Байханов

14.11.2005

Около десяти часов утра в Старопромысловском районе г. Грозного вблизи остановка «Нефтянка» неизвестные вооруженные люди в масках остановили маршрутное такси № 4, с которого сняли двух молодых человек, один из которых был увезен в неизвестном направлении. Как было позже установлено похищенным оказался житель г. Грозный Исмаил Борщикович Байханов, 1975 г. р.
Неизвестные передвигались на двух легковых автомашинах (ВАЗ-21099 и ВАЗ-21010), объяснялись по-русски без акцента, были одеты в штатскую одежду и в камуфляжную форму, в масках масками.
13 января 2006 года Байханов Исмаил после почти двух месяцев заключения был освобожден. В данное время выехал за пределы РФ.
Со слов самого Исмаила Байханова о его похищении стало известно следующее (орфография сохранена):
«14 ноября около десяти часов утра на маршрутном такси № 4 я выехал из пос. Маяковский по направлению в центр г. Грозный. На остановке «Нефтянка» нас обогнали две легковые автомашины которые заставили водителя остановить машину. Я сидел с одним молодым парнем впереди, нас обоих вытащили, проверив документы, мне сказали: «Ты тот, кто нам нужен» натянув мне на голову куртку, так, чтобы я ничего не видел, меня затолкали в машину. Примерно через 15-20 минут пути, меня поместили в темный подвал. Зашли несколько человек в масках и стали бить ногами, затем за спиной скрутили мне руки наручниками, так, что руки онемели и опухли, прикрепив к мизинцам рук провода, стали бить током. Один крутил ручку аппарата, другие держали сверху, чтобы не дергался. Затем останавливались и задавали вопросы: «Где Басаев, Абдул-Халим?». Спрашивали про каких-то эмиров, о некоторых я даже не слышал. Я отвечал, что не знаю. Не удовлетворившись ответом, они стали бить меня током, прикрепляя провода в чувствительных местах: на языке, между глаз, и мочках ушей. Очень сильно били резиновой дубинкой, от боли после пыток я мог лежать только животе, не двигаясь, ибо любое движение причиняло адскую боль. Так продолжалось в течение нескольких дней. Я был не единственный, так как я слышал через стенку крики еще какого-то человека, которого били».
По истечении нескольких дней в камеру к Исмаилу зашел человек, который стал рассматривать его глаза, и щупать. Как Исмаилу объяснили военные, они ошиблись. По их убеждению задерживали человека по имени Шамиль (домашнее имя Исмаила - Шамиль), у которого вместо одного глаза был протез. Но, несмотря на ошибку, военные решили его не отпускать.
Рассказывает Исмаил Байханов:
«Хоть я и не знал того Шамиля которого они искали, но видел его в Грузии в 2000 г. На который день, я не знаю, ко мне зашел человек в маске, в руках он держал папку. Он стал задавать мне вопросы. Он сказал мне: «Мы, конечно, сильно ошиблись, но ты тоже из хороших, твои настоящие данные другие». Он спросил, чем я занимался в последние десять лет. По его уверенному тону, я понял, в папке у него находилось мое дело. Я стал рассказывать, у меня с памятью проблемы после автомобильной аварии, и что-то забывал упомянуть. Он так знал все хорошо, что даже поправлял меня, когда я ошибался. Он знал про то, что я жил в Панкиссии, помогал беженцам, раненным. Поправил меня даже когда я забыл упомянуть про случай, происшедший со мной в городе на блокпосту: тогда меня избили военные, за то, что не было городской прописки. Про это не знали даже мои родные, я скрыл от них, чтобы они не стали настаивать на моем отъезде. Примерно две недели я пробыл у этих людей. Почти каждый день в камеру заходили разные люди в масках, которые задавали мне разные вопросы, в основном про боевиков, про связи, некоторые били по настроению, называя «шайтаном». Иногда меня накрывали чем-то, чтобы я не видел допрашивающих. Я был у «федералов» это без сомнения, ни разу со мной не говорил человек с акцентом».
На третью неделю Исмаила перевезли в другое место. «Комната», в которую он был помещен, отапливалась печкой, два раза в день его кормили, никто не допрашивал, и не бил, так продолжалось несколько дней.
Рассказывает Исмаил Байханов:
«Я не понимал что происходит. Проходили дни, а меня не трогали. Как-то в один день, ко мне в камеру зашел какой-то командир (это было видно по его уверенному поведению). Он тоже задавал много вопросов, но это выглядело как общение. Он рассказал мне, что он тоже в первую и во вторую войну участвовал в боевых действиях. Также он много слышал про меня. По его словам, я помог его брату и матери в Грузии, за что меня благодарил, но я, к сожалению, не помнил их.
Он сказал, что мне надо немного потерпеть, если нужно, он пригласит врача для меня. Я отказался, однако попросил некоторые лекарства, мне их принесли».
Неизвестный военный сказал Исмаилу, что о нем наслышаны в силовых структурах, но так как он не участвовал в убийствах чеченцев, его оставили в живых. Именно поэтому они заступились и забрали его у «федералов». Также военный предложил Исмаилу, вступить в их ряды, и тогда он сможет его быстро вызволить.
Рассказывает Исмаил Байханов:
«Этот человек не любил тех кто убивает чеченцев, он сказал: «Если бы ты участвовал в убийствах чеченцев, то у тебя не было бы шансов даже сесть в тюрьму». Когда он предложил мне пойти к ним на работу, я отказался, объяснив тем, что я давно не держал в руках оружие, и не смогу стрелять в людей. Тогда он сказал, что нужно будет много времени, чтобы вытащить меня».
13 января 2006 года неизвестные освободили Исмаила. Его привезли в центр города, вернули ему телефон, попросили «быть на связи», посоветовали не передвигаться без сопровождающих, но желательно вообще не выходить из дома, как только представиться возможность ему вернут документы.
По прошествии нескольких дней неизвестные действительно вернули Исмаилу паспорт. Опасаясь повторного задержания, и в страхе за свою жизнь Исмаил Байханов вместе с семьей покинул пределы республики и РФ.


Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани.