В Чечне похищен правозащитник, боровшийся против похищений людей

20.01.2005

20 января 2005 года - в день мусульманского праздника Курбан-Байрам, в Старопромысловском районе Грозного был похищен Махмут Джапарович Магомадов, правозащитник, боровшийся против похищений людей.
Около шести часов вечера, совершив обряд жертвоприношения, Махмут Магомадов решил отвезти мясо жертвенного животного Абубакару Амирову, который после гибели жены от рук военных, один воспитывал своих детей.
Магомадов поехал на собственной автомашине марки «ВАЗ 2107» (государственный регистрационный знак 702 07/rus) вместе со своей женой, Альбикой Шабазовой, 4-летней дочерью, Иман, и 6-месячным сыном, Арбало. Позже Альбика Шабазова вспомнила, что за ними неотступно следовала другая автомашина - «Жигули» десятой модели стального цвета. Альбика говорит, что заметила ее, но особого внимания этому факту тогда не придала.
Остановившись у дома Абубакара Амирова (многоэтажного дом рядом с заводом «Электроприбор») Махмут Магомадов взял за руку свою дочку и поднялся на второй этаж. В это время, его жена вместе с грудным ребенком оставались в салоне автомашины. Буквально через несколько минут к дому на большой скорости подъехали пять легковых автомобилей: «Нива», ВАЗ-2110 (цифровая часть государственного регистрационного знака: 863) стального цвета, ВАЗ-21099 вишневого цвета, ВАЗ-2107 (008 95/rus) белого цвета и ГАЗ-31029. Из них выбежали неизвестные люди без масок, вооруженные стрелковым оружием и говорившие по-чеченски.
Альбика Шабазова вышла из салона машины и направилась к дому, в котором находился ее муж, но была остановлена вооруженными людьми. Один из них обратился к ней с вопросом: «Где хозяин машины?» Сообщив, что хозяин машины ее муж, и что он пошел отдать мясо жертвенного животного, она, в свою очередь, попыталась получить информацию о происходящем. Однако все вопросы женщины были пресечены фразой: «У нас с ним свои разборки!».
Вооруженные люди окружили дом и через некоторое время оттуда выволокли (это слово подчеркивает А. Шабазова) Махмута Магомадова и цеплявшуюся за него плачущую Иман. Девочка была необута.
Альбика Шабазова бросилась к дочери и мужу, но вооруженные люди оттолкнули ее. Они потребовали от захваченного человека успокоить жену. Бросив в их сторону ключи от автомобиля, Махмут Магомадов попросил не трогать членов своей семьи.
Его насильно усадили в автомобиль ГАЗ-31029 и повезли в сторону центра г. Грозный. Дочь осталась с матерью.
Родственники и друзья Махмута Магомадова не могут установить кто его захватил, куда его доставили и где содержат. Вместе с тем, есть серьезные основания полагать, что похищение Махмута Магомадова осуществили сотрудники одной из официальных силовых структур, действующих в Чеченской Республике. Практически невероятно, чтобы боевики в населенном районе Грозного ранним вечером на пяти автомашинах могли бы действовать столь наглым образом.
Утром 21 января 2005 года жена Магомадова заявила о факте похищения ее мужа в РОВД Старопромысловского района г. Грозный, в результате чего было возбуждено уголовное дело.
Утром 24 января по адресу, где проживал Махмут Магомадов, пришел сотрудник Старопромысловского РОВД Сайпудин Муртаев, занимающийся проблемой похищения людей. Он передал сестре Альбики Шабазовой, Айзан, повестку, в которой говорилось о том, что 25 января 2005 года М. Магомадов должен явиться в Старопромысловский РОВД. При этом Сайпудин Муртаев сказал, что следователь Старопромысловской районной прокуратуры Руслан Цукумов сообщил ему об освобождении Магомадова Махмута 23 января 2005 года.
По словам родственников М. Магомадова, 25 января они беседовали с Русланом Цукумовым, и тот сообщил им, что об освобождении М. Магомадова ему стало известно от начальника Старопромысловского РОВД, Ахьяда Бисултанова. Однако Ахъяд Бисултанов, в свою очередь, ссылается на то, что ему об этом факте стало известно от следователя районной прокуратуры Руслана Цукумова.
Очевидно, что сотрудники органов прокуратуры и МВД обладают какой-то информацией о судьбе Махмута Магомадова.

Махмут Магомадов, 1954 г.р., вместе с семьей проживает постоянно по адресу: г. Грозный, ул. Горняков, 2/а, квартира 48, имеет четверо детей
В 1981 году он окончил Свердловский юридический институт и более десяти лет проработал в органах внутренних дел за пределами тогда еще Чечено-Ингушской Автономной Республики. В частности, являлся следователем милиции в г. Донской Тульской области. На родину он вернулся только в 1992 году. Политикой не занимался, в боевых действиях не участвовал. Всегда подчеркивал, что его главная задача - борьба с преступностью. Именно поэтому в период первой чеченской войны (с 1994 по 1996 г.г.) Махмут Магомадов согласился работать в прокуратуре и налоговой службе администрации Чеченской Республики, возглавляемой сначала Саламбеком Хаджиевым, затем Доку Завгаевым.
После заключения Хасавюртовских соглашений он не стал уезжать из республики. Новые власти, испытывавшие недостаток в специалистах, предложили ему работу в прокуратуре. Через некоторое время он возглавил особую бригаду по борьбе с похищениями людей. На счету возглавляемого им коллектива немало освобожденных людей, расследованных и переданных в суд дел, представших перед правосудием преступников.
С начала второй чеченской войны Махмут Магомадов наладил сотрудничество с правозащитными организациями, занимается защитой прав и свобод граждан Чеченской Республики, уделяя большое внимание проблеме похищения людей представителями силовых структур, помогает жителям Чечни направлять жалобы в европейский Суд по правам человека. Он работает юристом в «Чеченском комитете национального спасения», с недавнего времени является экспертом Международной Хельсинской Федерации по Северному Кавказу, тесно сотрудничает с Общероссийским движением «За права человека» и Центром международной защиты.
В декабре 2004 г. участвовал в Москве в работе Всероссийского гражданского форума.