Обстрел села Старые Атаги Грозненского (сельского) района ЧР

09.11.2005

9 ноября 2005 года в 3.00 с. Старые Атаги Грозненского (сельского) района подверглось обстрелу. Ранения различной тяжести получили шесть местных жителей. Повреждены три дома: два - на ул. Зеленая, один - на ул. Подгорная. Убито несколько голов скота.
Местные жители утверждают, что по селу было выпущено двенадцать снарядов, четыре из которых взорвались во дворе домовладения семьи Юсуповых (ул. Зеленая, 20).
Осколочные ранения получили шесть человек, проживающих там:
1. Муса Харонович Юсупов, 1936 г. р. (глава семьи);
2. Хамила Юсупова, 1937 г. р. (его первая жена);
3. Яха Бердукаева, 1953 г. р. (его вторая жена);
4. Аймани Аюпова, 1977 г. р. (сноха);
5. Элина Хасановна Юсупова, 1997 г. р. (внучка);
6. Адам Юсупов, 1988 г. р. (внук).
С помощью соседей четверо раненых сразу же были доставлены в местную больницу. Элину Юсупову увезли в городскую детскую больницу № 2 и после операции госпитализировали в реанимационное отделение, ее состояние оценивается как тяжелое. В тяжелом состоянии находятся Муса и Хамила Юсуповы.
В результате прямыми попаданиями снарядов был серьёзно поврежден и теперь практически непригоден для обитания один из трех из домов Юсуповых, находящихся в одном дворе; в других двух домах выбиты окна и двери, осколками побита мебель, повреждена крыша.
Пострадали хозяйственные постройки. Прямым попаданием разрушен сарай, убиты четыре барана и корова, остальная скотина получила осколочные ранения.
Осколками снарядов приведены в негодность микроавтобус «Рафик» и а/м УАЗ. Со слов хозяев, УАЗ находился в нерабочем состоянии, а на микроавтобусе они возили продукты на продажу.
Частично повреждены дома Хайтаевых (ул. Зеленая, 16) и Сугаиповых (ул. Подгорная, 91): выбиты стекла, повреждена крыша, мебель. Легкое касательное ранение спины получила Бирлант Сугаипова, 1965 г. р., которая в момент обстрела спала у окна. В местной больнице ей была оказана первая медицинская помощь, но т.к. ранение оказалось неопасным, ее отпустили домой.
Поначалу в МВД Чечни заявили, что обстрел вели «неизвестные лица». Затем в селе работали следственные группы военной прокуратуры ОГВ (с), прокуратуры Шалинского района [возможно, ошибка: гарнизона] и Ханкалинского гарнизона, которые обнаружили осколки от 152-мм снарядов. В результате было возбуждено уголовное дело по ст. 349 ч. 1 УК РФ - «нарушение правил обращения с оружием, повлекшее тяжкий вред здоровью». В РОВД Грозненского (сельского) района сообщили, что «снаряды были выпущены из дальнобойных артиллерийских орудий, возможно, со стороны селения Шали», в военной комендатуре Чечни уточнили, что это были гаубицы калибра 152 мм. А военный комендант ЧР Г. Фоменко заявил: «Произошла ошибка в артиллерийских расчетах. В действительности планировалось нанести удар по базе боевиков совсем в другом месте. Во всем будет разбираться прокуратура». Подчиненный Фоменко, комендант Грозненского (сельского) района Анатолий Гуськов также назвал инцидент «чистой случайностью», хотя и признал, что «мины действительно были выпущены со стороны федеральных позиций в Шалинском районе».
Однако глава администрации Старых Атагов Вахид Гадаев заявил, что обстрел, которые военные считают досадным недоразумением, не уникален. «Я убежден, что никакой необходимости открывать минометную стрельбу у военных не было. Зачастую они это делают просто по пьянке и, к сожалению, редко бывают за это должным образом наказаны» (РИА «Новости» от 09.11.2005, «Время новостей» от 10.11.2005, «Коммерсант» от 10.11.2005).

Рассказывает Ирсана Юсупова (внучка Мусы Юсупова):
«В этот день я приехала в гости, мы с мужем живем в Нальчике. Не знаю, сколько было времени; знаю только, что это было рано утром. Когда первые взрывы раздались, я схватила своего двухлетнего сынишку, и бросилась в ванную - думала там более безопасно. Туда же забежали две мои двоюродные сестры и моя подруга, она тоже была у нас в гостях. Следующим взрывом выбило стекла в ванной, и все посыпалось на нас. И тогда мы побежали в подвал.
Из другого дома в подвал забежала Элина. Я смотрю - на ней кровь. Я говорю: «Эллина, ты что ранена?» Она отвечает: «Нет, это бабушкина кровь». Я ее осмотрела и увидела на уровне пояса, маленькое ранение от осколка, но не придала ему значения, рана вообще не кровоточила. Только потом, в больнице, мы узнали, что осколок прошел, прорезав внутренние органы.
Следующий взрыв раздался прямо у нашего подвала, к счастью, никого не задев.
Между взрывами мы побежали в другой подвал, он глубокий, но там света нет. Когда мы бежали, волной от взрыва меня отбросило, и ударило о стоящий «Рафик» (микроавтобус). Хорошо, что у меня сына не было на руках. Сестра его уже спустила в подвал. В этом подвале нас собралось девять человек: бабушка, дедушка, вторая жена дедушки, двое детей, мой сын и сын двоюродного брата, моя подруга, двоюродная сестра. В подвале было темно, да и в панике мы не заметили, что бабушка с дедушкой ранены.
Когда все стихло, мы услышали голоса людей, это были соседи, которые начали сбегаться после взрывов. И тогда мы вышли. Пострадавших могло быть больше, если бы не Хасан (Хасан Юсупов, сын Мусы Юсупова. - ПЦ «Мемориал»), который, не поддаваясь панике, несмотря на взрывы, помог всем спускаться в подвал».