Людмила Бутузова. Развелось полковников В Беслане проводят опознание Полковника

22.10.2004

Людмила Бутузова. Развелось полковников
В Беслане проводят опознание Полковника - Хучбарова. В Орле ищут его простывший след

По официальной информации из Генпрокуратуры, в Беслане опознаны 17 террористов из 32, захвативших школу. С Русланом Хучбаровым, названным главарем банды по кличке Полковник, похоже, проблемы. Объявленный убитым еще в начале сентября, он почему-то все никак не попадет в списки опознанных. Скоро уже и трупов не останется.



Конкурс двойников

Туман вокруг идентификации главного виновника бесланской трагедии порождает вопросы и сомнения: а вдруг Полковника вообще нет среди убитых? Или это вовсе не тот, на кого подумали? Ведь такое уже бывало. Под горячую руку, сразу после освобождения школы, главарем террористов объявили Магомеда Евлоева, полевого командира. Через несколько дней, когда его не удалось опознать среди убитых, из спецслужб стали поступать сведения, что и главарь не он, и Полковник - совсем другое лицо. Тогда и всплыла фамилия ингуша Хучбарова, с 1998 года находившегося в федеральном розыске за убийство в Орле двух человек.

В принципе скрывающийся преступник вполне мог оказаться в банде террористов, костяк которой составляли выходцы из Ингушетии. Но что-то странное происходит с этим фигурантом в последний месяц. При жизни как в воду канувший, после смерти Хучбаров вдруг оказался довольно известным. От спецслужб пошла информация, что он входил в отряд полевого командира Ибрагимова, потом помогал Арби Бараеву, затем стал помощником Басаева, принимал активное участие в расстреле колонны войск под Галашками, подрыве здания ФСБ в Ингушетии, имел отношение к подготовке смертниц для "Норд-Оста" и Моздока. Странно, что при таких "заслугах" в федеральном розыске Хучбаров значился всего лишь как простой "мокрушник". Почему-то не сразу вспомнил фамилию своего боевого командира и захваченный в плен боевик.

Некоторое напряжение возникает и от знакомства с "послужным списком" Хучбарова - как минимум половина из приписываемых ему деяний прежде относилась к Магомеду Евлоеву, когда тот еще считался Полковником. Не исключено, конечно, что в Галашках, Ингушетии и Моздоке бандиты отметились на пару, но все же ясность не помешала бы. А то уже возникают не очень приятные для уха спецслужб версии, будто "боевые подвиги" вместе с кличкой Полковник достались Хучбарову "по наследству" от Евлоева, когда бесхозному телу потребовался новый хозяин. Возможно, это всего лишь досужие домыслы, возникшие из-за крайней закрытости бесланского следствия. Но, например, история с перехваченными телефонными звонками главаря банды до сих пор вызывает подозрение. По первоначальной информации, хвастливое предупреждение "Ты еще услышишь обо мне!" из захваченной в Беслане школы по телефону посылал женщине Магомед Евлоев. Точно такое же он якобы отправлял и 22 июня, при нападении на Ингушетию. Потом выяснилось, что звонившим был Руслан Хучбаров. Конечно, слышимость у нас не самая лучшая, могли и не разобрать, который из Полковников названивал по межгороду. Но в принципе мог и Хучбаров - например, в Орел, где в конце 90-х, до совершения преступления, он три года обретался и наверняка встречался с женщинами. Логично, что перед одной из них бандиту приспичило похвастаться. С романтическим сюжетом некоторые СМИ так сроднились, что того и гляди будут оспаривать авторство у компетентных органов.



Орловский след

Орловская девушка Елена, на которую пало подозрение, на грани помешательства. Ее замучили просьбами об интервью, всем хочется получить эксклюзив от бывшей сожительницы Хучбарова. Прокуратуре даже пришлось вступаться за нее. Сергей Легостаев, заместитель прокурора Орловской области, сделал заявление в местной прессе, что в интимных отношениях с Хучбаровым состояли более двадцати орловских девушек, а Елена была просто знакомой и жила не с ним, а с грузином, от которого имеет ребенка. Это факт установлен в ходе дополнительного расследования по старому делу Хучбарова об убийстве.

Уголовное дело возобновили в сентябре по поручению Генпрокуратуры. Легостаев подтвердил, что из управления по Южному федеральному округу в Орел поступило поручение проверить причастность Хучбарова к теракту и принять меры по установлению его местонахождения.

Интересно, что местонахождением Хучбарова озаботились к тому моменту, когда он по меньшей мере уже дней пять считался мертвым. Орловские сыщики были в шоке. Хучбарова здесь успели основательно подзабыть, все-таки шесть лет о нем не было ни слуху ни духу. Возобновили старое уголовное дело, оперативная бригада уже полтора месяца роет землю, пытаясь отыскать давно простывший след бывшего подопечного.

Что нарыли, толком неизвестно. Следствие проходит в обстановке строжайшей секретности, от чего перепуганные орловские жители паникуют еще больше: тень террориста Хучбарова чудится под каждым кустом. Брошенный на связь с общественностью заместитель прокурора области Легостаев никаких комментариев не дает, рассказал местной газете любопытные подробности о женщинах Руслана Хучбарова - и все. Однако известно, что по предъявленной фотографии Елена не опознала своего бывшего знакомого, вроде бы и другие девушки не признают ухажера в мертвом боевике.

Но похоже, на девичью память Генпрокуратура не очень-то и рассчитывала. Скорее, из Орла требовались более существенные свидетельства для установления личности Хучбарова, например отпечатки пальцев. По словам источника в орловских правоохранительных органах, из Беслана получена ксерокопия результатов экспертизы, где говорится, что отпечатки пальцев рук, принадлежащие одному из террористов, совпали с дактокартой Хучбарова. Откуда взялась дактокарта - источнику неизвестно. Но в Орле отпечатков, достоверно подтверждающих, что они принадлежат Хучбарову, просто нет. После двойного убийства в мае 1998 года он сразу скрылся, милиция "пальчики" если и нашла, то кому они принадлежат - осталось загадкой. Да и причастность Хучбарова к преступлению выяснилась только через неделю.

Из того, чем располагает следствие шестилетней давности, известно, что разборка Хучбарова с двумя армянами произошла из-за женщины. Один из них будто бы приставал к сожительнице его друга Магомеда Типсаева. Обидчиков решили проучить с помощью автомата Калашникова. Из подъехавшей на "стрелку" машины Хучбаров в упор расстрелял зачинщиков ссоры, еще двух человек ранил, после чего машина, за рулем которой сидел Типсаев, уехала в неизвестном направлении. Через месяц подельников объявили в федеральный розыск. Никаких результатов он не дал.

Странно, но только сейчас почему-то выясняется, что преступники все время проживали недалеко от Владикавказа. Сейчас, со слов Легостаева, "один убит, а другой на свободе". Откуда-то появились сведения, что Хучбаров был "участником первой чеченской кампании, где воевал на стороне боевиков". Орловское следствие такими данными прежде не располагало. О его прошлом вообще ничего не было известно. А при жизни в Орле, судя по добытым материалам, Хучбаров только и делал, что гулял по ресторанам, сожительствовал с женщинами, пил водку и баловался наркотиками. Где работал, откуда у него были деньги - не установлено.



"Чеченцы съели наше мясо"

Трудно сказать, чем помогло бесланскому следствию давнее уголовное дело Хучбарова, но орловским сыщикам жизнь явно осложнило. Старый подопечный, выросший за годы разлуки с ними до Полковника, привлек небывалое внимание к Орловщине и к деятельности чеченской диаспоры на ее территории. Теперь уже не всем кажется убедительной прежняя версия о мотивах криминальной разборки между лицами кавказской национальности.

- Если раньше главным мотивом считался конфликт из-за женщины, - заявил Легостаев, - то теперь следствие рассмотрит все версии, в том числе и те, которые "подсказывают" нам журналисты.

Журналисты, надо сказать, не растерялись. За полтора месяца благодаря собственным расследованиям некоторых СМИ Орловская область превратилась в гнездо кавказской мафии и основной источник финансирования чеченской войны. Из архивов подняты дела многолетней давности о махинациях проживавших здесь чеченцев с банковскими "авизовками" и вывозом зерна с Ливенского элеватора прямиком в Чечню. До суда ни одно из них не дошло, ходили слухи, будто проворачивать их помогали высокопоставленные орловские чиновники, но схватить за руку никого не удалось, а подозреваемые чеченцы разбежались. К слову, зерно утекало и продолжает утекать из области и без участия "кавказской мафии". Каким боком к "хлебным операциям" причастен беглый уголовник, совсем недолго обретавшийся в Орле, непонятно, но выводы интересные: раз приезжал - значит, неспроста. Прокуратура обещает докопаться.

Похоже, на Хучбарова навешают и поголовье скота, с начала 90-х уменьшившееся на Орловщине в два раза. Есть версия, что выходцы из Чечни сознательно внедрялись в руководство колхозов и животноводческих ферм, а потом резали коров, вялили мясо и рефрижераторами отправляли на родину. Таким образом, всего за два года говядина в Орле полностью исчезла.

Несмотря на убедительность этой версии, газета "Орловские новости" засомневалась: "А что, свинину тоже исламские фундаменталисты пожрали? Или это досадная недоработка, и нам просто забыли сообщить, что где-то в области тайно обосновались украинские сепаратисты? Но как тогда быть с поголовьем кур? Их-то кто пустил под нож и для каких таких кровавых надобностей?"

Пока активность правоохранительных органов спровоцировал террорист Хучбаров. В кулуарах сыщики говорят, что, не свались на голову связанная с ним история, стоило бы придумать что-то подобное: а то бы и руки не дошли до "висяков" в сфере экономики. Поэтому в принципе какая разница - опознают Хучбарова или не опознают, сделают это раньше или позже. Все равно в Орле, например, работа кипит


Российская газета