (жители Гальского района - Ред.). Быть может, обратился не совсем вежливо, но факт остается фактом. Что же случилось сейчас? Если бы власти не проиграли, то проблему эту никто бы не поднял, а коль проиграли... Эта весьма нелогичная посылка, лично меня она подтолкнула на определенного рода размышления. Не знаю, насколько верно буду понят вне Абхазии, но Сергей Васильевич Багапш одержал убедительную победу на исконных абхазских территориях, коими являются Бзыбская и Абжуйская Абхазия, то есть в Очамчирском и Гудаутском районах. Более того, мы сделали небольшой анализ на предмет итогов голосования в крупных абхазских селах, таких как Дурипш, Члоу, Кутол и др. Сергеем Багапш там была одержана сокрушительная победа. Аналогично мы не позволяем себе говорить о том, что Хаджимба одержал победу в Гульрипшском и Сухумском районах, где преимущественно проживают армяне - мы себе этого не позволяем, поскольку это несусветная глупость. Умозаключения же о национальной или иной принадлежности избирателя мы списываем на неинтеллигентность, ущербность и узколобость их допускающих, а по большому счету здесь и не пахнет государственным подходом. Может очень резко, но по иному не знаю даже как и выразиться. Хаджимба победил в Сухуме с отрывом в 400 голосов. И это в том случае, когда именно в столице был задействован административный ресурс в неимоверных масштабах. Одним словом, власть пытается нахально, бессовестно, неприкрыто и агрессивно отнять у избирателей победу.
Был момент, когда ситуация резко накалилась - многие предвещали столкновения. Кто был виновен в накале, и почему вдруг все стихло?
ЦИК почему-то очень долго подсчитывал голоса. Можно подумать, что Абхазия - многомиллионная страна, где проголосовали сотни тысяч избирателей. Протоколы со всех избирательных округов были в Центризбиркоме уже утром 4 октября. Но когда результаты голосования оказались, мягко говоря, не столь уж и приятными, началось затягивание их оглашения. Потом был пущен в ход трюк с Гальским районом. Вдруг оказалось, что в двух избирательных округах этого района обнаружены подписные листы на грузинском языке. Что ж, мы сказали, нет проблем. Но какова же вина нашего кандидата? Ведь процесс контролировался избирательными комиссиями, которые в свою очередь являются структурными подразделениями ЦИКа. Во-вторых, коли хотите, пожалуйста, признавайте выборы в Гальском районе недействительными, мы ничего оспаривать не собираемся. На тот момент нам действительно нечего было представить документально. На том и разошлись. Вечером 4 октября в эфире местного телевидения была показана передача, суть которой сводилась к тому, что грузины голосовали за Багапш и, значит, он угоден грузинам. Это мгновенно взорвало ситуацию. Хотя в штабе к тому времени шло совещание, и мы непосредственно программы этой не видели, но в кабинет вбежали люди и возмущенно передали ее суть. Мы сразу же направились к главе ЦИКа Сергею Смыр и заявили ему, что обстановка искусственно накаливается. Вернувшись в штаб, мы обнаружили здесь людей, которые не скрывали своего возмущения. Они требовали, чтобы ЦИК огласил результаты голосования. Видя все это, мы вновь вернулись в ЦИК и попросили обнародовать результаты голосования и разрядить, таким образом, обстановку. К тому времени к Центризбиркому стянулись около 1000 человек наших сторонников. Люди действовали по своей инициативе, абсолютно стихийно, но вместе с тем очень сдержано - никаких лозунгов, никакого оружия - это могут подтвердить и представители правоохранительных органов, ведь там присутствовали начальник УВД, министр ВД и его заместители.
То была очень тяжелая ночь. Тем временем ЦИК принял документ, согласно которому итоги голосования на выборах в Гальском районе объявлены недействительными и там назначены новые выборы. Именно это решение уже к 13 часам 5 октября было оглашено собравшимся, и народ разошелся. Затем последовала наша пресс-конференция, куда нам занесли рабочие списки одного из проблемных участков Гальского района. Списки - на русском языке. Кроме того, приехали наблюдатели, члены окружных избирательных комиссий, просто граждане, которые заявили, что списки заполнялись на русском языке. Мы сразу же направили все материалы в Генпрокуратуру.
Возможно забегая вперед, могу сказать одно - это подлог. Мы думаем, что представленные ранее протоколы на грузинском языке - это листки, оставшиеся еще с президентских выборов 1999 года. Тогда, если помните, был всего один кандидат, и никто ничего всерьез не контролировал. Или же другой вариант - это бумаги с выборов в органы местного самоуправления. На прошедших же 3 октября выборах этого бы никак не произошло - все участки контролировались наблюдателями - как от штаба Хаджимба, так от нашего штаба.
Какие действия вы предприняли, могут ли они довести дело до столкновений?
Мы подали в Верховный суд жалобу на Центризбирком. В нем мы требуем признать незаконным решение ЦИКа об аннулировании итогов голосования в Гальском районе и назначении там повторных выборов. Обстоятельства изменились - нам показали бумаги, якобы свидетельствующие об имеющих место нарушениях, а впоследствии оказалось, что списки все-таки заполнялись на русском языке.
Что касается второй части вопроса ... Я бы не стал расценивать ситуацию таким образом. Однако представители власти должны понимать, что если они и дальше будут пытаться не признавать итоги выборов, то возмущение народа перейдет в другую фазу. Наши сторонники, конечно же, категорически против обострения ситуации, но не исключено, что она может выйти из-под контроля.
Что же необходимо предпринять, чтобы разрядить обстановку?
Чтобы разрядить обстановку, Центризбирком должен принять законное решение в соответствии с протоколами участковых избирательных комиссий. В противном случае так будет продолжаться долго - назначат новые выборы, вновь победит Багапш, и снова что-то будут искать. Очевидно, власть просто не хочет расставаться с креслами и готова для этого пойти на любые меры. Такой расклад уже не по душе даже сторонникам Хаджимба. В его лагере немало людей, которые понимают, чем чревато подобное положение вещей. Они в недоумении, ведь они тоже знают, что победил Багапш. Если бы победил Хаджимба, мы бы всем составом приехали к нему и поздравили его.
В сложившейся ситуации, очевидно, необходимы политические компромиссы. К каким компромиссам готова оппозиция?
Согласившись с постановлением ЦИКа, оппозиция уже пошла на компромисс. Ведь решение Комиссии было больше политическим, о чем заявил сам руководитель комиссии Смыр.
Возможно ли согласие оппозиции на проведение второго тура голосования или на повторное голосование вообще?
Нет никаких оснований для проведения перевыборов. Это колоссальная нагрузка для населения - казна пуста, люди устали. Что касается второго тура... То, что произошло в Гальском районе, говорит о том, что проведение второго тура невозможно, поскольку там имел место подлог. Я уверен это будет доказано. Однако необходимо учитывать, что терпение избирателя не безгранично. Может случиться так, что нас никто и не спросит. Если власти умышленно нагнетают обстановку - то ответственность за последствия ляжет на них.
Как вы расцениваете назначение нового премьер-министра?
Я не хочу давать этому оценку. Согласно Конституции, назначение премьер-министра - прерогатива президента. Он в очередной раз сместил премьера и назначил нового. Завтра он сместит этого и назначит другого.
Почему Вас считают прогрузинским политиком? Чем вы неугодны властям?
Вероятно, все потому что я непродажный, ничего в Абхазии не украл, ничего не присвоил, не в чем меня упрекнуть. Меня смешат разговоры о нашей прогрузинской ориентации и антироссийских настроениях. Отношение оппозиции к России общеизвестно. Мы заявляли об этом много раз. Абхазия тесно связана с Россией. В России проживают тысячи наших соотечественников, которые помогают своим родным и близким здесь, зарабатывая деньги там. Мы знаем, как много сделала Россия для нас, тем более на этом этапе, с приходом к руководству Владимира Владимировича Путина. Это благодаря ему, а не бывшему премьеру Хаджимбе, население Абхазии получает российские пенсии, по упрощенной схеме российское гражданство и российские паспорта.
Любой руководитель Абхазии прекрасно понимает, что отношения с Россией необходимо всегда углублять и укреплять. Лишь ненормальный человек может все это недооценить. Я могу сказать одно: те, кто пытается сформировать мнение, что Багапш и Анкваб не пророссийские политики, они просто жулики. Им не выгодно, чтобы здесь были люди, которые смогут лучше налаживать отношения с Россией, чем они сами это делали. Мы люди, которые будут делать это не на словах, а на деле.
Ведь, как получается... Говорят: "мы с Россией", а на самом деле выгнали отсюда много русских, лишили их квартир и имущества. Власти прекрасно осознают, что Багапш и Анкваб рассмотрят все эти факты и дадут им законную оценку. Десятки тысяч русских уехали отсюда не потому, что им тяжело жилось, а потому, что им начали говорить: "это не ваша родина". Эта негативная тенденция продолжается и поныне. Я неоднократно говорил об этом, а сегодня меня упрекают в антироссийских настроениях…
Что касается прогрузинской ориентации… Если моя многолетняя деятельность в Тбилиси означает, что я настроен прогрузински - это несерьезно. В Тбилиси работали многие из нынешней политической элиты Абхазии. Мы никогда не провозглашали политических симпатий к нынешним властям Грузии. К грузинам, как к народу, я отношусь уважительно, однако к политике Грузии по отношению к Абхазии в течение последних лет, особенно с августа 1992 года, я отношусь крайне отрицательно, о чем не раз говорил. Грузия демонстрировала реваншистские настроения, которые и сегодня имеют место. Говорят, что я любимый ученик Шеварднадзе. Это просто смешно - я говорил-то с ним всего лишь несколько раз. Да, я работал в аппарате ЦК. Да, я был самым молодым полковником в системе МВД СССР, но звание-то мне присвоили в Москве. Я никому никогда не кланялся. Я могу поклониться женщине, пожилому человеку, ребенку... Но в Тбилиси я никому не кланялся. И, вообще, встает вопрос: где та шкала, определяющая уровень патриотизма?
Могу с уверенностью заявить, что в Абхазии грузинам нужны податливые, мягкие, не очень профессиональные люди, для того, чтобы умело разыгрывать карту, сталкивая здесь интересы. Не случайно в грузинской прессе появляются статьи, восхваляющие Багапш и Анкваб - грузины прекрасно понимают, какой от этого здесь может быть эффект.


Ингушетия.Org