Примерно в 6.30 в с. Кантышево Назрановского района Республики Ингушетия сотрудниками УФСБ по РИ была проведена спецоперация, в ходе которой задержаны братья Кодзоевы: Магомед Ахмедович, 1979 г. р.,

16.02.2005

Примерно в 6.30 в с. Кантышево Назрановского района Республики Ингушетия сотрудниками УФСБ по РИ была проведена спецоперация, в ходе которой задержаны братья Кодзоевы: Магомед Ахмедович, 1979 г. р., и Хаваж-Багаудин Ахмедович, 1984 г. р. При проведении спецоперации были задействованы: три БТРА, два а/м «УРАЛ», микроавтобус «Газель» белого цвета, а/м УАЗ-452 (т.н. «таблетка») и др.
По словам жена Магомеда Кодзоева, Заиры Кодзоевой, рано утром во двор их дома, расположенного на пересечении улиц Школьная и Садовая (район новостроек), ворвались вооруженные люди в масках. Они вбежали вслед за БТРом, который выбил ворота. Заира вышла на улицу, чтобы узнать что происходит. Один из сотрудников силовых структур, который был без маски, спросил у нее, кто в доме. Она ответила, что только муж и двое детей. Этот же военнослужащий, сказал женщине, чтобы она позвала мужа на улицу. Муж вышел к силовикам и был схвачен. Женщине с детьми приказали покинуть дом. Ее вывели за ворота и посадили в микроавтобус «Газель», а Магомеда завели внутрь дома. Все силовики, принимавшие участие в спецоперации, разговаривали по-русски без акцента.
В 9.30 Магомеда Кодзоева с черным пакетом на голове и с закованными в наручники руками вывели со двора, посадили в а/м УАЗ-452 (таблетка) и увезли в неизвестном направлении. Заира с детьми просидела в «Газели» примерно до полудня, потом ей разрешили уехать к родственникам. Пока женщина находилась возле дома, она не слышала ни стрельбы, ни взрывов.
После того, как Заира Кодзоева уехала, к их дому приехал брат мужа - Хаваж-Багаудин Кодзоев. Военнослужащие спросили у него, кто он такой. Узнав, что он брат Магомеда, его забрали и увезли. Об этом родственники узнали от сельского участкового милиционера. Силовики пробыли в доме Кодзоевых примерно до 18.00. Когда Заира Кодзоева вернулась домой, она увидела, что почти во всех комнатах вскрыты полы. Следов от взрывов или выстрелов в доме не было. Соседи Кодзоевых так же не слышали ни стрельбы, ни взрывов. По утверждению З. Кодзоевой, из дома исчезли некоторые вещи (бытовая техника) и документы, в том числе и ее паспорт.
С письменными заявлениями мать братьев Кодзоевых обратилась в МВД Ингушетии и в прокуратуру Назрановского района. Из МВД пришел ответ, согласно которому «оперативно-розыскные мероприятия в отношении Кодзоева Х-Б.А. и Кодзоева М.А., а также обыскные мероприятия в принадлежащем им домовладении, сотрудниками подразделений МВД РИ не проводились». Из ответа прокуратуры следовало, что «16 февраля 2005 года в домовладении без номера на пересечении улиц Садовая и Школьная в с. Кантышево Назрановского района, в рамках следственного поручения Управления Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе сотрудниками Управления ФСБ РФ по Республике Ингушетия проводились оперативные мероприятия по задержанию арабского наёмника Абу-Дзейта, в ходе которого последний привёл в действие самодельное взрывное устройство и погиб на месте. Осмотр места происшествия производился следственной бригадой Управления Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе под руководством следователя Криворотова К.Е.». В связи с этим родственникам Кодзоевых было рекомендовано обратиться в Управление Генеральной прокуратуры РФ по Северному Кавказу, расположенной в г. Ессентуки Ставропольского края (ул. Менделеева, 21). Ответ из назрановской прокуратуры дошел до Кодзоевых только после 20 мая.
31 мая Заира Кодзоева с письменным заявлением обратилась в представительство ПЦ «Мемориал» в г. Назрань с просьбой оказать ей помощь в установлении местонахождения ее мужа и его брата. Она считает, что их задержали незаконно. Кодзоева утверждает, что никакого Абу-Дзейта в их доме никогда не было и оружие не хранилось. По состоянию на 31 мая родственники братьев Кодзоевых не получили официального уведомления от правоохранительных органов о факте и причинах задержания братьев. Неизвестно так же их точное местонахождение.
Правозащитный центр «Мемориал» сообщал ранее о спецоперации по задержанию Абу-Дзейта, но на тот период располагал только официальной информацией пресс-службы УФСБ РФ по Республике Ингушетия, в которой сообщалось о нейтрализации известного арабского наёмника Абу-Дзейта и задержании Мусы Кодзоева, хозяина дома, в котором укрывался арабский террорист.


Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани.