Питер Лавелль (Peter Lavelle). Буш и Россия ("United Press International", США)

05.11.2004

Питер Лавелль (Peter Lavelle). Буш и Россия ("United Press International", США)
Мнения экспертов

Москва ("ЮПИ"). Работающий в Москве аналитик агентства "ЮПИ" попросил экспертов Дональда Дженсена (Donald Jensen), Патрика Армстронга (Patrick Armstrong), Януша Бугажского (Janusz Bugajski), Дейла Херспринга (Dale Herspring) и Айру Строса (Ira Straus) поделиться своим мнением относительно того, какими могут быть отношения между США и Россией во время второго президентского срока Джорджа Буша-мл.

Повторное избрание Буша вызвало восторг в Кремле. Президент РФ Владимир Путин поддерживал Буша даже в течение того короткого периода, когда результаты выборов были под вопросом. Совершенно ясно, что Путин поддерживал Буша, исходя из прагматических соображений, однако вопрос тут все же имеется: остался ли Буш должен Путину за оказанную политическую услугу? Ведь Путин, в конце концов, был одним из немногих лидеров мировых держав, кто поддержал кандидатуру Буша на переизбрание.

Какого рода изменения в области политики, кадровом вопросе и сфере сотрудничества мы можем ожидать во время второго срока президентства Буша? У Буша и Путина уже сложились хорошие и основательные деловые и личные взаимоотношения. Следует ли рассматривать этот фактор в качестве своего рода дополнительного ресурса, который оба президента могли бы использовать при обсуждении различий в подходах к вопросам внешней политики, включая также и вопросы внутренней политики двух наших государств?

И, наконец, поскольку и Буш и Путин сделали войну с международным терроризмом приоритетным вопросом своей внутри- и внешнеполитической программы, следует ли ожидать укрепления сотрудничества между США и РФ в этой области?

Дональд Дженсен (Donald Jensen), директор по внешним связям радиостанции "Radio Free Europe/Radio Liberty"

Вместо того чтобы пытаться изменить Россию по собственному образу и подобию, администрация Буша основное внимание уделила достижению практических результатов в таких конкретных областях, представляющих взаимный интерес, как, в первую очередь, война с международным терроризмом, а также в области нераспространения ядерного оружия, противоракетной обороны и энергетики.

Что касается кадровых перестановок во время второго срока пребывания Буша на посту президента, думаю, что госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) будет вынужден уйти с занимаемой должности. В этом году заканчивается и время работы в России посла Александр Вершбоу (Alexander Vershbow). Однако другие основные политические фигуры, играющие важную роль в отношениях с Россией, скорее всего останутся на своих местах. По этой причине я считаю, что нынешняя администрация президента США будет проводить тот же курс, что и в первые четыре года президентства Буша, хотя ей будет труднее достичь поставленных целей. В том случае, если Путин будет продолжать зажимать демократические свободы у себя в стране, критическое отношение США - и особенно американского Конгресса - к России будет скорее всего нарастать. В Соединенных Штатах были болезненно восприняты недавние попытки России использовать свой вес для оказания нажима на Украину. Путину весьма успешно удалось обыграть тему войны в Чечне в контексте международной борьбы с терроризмом. Многие в Вашингтоне считают, что это два совершенно разных вопроса. Чем дольше этот конфликт будет продолжаться, тем более вероятным станет то, что разворачивающаяся там трагедия нанесет урон двусторонним отношениям.

То повышенное внимание, которое администрация США уделяет определенным вопросам своей внешнеполитической стратегии, привело к тому, что внутренние события в России отошли на второй план забот Вашингтона. Наши коллеги в России с трудом понимают такое положение. Москве обычно свойственно преувеличивать свое влияние. Немногие в Вашингтоне обратили внимание на ту открытую поддержку, которую Путин оказал Бушу, и я лично уверен, что на исход выборов она не оказала никакого влияния. И хотя у России мало, а может быть, и нет вовсе рычагов для оказания влияния на ход внутриполитических процессов в самой Америке, у нее имеется немало шансов для того, чтобы испортить свой сравнительно положительный имидж.

Не могу не упомянуть также и о том, что имеется определенная вероятность того, что отношения между двумя странами могут развиваться в непредсказуемых направлениях. Не думаю, что Россия столь уж стабильна, как это может показаться. Дело "Юкоса", многочисленные теракты и, самое главное - борьба за президентское кресло в России - все это делает малореалистичными ожидания того, что ближайшие несколько лет будут лишь продолжением начатого в предыдущие четыре года. В геополитическом отношении в наличии имеются потенциально сильные трения, внутренне присущие сосуществованию интересов США и России в таких регионах, как Кавказ и Средняя Азия. Этому аспекту требуется уделять особое внимание и действовать тут надо предельно осторожно.

Патрик Армстронг (Patrick Armstrong), аналитик, специализирующийся в области вопросов обороны в правительстве Канады

Путин столкнулся с трудностями в области внешней политики. Когда он был выбран на пост президента России, он поставил перед собой следующие две задачи: 1) интегрировать Россию в мировую экономику и 2) заручиться международной поддержкой в войне России против международных террористов в Чечне. Решение первой задачи оказалось заблокировано трудностями, возникшими при решении второй: Запад протестовал против актов насилия, допускаемыми федеральными силами в Чечне и был не осведомлен об истинном положении дел в Чечне. Вместе с тем события 11 сентября привели к большему пониманию сути происходящего, поскольку люди стали понимать, сколь реальная угроза исходит от международного движения радикальных исламистов. Начавшаяся затем война в Ираке разделила США и большую часть стран Европы, а также и Россию (будем надеяться, что по более существенным причинам, чем из-за взяток, полученных от бывшего иракского лидера Саддама Хусейна). Проблема Путина заключается в том, что Европейский Союз для России является самым крупным рынком, а Вашингтон является намного более надежным, чем ЕС, союзником в войне с международным терроризмом. Вот почему Путин, по вполне понятным причинам сомневающийся в достаточно твердых намерениях [кандидата в президенты от демократической партии Джона] Керри и далее вести эту войну, хотел, чтобы на выборах победил именно Буш. Москва отправилась в погоню за двумя зайцами (одобрив Киотский протокол, она подыграла Евросоюзу), но если бегущие сейчас вровень зайцы устремятся в разные стороны, поймать их будет уже невозможно.

С точки зрения Вашингтона, проблема Путина заключается в том, что Россия является вполне хорошим и надежным союзником в борьбе с международным терроризмом, но многие политики из ближайшего окружения Буша по-прежнему видят в ней врага и соперника. Грузия как раз и является тем местом, где эти две позиции сталкиваются. Россия правильно отмечала, что исламские экстремисты устроили себе базу в расположенном на территории Грузии Панкиском ущелье. Однако многие из числа ближайшего окружения американского президента не могут отделаться от подозрения относительно планов Москвы поглотить Грузию с целью ее последующего включения в состав возрожденного Советского Союза.

Итак, в ближайшие месяцы мы сможем наблюдать, как и насколько Москве и Вашингтону удастся организовать сотрудничество в Грузии, а также смогут ли быть уменьшены разногласия, возникшие между Парижем и Берлином, с одной стороны, и Вашингтоном, с другой. Для Путина исход всего этого имеет большое значение.

Дейл Херспринг (Dale Herspring), профессор политологии Канзасского университета, офицер ВМС США в отставке, бывший карьерный дипломат

На мой взгляд, оба эти политика являются сторонниками курса "реальной политики". Они готовы сотрудничать с ООН, ЕС и другими международными организациями, но только в том случае, если они считают, что подобное сотрудничество отвечает национальным интересам руководимых ими государств. Это относится и к их отношениям с другими странами. Москва готова сотрудничать с Парижем и Берлином, когда, по ее мнению, те могут ей что-то дать взамен. Однако в том случае, если они, к примеру, займут слишком антиамериканскую позицию, Путин готов дать задний ход, свернув сотрудничество. Более того, эти государственные деятели на самом деле очень похожи друг на друга, что, похоже, немало сказывается на тех дружеских отношениях, которые у них завязались. И, наконец, оба они взяли курс на политику нанесения превентивных ударов, избранную в качестве средства защиты своих стран от угрозы терроризма. В то время, как Западная Европа, если верить Роберту Кагану (Robert Kagan), расположена под женским знаком планеты Венеры, то как Россия, так и Америка в вопросах борьбы с терроризмом входят в орбиту воинственной планеты Марс. И Буш и Путин твердо убеждены, что одними полицейскими операциями и работой спецслужб тут не обойтись.

Честно говоря, я не думаю, что Буш что-либо должен Путину. Буш будет сотрудничать с Путиным в войне с международным терроризмом, потому что это отвечает интересам Америки. Точно также Буш будет сдержанно комментировать положение в Чечне, потому что - как это уже было сказано в администрации Белого дома - "надо целить в рыбу покрупнее". В отличие от Западной Европы, Россия спокойно заявила о своем несогласии по вопросу о введении войск в Ирак, но активного участия в завязавшихся дебатах по этому вопросу не приняла.

Не думаю, что американо-российские отношения ожидают большие изменения. Пока что они нормально функционируют и развиваются. Иногда между нами возникают разногласия по тому или иному вопросу, но это не оказывает существенного влияния на двусторонние отношения. Что же касается наших отношений с Парижем и Берлином, то их пришлось практически перестраивать заново. Чего не скажешь о наших отношениях с Москвой. Конечно, эти отношения могли бы и быть лучше, но суть любых двусторонних отношений заключается в том, что рано или поздно между двумя странами возникает конфликт интересов. Отношения, сложившиеся между Путиным и Бушем, отличает от отношений между Бушем и президентом Франции Жаком Шираком (Jacques Chirac) или федеральным канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder), а также некоторыми другими первыми лицами иностранных государств то, что оба лидера сумели научиться тому, как можно соглашаться или не соглашаться, а также вести совместную работу в тех областях, в которых у них имеются общие интересы.

Януш Бугайски (Janusz Bugajski), руководитель проекта по странам Восточной Европы Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

Россия уже получила сполна по первому "политическому долгу" Америки. Во время своего первого срока на посту президента США Джордж Буш главным образом отмалчивался по вопросу о государственном терроризме, развязанном Россией в Чечне; выступил с очень сдержанной критикой возрождения в России полицейского государства; а также позволил Кремлю ускорить свой курс на реставрацию российской империи. Таковы основные причины прагматизма Путина.

Более того. Москва рассчитывает на то, что новая президентская команда продолжит свой политический курс на Ближнем Востоке, сохранив там взрывоопасную обстановку, а также будет способствовать сохранению высоких цен на энергоносители, что непосредственным образом соответствует интересам России. Политика Буша также будет являться прикрытием для нанесения Россией "превентивных" ударов по соседним государствам, чью политику в Кремле не разделяют. Мне представляется также, что во время второго президентского срока Буша крупные изменения в политике США по отношению к России не произойдут, поскольку Белый дом будет по-прежнему в первую очередь заниматься проблемами Ирака, Афганистана и других новых фронтов противостояния с миром исламского экстремизма, хотя некоторые новые соглашения и могут быть достигнуты с Россией в вопросах противодействия террористическому интернационалу.

Вместе с тем в некоторых аспектах взаимоотношений будет сохраняться напряженность, которая может быстро нарастать и изрядно подпортить двусторонние отношения. Получив новый мандат доверия от американского народа, Буш может воспользоваться этим для проведения более жесткой линии по отношению к Ирану и Северной Корее, вызывая тем самым сильное недовольство России. Кризис власти на Украине и любое российское вмешательство во внутренние процессы этого государства могут привести к значительному похолоданию в отношениях между Вашингтоном и Москвой. Военная конфронтация между Россией и Грузией может вынудить Соединенные Штаты участвовать в этом конфликте в качестве миротворца. В Москве будут продолжать проверять реакцию Америки на проведение внутренней антидемократической политики, а также на ее имперские замашки в отношении соседних государств. И тем не менее существует возможность уменьшить влияние негативных аспектов для американской администрации в ее взаимоотношениях с Путиным. При подобном сценарии развития событий, действия России как внутри страны, так и за рубежом следует рассматривать как способствующие дальнейшему распространению международного терроризма, как вызывающие нестабильность в целых регионах, а не с точки зрения ее расчетливо- прагматичной помощи Америке в деле борьбы с международным терроризмом.

--

Айра Строс (Ira Straus), координатор от США в Комитете НАТО по Восточной Европе и России

У Буша перед Путиным никаких политических долгов не имеется. Все ранее происходившие выступления Путина по поводу политики США были либо неэффективными, либо вовсе контрпродуктивными. Это относится также и к Абхазии, и, по всей вероятности, к Украине тоже.

Путин действует так, будто в условиях нашего взаимозависимого мира он искренне и наивно верит в право и меру ответственности лидера отдельного государства объяснять народам других странах политические предпочтения и интересы, которые имеются в его собственной стране, по отношению к тому выбору, который будут делать в ходе выборов граждане иностранного государства. Если это так, то можно сказать, что он впал в чистой воды идеализм. В принципе то, что он говорит - правильно, но это еще следует очень аккуратно и взвешенно применить на практике, поскольку люди испытывают сильное иррациональное негодование и возмущение по поводу любого иностранного вмешательства в ход внутренних демократических процессов, пусть даже преследующего самые искренние и честные цели. Американцы испытывают лишь чувство раздражения по поводу того, что им было подброшено нечто очень сильно смахивающее на дезинформацию КГБ об Ираке с целью повлиять на ход внутриамериканских политических процессов в пользу Буша.

Не говоря уже о проблематичном характере вмешательства, принимающего форму крупного финансирования предвыборной кампании коррумпированного кандидата вроде Виктора Януковича, или угроза разрыва отношений в том случае, если он не победит. Америка поступает точно также на протяжении всей новейшей истории по отношению к странам Латинской Америки, но при этом ее опыт в этом вряд ли стоит перенимать. Дело в том, что в странах Латинской Америки, по ряду исторических причин не очень дружественных к США - в отличие от Украины в ее отношении к России - действия США направлены против на самом деле откровенно недружественных экстремистов, каковым Виктор Ющенко не является. И на опыте Венесуэлы можно хорошо видеть, что методы, к которым прибегают США в этой стране, зачастую имеют обратный эффект.

Говоря ближе по теме, Соединенные Штаты часто вмешивались с тем, чтобы помочь (российским либеральным партиям) "Яблоку" и "Союзу правых сил". И подумайте только, каким благом эта помощь обернулась! Соединенные Штаты также активно вмешивались в российскую внутреннюю политику, помогая Ельцину одержать победу на выборах 1996 г. Результат налицо. Российские националисты и коммунисты с возмущением заявляли, что это сделает Россию на веки колонией, сырьевым придатком Соединенных Штатов. А теперь большинство ученых и специалистов в США сходятся во мнении, что мы "потеряли" Россию, - и более того: что своими деньгами Россия стремится обратить соседнюю Украину в колониальное рабство. Нам всем не следует - в зависимости от ситуации, - впадать в истерику или в чрезмерный оптимизм в отношении долгосрочных результатов вмешательства в избирательный процесс зарубежного государства. Как мы уже это видели на примере Австрии - электорат всегда удивляет мир своей неблагодарностью.

Игорь Миголатьев, inoСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 05 ноября 2004


inoСМИ.RU