Ютта Шеррер / Jutta Scherrer. Хотите историю? - Пожалуйста, но только одну! ("Die Zeit", Германия)

05.05.2005

Ютта Шеррер / Jutta Scherrer. Хотите историю? - Пожалуйста, но только одну! ("Die Zeit", Германия)
В России историческую победу над фашизмом отмечают с размахом, одновременно злоупотребляя ею в конфликтах современности. Патриотизм используется для легитимизации войны в Чечне.

В России предпочитают больше вспоминать о победе над фашизмом, чем о победе над коммунизмом. 9 мая - единственный большой праздник, оставшийся от советского прошлого. Каждый в России убежден в том, что судьба Второй мировой войны была решена на российской земле. В эмоциональном и нравственном плане память о победе питает гордость за славное прошлое и в сегодняшних, менее славных, буднях. В каждой семье еще свежи воспоминания о жертвах. В день бракосочетания молодые пары все так же приходят к могиле неизвестного солдата. Юные добровольцы разыскивают на полях сражений останки погибших, чтобы, наконец-то, достойно похоронить их.

Возвращается и память о Сталине. В московском "Парке Победы" на Поклонной горе, открытом Ельциным в честь 50-летия победы, намечалось поставить памятник диктатору как выдающемуся полководцу. Проект был отклонен, но после 50-летия со дня его смерти в 2003 г. поток биографий Сталина уже не прекращается. В одном из последних опросов общественного мнения 50\% респондентов ставят его на первое место среди ведущих государственных деятелей мирового масштаба.

Либеральный парламентарий Рыжков говорит о его "подспудной реабилитации". Путина среди москвичей называют "Сталин лайт". Уже многие месяцы СМИ мобилизуют воспоминание о "священной войне". На своем симпозиуме в марте Русская православная церковь подчеркнула свою "подлинную роль в истории Великой Отечественной войны и свой неоценимый вклад в победу". 2000 активно участвовавших в войне священников будут награждены 9 мая специальной наградой, учрежденной Церковью за их "военные заслуги" - Орденом Дмитрия Донского. Некоторые из самых почитаемых икон будут переданы на борт космического корабля, который стартует с космодрома Байконур, в память о том, что "русский человек перед угрозой войны всегда обращался к Богу, а настоящий гражданин и патриот верит в Бога". Память о победе вообще должна воспитывать в молодежи гордость за Родину.

По советской традиции речь ведется о "Великой Отечественной войне". Определением "отечественная", пущенным в обиход 23 июня 1941 г. партийной газетой "Правда", проводится параллель с той "Отечественной войной", в которой Россия победила Наполеона. "Военные традиции нашей страны не просто передаются от поколения к поколению, они у нас в крови", - заявил Путин в "День защитника Отечества". Путин рассчитывает к 60-летию победы мобилизовать больше патриотизма, чем Ельцин к 50-летнему юбилею. Специально созданный Организационный комитет по празднованию 60-летия Победы должен использовать чествование этого юбилея для "возрождения и укрепления патриотизма", а также "повышения международного престижа российского государства". С этой целью мобилизуются ветераны всех "боевых действий", включая ветеранов Афганистана и Чечни и даже ветеранов КГБ.

"Правда о войне", о которой говорится во всех официальных заявлениях, не должна подменяться мифами о войне, а должна воспитывать в молодежи гордость за родину. Девиз гласит: "Извлекать уроки из истории". А ее главный урок - "триумф нашей страны" - служит и оправданию насилия в Чечне. Этот официальный курс, по которому следует и церковь, проводит четкую параллель между победой над фашизмом и победой над международным терроризмом. Русские победили фашизм, следовательно, они победят и террористов (читай: чеченцев). Так высказался Путин после захвата заложников в Беслане и то же самое он заявил во время 60-летнего юбилея освобождения Освенцима Красной Армией. Мужество частей специального назначения ФСБ он сравнил сразу же после Беслана с мужеством советских солдат во Второй мировой войне.

По официальным данным, ветеранов насчитывается 8,1 миллиона человек, из которых непосредственно в войне принимал участие 1 миллион человек. Все они теперь прославляются как герои и награждаются медалями. Если же не полениться и пройтись по всему бюрократическому перечню мероприятий, намеченных к 9 мая, то раскроется такая реальность, которую вряд ли можно компенсировать орденами. Даже через 60 лет после окончания войны ветеранам все еще обещают телефоны, а инвалидам медицинское и социальное обслуживание. Даже через 60 лет после окончания войны для ветеранов не решена жилищная проблема, а пенсии слишком малы. Выделенные для всего этого средства из бюджета внушительны, если бы они существовали не только на бумаге. Протестующие российские пенсионеры, а среди них большое число ветеранов, в январе вышли на улицы. И эти протесты говорят не о самом лучшем. Это крик души против "социальных реформ" Путина, отнимающих у стариков последние привилегии, сохранившиеся еще с советских времен.

Все запланированные торжественные мероприятия выглядят импозантно, в том числе и новая история войны, новая радиостанция "Победа", поезд Москва-Берлин с последующими торжествами у мемориала в Трептов-парке. "Великая Отечественная война" стоит в центре российской исторической политики. Если Октябрьская революция стала легитимной основой советского государства, то победа в 1945 г. легитимирует постсоветское государство. Еще в 2001 г. Путин призвал историков сильнее подчеркивать военные заслуги России и, прежде всего, ее генералов. Возмутившись по поводу большого количества учебников по истории, предлагаемых сегодня на российском рынке, он выступил за единый учебник. По его представлениям, историография должна консолидировать общество, а не представлять различные мнения.

Но школьные учебники итак не уделяют особого внимания сложным проблемам, которые занимают более молодых российских историков. Патриотическая риторика характерна, прежде всего, для учебников младших классов. Если раньше превозносился Сталин, то сегодня это маршал Жуков. Завоеватель Берлина, позднее отстраненный от дел Сталиным, удостоился во времена Ельцина памятника у кремлевской стены. Его мемуары вышли огромными тиражами, а его военные доблести ставятся в пример молодежи.

В российских учебниках нет ничего о холокосте

Как и прежде книги, апеллирующие к коллективной памяти, подчеркивают освободительную роль Красной Армии. Но то, что эта роль воспринимается в Центральной и Восточной Европе как оккупация, не упоминается. "Советизация" прибалтийских республик, Молдавии, Западной Украины и Западной Белоруссии, если и упоминается, то только вскользь. Поэтому стремление к независимости этих народов в заключительной фазе перестройки не просто непонятно. Те, кто знает историю только по школьным учебникам, воспринимают как настоящий бунт заявления, подобные тем, что сделала президент Латвия Вике-Фрейберга, когда сказала, что для ее страны "конец второй мировой войны наступил только 4 мая 1990 года, когда латышский парламент принял Декларацию о независимости от Советского Союза". Открытый протест прибалтийских республик против участия в торжествах по случаю 60-й годовщины "Дня Победы" вряд ли будет понятен российским школьникам.

Некоторые учебники публикуют, правда без комментариев, дополнительный протокол к германо-советскому пакту о ненападении, существование которого советская историография отрицала до 1989 г. Далеко не во всех учебниках можно прочесть о Катыни. То же самое относится и к Варшавскому восстанию, за которым следила, не вмешиваясь, Красная армия, находившаяся поблизости. Холокост тоже не попал в российские учебники и коллективную память. При Сталине уничтожение евреев не должно было заслонять собой страдания советского народа. Примерно так же все остается и сегодня. Со времен Горбачева численность погибших во время войны определяется в 27 миллионов (при Сталине было разрешено по причине "великой победы" называть только цифру в 7 миллионов). Но история низов, жизнь простых солдат и населения в тылу, остается практически без внимания.

Ничего не говорится о сотрудничестве с Вермахтом, редко упоминается Западный фронт или военная и экономическая помощь союзников. Все это относится, скорее, ко Второй мировой войне, а не к "Великой Отечественной". Исключение представляет изданный в прошлом году прекрасный учебник Александра Чубаряна для 11-го, последнего, класса школы. Там речь идет и о ГУЛАГе, где в военные годы находились миллионы заключенных, трудившиеся на нужды обороны, и об уничтожении евреев в Бабьем Яре под Киевом, и о депортации целых народов, а также и о судьбе советских военнопленных, оказавшихся после освобождения в ГУЛАГе.

Но все так же недоступны военные архивы, а их важнейшие фонды засекречены. Например, документы об отношении Красной Армии к немецкому гражданскому населению. До сих пор историки зависят от министерства обороны. И если механизмы власти в эпоху Сталина и ГУЛАГа широко освещены, то ничего подобного о Второй мировой войне сказать нельзя. И поэтому тоже советские мифы продолжают жить. Их развенчиванию препятствуют не только ветераны и военные, объявляющие любую научную критику "выпадом против Отечества", но и нынешнее правительство, поставившее все на национальную "карту".

Недавно известный петербургский писатель Даниил Гранин пожаловался на то, что "у нас до сих пор не написана история Великой Отечественной войны", где бы речь шла не о битвах, а о советской жизни. Единственная "правда о войне" для Гранина - это цена победы в ней, и единственные, кто сказал о ней правду, - это фронтовые писатели, к которым относится и он сам. Гранин сетует и на замалчивание роли союзников. В прошлом году противоречивые темы поднял и журнал "Родина", весьма откровенно выразив словами историка Андрея Мерцалова, как современная власть манипулирует мнением в отношении войны.

Без сомнения, война является сегодня важнейшей составляющей исторической памяти в России, она касается, как прежде, каждой российской семьи. Посмотрим, станет ли героизация прошлого гарантией для будущего, равно как и успех "бомбардировщиков", которые должны разогнать облака над Москвой, чтобы торжество национального единства и национальной гордости, не было подмочено дождем.

Ирина Гречухина, inoСМИ.Ru


inoСМИ.RU