Потери военнослужащих в чеченских войнах

10.12.2004

В первую чеченскую войну правозащитные организации (в частности, "Мемориал") сумели наладить контакт с воюющими сторонами, и активно способствовали поиску пропавших без вести и освобождению пленных. В созданную в ходе этой работы база данных содержала также сведения о погибших - их на январь 1997 года по всем российским силовым структурам насчитывалось 4379 человек. Примерно по 600 числились пропавшими без вести и самовольно оставившими часть (подробнее см. в книге "Неизвестный солдат Кавказской войны", М:, 1997.) - эти цифры соответствовали числу неопознанных тел, лежавших в Ростове в 124-й специальной медицинской лаборатории, и оценке числа неэксгумированных останков в самой Чечне. Таким образом, общее число погибших с федеральной стороны в первую войну - до шести тысяч. Раненых, по официальным сведениям, насчитывалось до двадцати тысяч. МВД и внутренние войска со времен той войны публикуют поимённые списки погибших, причём весьма оперативно - это заслуга группы офицеров Командования ВВ, в частности, Сергея Колесникова. В то же время Министерство обороны списки погибших секретило, и после их обнародования выяснилось большое, в пределах 10 процентов, число "мертвых душ" - ошибочных написаний фамилий людей, фигурирующих наряду с правильными, - и других неточностей; это непременное следствие подобного засекречивания. Сравнение ведомственных списков погибших со списками Комитетов солдатских матерей по регионам показало, что данные общественных организаций лишь на 13 процентов превышают официальные - то есть, систематического сокрытия потерь не было. Засекречивание же списков имело целью, скорее всего, скрыть не потери, а отсутствие систематической работы, внимания к судьбам "государевых людей". Офицеров, слишком активно занимавшихся освобождением пленных (как майор Вячеслав Измайлов) или опознанием погибших (как капитан первого ранга Владимир Щербаков) армейская среда отторгала.
Во вторую чеченскую войну отношения неправительственных организаций с воюющими сторонами были принципиально иными, поиск пленных и пропавших без вести был невозможен, независимый подсчет погибших не вёлся. Внутренние войска и МВД по-прежнему публикуют списки своих погибших, армия - секретит. Можно лишь сказать, что общие потери российских силовых структур в Чечне во вторую войну, по-видимому, по порядку соответствуют потерям в первой войне.
Невозможно опровергнуть, как, впрочем, и подтвердить официальные цифры, пока государство не назвало поимённо всех, кто отдал за него свои жизни.


Правозащитный центр "Мемориал"