На процессе по "делу Ульмана" допросили руководителя спецоперации у чеченского села Дай

16.02.2005

На процессе по "делу Ульмана" допросили руководителя спецоперации у чеченского села Дай
Северо-Кавказском окружном военном суде в среду был допрошен руководитель спецоперации, во время которой группа спецназовцев под командованием капитана Эдуарда Ульмана совершила инкриминируемое им убийство мирных жителей.
Полковник Владимир Плотников во время проведения операции в Шатойском районе Чечни в 2002 г занимал должность заместителя командующего ОГВС на Северном Кавказе по группировке ВДВ.
"Задачу на уничтожение находившихся в УАЗе я не ставил - ни руководителю разведки Сергею Золотареву, ни майору Алексею Перелевскому," - заявил в ходе допроса В.Плотников.
Вместе с тем, он уточнил, что во время спецоперации группы спецназа ему не подчинялись.
"Спецгруппы в данной спецоперации подчинялись начальнику разведки ОГВС. Я руководил мотострелковым батальоном, блокирующим село Дай, минометным отделением, а также подразделениями Шатойской военной комендатуры," - сказал В.Плотников.
В то же время он сообщил, что от А.Перелевского ему стало известно об уничтожении группы боевиков из 5-6 человек.
"Я отдал распоряжение сверить номера оружия у уничтоженных боевиков," - сообщил В.Плотников.
О том, что погибшие были мирными жителями и что в их автомобиле оружия не было, свидетель не знал.
Подсудимыми на процессе выступают военнослужащие войсковой части N87341 МО РФ - капитан Э.Ульман, майор Алексей Перелевский, лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин.
Они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ст.105 УК РФ ("убийство"), ст.286 УК РФ ("превышение должностных полномочий") и ст.167 УК РФ ("умышленные уничтожение или повреждение имущества").
11 января 2002 года разведгруппа спецназа под командованием Э.Ульмана в количестве 12 человек высадилась в районе населенного пункта Дай Шатойского района Чечни. Группе и еще пятерым группам спецназа предстояло блокировать аул, где по оперативной информации скрывался арабский наемник Хаттаб с группой из 15 человек.
По данным гособвинения, перед группой была поставлена задача блокировать дорогу Дай-Нохчи-Келой, останавливать и досматривать транспорт. Вскоре на дороге появился "УАЗ", водитель которого не выполнил приказ остановиться. В это время открылась задняя дверь "УАЗа". Предположив, что в машине установлен пулемет, Э.Ульман приказал открыть огонь. УАЗ был обстрелян из имевшегося в группе автоматического оружия. В результате обстрела был убит директор школы Саид Аласханов, два пассажира получили огнестрельные ранения.
Исходя из материалов, представленных гособвинением, спецназовцы вывели оставшихся в живых пятерых чеченцев и запросили по рации вышестоящее командование дать распоряжение о дальнейших действиях. Представитель командования воинской части, действующий в составе группы майор А.Перелевский, поддерживающий связь с руководителем спецоперации, передал распоряжение штаба руководства операцией - свидетелей расстрела автомобиля "УАЗ" уничтожить, сымитировав подрыв автомобиля на фугасе
Э.Ульман вместе с лейтенантом А.Калаганским и прапорщиком В.Воеводиным предложили чеченцам сесть в автомобиль и якобы продолжить следование. Перед автомобилем пять чеченцев - водитель Хамзат Тугуров, лесник Шахбан Бахаев завуч той же школы Абдул-Ваххаб Сатабаев, пенсионерка Зайнаб Джаватханова и ее племянник Джамулай Мусаев были расстреляны.
Позднее, говорится в тексте обвинительного заключения, Э. Ульман приказал загрузить трупы в салон "УАЗа" и установить под автомобиль фугасный заряд для имитации его подрыва. Однако при взрыве повреждения "УАЗа" были незначительными. После этого Э.Ульман приказал облить автомобиль бензином и поджечь.
Весной 2004 года суд присяжных в Ростове-на-Дону оправдал обвиняемых, после чего родственники потерпевших обратились Верховный суд РФ с требованием отменить оправдательный приговор.
В августе Военная коллегия Верховного суда РФ отменила этот приговор и вернула дело четверых спецназовцев в Северо-Кавказский окружной военный суд на новое рассмотрение. Сочтя, что вердикт был вынесен незаконным составом суда присяжных, Северо-Кавказский военный окружной суд снова рассматривает это дело в новом составе.


Агентство ИНТЕРФАКС