31 июля 2005 года в Высшей школе экономики состоялась встреча с Комиссаром по правам человека Совета Европы Альваро Хиль Роблесом

01.08.2005

31 июля 2005 года в Высшей школе экономики (Малый Гнездниковский переулок, д. 4/2) состоялась встреча с Комиссаром по правам человека Совета Европы Альваро Хиль Роблесом и общественная дискуссия по его докладу, посвященному правам человека в России.

В дискуссии приняли участи представители неправительственных правозащитных организаций
В оргкомитет встречи вошли: Московская Хельсинкская Группа; Правозащитный Центр «Мемориал»; Движение «За права человека», Центр «Демос», Союз комитетов солдатских матерей, Фонд защиты гласности, Фонд «Социальное партнерство», Высшая школа экономики.

Темы дискуссии:

1. Изменения в правовой системе.
2. Деятельность правоохранительных органов и реформа пенитенциарной системы
3. Свобода прессы
4. Соблюдение прав человека в вооруженных силах
5. Ситуация в Чеченской Республике



Секцию «Ситуация с правами человека в Чеченской Республике» возглавил Председатель Совета ПЦ «Мемориал» Олег Орлов. С сообщениями выступили: Светлана Ганнушкина (член Совета ПЦ, глава сети «Миграция и право»), Дмитрий Грушкин (сотрудник ПЦ «Мемориал»), Кирилл Коротеев (юрист ПЦ «Мемориал»/EHRAC), Сергей Лукашевский («Демос») и другие.

По окончании секции г-ну Роблесу были переданы "Предложения организаторов секции по ситуации в Чеченской Республике на Конференции по обсуждению доклада Комиссара по правам человека Совета Европы о положении с правами человека в РФ", текст которых приводится ниже:

«Участники Конференции констатируют, что ситуация с правами человека в Чеченской Республике остается крайне тяжелой. Заметное уменьшение числа гражданских лиц, погибших от неизбирательных бомбардировок и артобстрелов, некоторое снижение числа внесудебных казней и похищений людей, наблюдаемое в Чечне в последние несколько лет, связано с прекращением активных военных действий. При этом федеральные и местные силовые структуры не прекратили практику убийств, похищений, пыток и других грубейших нарушений прав человека. Абсолютное большинство виновных в этих преступлениях остается безнаказанным. Уголовные дела по подобным фактом, как правило, возбуждаются с задержкой; налицо факты неоправданного отказа в возбуждении уголовных дел. Расследование по абсолютному большинству таких уголовных дел приостанавливается из-за «невозможности установить лиц, подлежащих к обвинению». Это происходит даже в тех случаях, когда причастность конкретной силовой структуры к преступлению очевидна, и установление виновных не должно вызывать затруднений. Проведенный правозащитниками анализ хода расследования подобных уголовных дел, а также, материалов дел, рассматривавшихся в Европейском Суде по правам человека, показывает вопиющую недобросовестность прокуратуры, а в ряде случаев - фактический саботаж со стороны следственных органов. В последние два года также получили распространение преследования заявителей в Европейский Суд.
Российские власти видят основное свое достижение в улучшении ситуации в Чеченской Республике в том, что за последние два с небольшим года были проведены Референдум по Конституции ЧР, выборы Президента ЧР (дважды), сформированы республиканские силовые органы, и в целом, переданы широкие полномочия местным административным и силовым структурам. Ссылаются и на то, что активно идет выплата компенсаций за утраченное жилье и имущество, и начался процесс восстановления республики. Совет Европы во многом разделяет эту точку зрения.
Мы, со своей стороны, приветствуем выплату компенсаций, но указываем на то, что этот процесс сопровождается массовыми и повсеместными злоупотреблениями со стороны чиновников. Что касается восстановления республики, то успехи в этом отношении достаточно поверхностны. Однако, что - самое главное, мы не можем рассматривать политику «чеченизации» как успешный механизм урегулирования конфликта и нормализации ситуации в области прав человека в республике. К сожалению, реальная власть в Чечне на сегодняшний день сосредоточена в руках ряда легализованных вооруженных формирований, формально действующих в рамках структур МВД и МО, но фактически мало контролируемых федеральным центром и приверженных насилию и произволу. Картина, наблюдаемая в Чечне, напоминает то, что происходило в республике в период между двумя войнами, и основное различие состоит в том, что сегодня преступления осуществляются под прикрытием федерального центра. Такое положение - недопустимо.
Мы неоднократно обращались к верховной власти России с предложением комплекса мер, направленных на урегулирование кризисной ситуации в республике. Эти меры включают в себя:
- введение в ЧР чрезвычайного положения, возвращение полной ответственности за происходящее федеральному центру и использование периода чрезвычайного положения для налаживания ситуации. Период режима ЧП должен быть использован властями РФ для осуществления комплекса мер.
Мы предлагали, в частности:
- объявить амнистию всем участникам вооруженных формирований. Единственное условие для отказа в предоставлении такой амнистии - совершение тяжких преступлений против мирных жителей, пленных, насильственно удерживаемых лиц. Президент РФ должен гарантировать личную безопасность тем людям, которые в рамках амнистии сложили оружие, назначить своего специального представителя по наблюдению за ходом амнистии и обеспечению безопасности лиц, прошедших амнистию;
- подготовить условия для того, чтобы все политические силы Чечни (включая и сторонников ее независимости) могли беспрепятственно осуществлять мирную агитацию за свои программы в ходе последующих избирательных кампаний;
- привлечь к урегулированию ситуации как можно большее количество наблюдателей, экспертов и консультантов от различных международных организаций (ОБСЕ, ООН, СЕ, ЕС, неправительственных организаций);
- усилить органы прокуратуры в ЧР; осуществлять жесткий спрос с органов прокуратуры и МВД за расследование ими преступлений, в том числе и совершенных по отношению к гражданскому населению со стороны силовых структур;
- провести ревизию состава и деятельности разнообразных силовых структур ЧР, ввести их деятельность строго в рамки законодательства; расформировывать те структуры, сотрудники которых в наибольшей степени замешаны в серьезных нарушениях прав человека;
осуществить ряд необходимых социально-экономических мер, не допуская при этом расхищения бюджетных средств и других форм коррупции, и т.д.
С нашей точки зрения, эти шаги могли бы способствовать реальной стабилизации в республике и возвращению ее к мирной жизни. К сожалению, для подобных действий у федеральной власти не было самого главного - политической воли. Отдавая себе отчет в том, что политической воли к принятию предложенного нами комплекса мер нет и по сей день, мы можем предложить некоторые дополнительные рекомендации частного порядка, реализация которых не способна кардинально улучшить ситуацию, но способствовала бы некоторому снижению уровня нарушений прав человека в работе силовых структур, в первую очередь, исчезновений людей.
Мы рекомендуем:
1. Властям ЧР - в связи с продолжающейся практикой похищения людей с целью обеспечения быстрого реагирования создать при Министерстве внутренних дел Чеченской республики специальную рабочую группу по установлению места нахождения похищенных граждан. Эта группа должна обладать прямой круглосуточной многоканальной телефонной линией для доступа всех заинтересованных лиц.
2. Властям ЧР - в целях организации эффективной работы создающейся в г. Грозный лаборатории судебно-медицинской и генетической экспертизы представляется необходимым создание базы данных о без вести пропавших лицах. Такая база создается на основании информации правоохранительных органов, местных администраций, а также заявлений от родственников пропавших и общественных организаций. В базу данных заносится также информация о найденных на территории Чеченской республики неопознанных телах. База данных создается при взаимодействии Министерства здравоохранения Чеченской республики и Министерства внутренних дел Чеченской республики и должна быть открыта для граждан.
3. Уполномоченному по правам человека в РФ и Совету при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека содействовать созданию Общественной Комиссии по наблюдению за расследованием уголовных дел об исчезновениях людей в Чеченской республике. Такая Комиссия должна осуществлять свою деятельность в тесном контакте с органами прокуратуры и исполнительной власти Чеченской республики и на федеральном уровне. В состав Комиссии должны войти правозащитники, которые представляют интересы потерпевших в конкретных уголовных делах по исчезновениям. Также в Комиссию должны войти представители от Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Комиссия предлагает органам прокуратуры список из уголовных дел, к материалам которых ее члены получают доступ. Комиссия изучает материалы этих дел и формирует рекомендации по активизации расследования. Общественный контроль над данными уголовными делами продолжается вплоть до завершения расследования. В ходе работы Комиссии по результатам рассмотрения конкретных дел составляются промежуточные и окончательные доклады, представляемые органам власти и общественности, не выходя при этом за рамки тайны следствия.
4. Правительству РФ - рРазработать и принять постановление правительства РФ о компенсации жертвам преступлений причиненного им материального ущерба и морального вреда.
5. Органам прокуратуры и МВД - необходимо прекратить практику временного «исчезновения» задержанных и арестованных. В целях уменьшения возможности применения пыток и иных незаконных мер воздействия на задержанных и арестованных, а также в целях обеспечения законных интересов их родственников необходимо обеспечить как можно скорейшее информирование родственников задержанных и арестованных о месте их содержания.
6. Руководству ФСБ, МВД, МО - необходимо обеспечить неукоснительное выполнение их сотрудниками и военнослужащими при проведении спецопераций следующих мер:
наличие читаемых бортовых номеров на военной технике, номеров госрегистрации на транспортных средствах,
наличие нагрудных жетонов с читаемыми номерами у сотрудников МВД, проводящих спецоперацию;
при проведении проверки и досмотра домовладений обязательное представление старшего группы с указанием своего звания и фамилии хозяевам домовладения и предъявление им документов.
7. Руководству ФСБ, МВД, МО РФ - необходимо разработать нормативные документы для групп оперативного управления (ГрОУ), регламентирующие проведение спецопераций по задержанию участников вооружённых формирований, подозреваемых в террористической деятельности, предусматривающие:
необходимость защиты гражданского населения на прилегающей к проведению операции территории;
необходимость применения сил и средств, адекватных угрозе;
необходимость возмещения причинённого операцией ущерба.
8. МВД и Министерству юстиции РФ обеспечить допуск в места предварительного заключения на Северном Кавказе представителей международных гуманитарных организаций, включая Международный Комитет Красного Креста, для посещения заключенных в местах содержания на условиях, приемлемых для этой организации.
9. Руководству ФСБ, МВД и МО - изучить и использовать богатый опыт других стран-членов Совета Европы, которые сталкивались с подобными проблемами в рамках антитеррористических операций, проводившихся силами безопасности, в первую очередь, опыт, накопленный в ходе исполнения решений ЕКПЧ под контролем Комитета Министров Совета Европы.

Мы также подчеркиваем, проблему фабрикации уголовных дел в отношении жителей Чечне и выходцев из республики, находящихся за ее пределами. Такая практика недопустима и должны быть пресечены самым решительным образом. В этой связи органам прокуратуры рекомендуется изучить дела, в которых есть основания сомневаться в объективности рассмотрения уголовных обвинений с целью возможного принесения надзорных представлений».