Ингушетия, конец 2005 года: взрывы, похищения, «спецоперации»

21.12.2005

Казалось, что всё это закончилось в Ингушетии шесть лет назад - похищения людей, которых увозили в соседнюю республику, перестреливаясь с местными милиционерами, и взрывы, направленные против местных правоохранительных органов. До 1999 года главной угрозой безопасности в республике было криминальное давление из Чечни. Но уже в самом начале второй чеченской войны, Ингушетия казалась «зоной безопасности», куда устремились беженцы из зоны вооружённого конфликта. Относительная безопасность в Ингушетии сохранялась ещё пару лет, когда в Чечне прошли последовательно периоды активных боевых действий и массированных «зачисток», и начались «исчезновения» людей в ходе «адресных мероприятий». Однако в последующие годы зона вооружённого конфликта в полной мере распространилась и на Ингушетию - об этом «Мемориал» писал в докладе «Конвейер насилия», опубликованном в июле этого года.
К сожалению, и в конце 2005 года события в Ингушетии развиваются в том же направлении. Гремят взрывы, проходят «адресные мероприятия», людей похищают, они «исчезают», а потом обнаруживаются в сопредельных республиках.
Жители республики по-прежнему находятся между террором и «контртеррором».
Так, 1 декабря 2005 года около 21:00 в Назрани было совершено покушение на заместителя начальника Назрановского ГОВД подполковника милиции Али Яндиева. 3 декабря около 17:15 в Назрани бы обстрелян автомобиль "Мерседес" капитана милиции Аслана Тутаева, который получил тяжелые ранения в грудь и голову. В ночь на 8 декабря взрыв мощного устройства с готовыми убойными элементами произошёл во дворе частного дома в центре Назрани.
Но методы, применяемые силовыми структурами, также подчас незаконны и неизбирательны, причём порою от этого также страдают и сотрудники правоохранительных органов. Так, похищенный 30 ноября 2005 года в здании кадията Ингушетии Руслан Цечоев был вывезен в Северную Осетию. 7 декабря в Чечню был вывезен Али Костоев. В тот же день 7 декабря в станице Орджоникидзевской в ходе «адресного мероприятия» в кафе «Меридиан» были убиты двое боевиков, а хозяйка кафе, Золотхан Хильдихароева, была серьёзно ранена.
*****
«Спецоперация» в кадияте и задержание Руслана Цечоева.
30 ноября 2005 года
около 11:00 утра из помещения кадията республики Ингушетия, расположенного в центре г. Назрань, неподалёку от центральной мечети, были похищены четыре жителя Ингушетии: Цечоев Муслим Багаудинович (1980 г.р.), Цечоев Руслан Багаудинович (1982 г.р.), Цечоев Магомед Махмедгиреевич (1991 г.р.), все трое проживают в селе Алхасты, ул. Советская 21, и Хашиев Юсуп Уматгиреевич (1969 г.р.), проживает в станице Орджоникидзевская, ул. Мичурина 29.
Кадият (официальное название - «духовный центр разрешения гражданских споров») - традиционный для ингушей институт, исстари существующий орган, состоящий из религиозных авторитетов и служащий для разрешения споров в соответствии с нормами обычного права.
В помещении кадията в этот день находилось примерно двадцать пять человек, среди которых был депутат народного собрания Республики Ингушетия Магомет-Сали Аушев.
Около 11 утра здание кадията было окружено вооруженными представителями российских силовых структур в масках, подъехавшими на нескольких автомашинах с тонированными стеклами и без номеров. Вооружённые люди заставили выйти на улицу всех, находившихся в здании. Здесь на них направили оружие и приказали поднять руки за голову. Всех тщательно обыскали и проверили документы, после чего молодых людей отвели в сторону, надели на них наручники и поставили лицом к стенке. После этого были тщательно обысканы две автомашины, «ВАЗ-2109» Юсупа Хашиева и «ВАЗ-2110» Муслима Цечоева.
В ходе досмотра машины Муслима Цечоева было обнаружено одноствольное охотничье ружьё, на которое имелись документы - разрешение и регистрация от МВД РИ. Больше ничего в машинах обнаружено не было. Не объясняя своих действий, вооруженные люди отделили четверых - Муслима Цечоева, Руслана Цечоева, Магомеда Цечоева и Юсупа Хашиева. «Силовики» насильно усадили их в одну из своих машин и уехали. Родственники попытались узнать, куда их увозят, им ответили - в Магас. «Силовики» забрали с собой уже досмотренные ими машины Хашиева и Цечоева.
Весь день родственники ничего не знали о судьбе похищенных. Они сразу же написали заявление в милицию по факту их похищения. После полуночи трое из четверых похищенных вернулись домой. С их слов стало известно, что их доставили в РУБОП г. Владикавказа. Там каждого по отдельности заводили в комнату, где на столе лежали шило, плоскогубцы, ножовки и молотки. Указывая на эти предметы молодых людей спрашивали: «Ну, с чего начнём?» (то есть: «Чем вас пытать?») «Выбирайте сами». После этого в течение нескольких часов их жестоко били и пытали. В это время им показывали фотографии каких-то людей, требовали их опознать, спрашивали о боевиках, которые им известны. Все время их били - молотком по ногам, дубинкой по почкам, - и пытали электрошоком.
Где-то ближе к полуночи сотрудники Владикавказского РУБОПа неожиданно решили повторно обыскать одну из уведённых ими машин - «ВАЗ-2109». Как говорилось выше, первый тщательный обыск в дневное время результатов не дал, но при повторном обыске во дворе РУБОПа в машине были обнаружены пистолет и граната. После этого Юсупа Хашиева, Муслима Цечоева и несовершеннолетнего Магомеда Цечоева отпустили, а Руслана Цечоева оставили в РУБОПе.
С освобождаемых перед тем, как их отпустить взяли, расписки в том, что, во-первых, у них нет претензий к тем, кто их задерживал, и, во-вторых, что в их отношении не применялись никакие незаконные методы и средства. Молодые люди также были вынуждены подписать протоколы допросов без предварительного ознакомления с ними.
На следующий день после освобождения Цечоевы и Хашиев написали заявления в прокуратуру по факту незаконного их задержания и применения физического насилия, и обратились в республиканскую больницу с просьбой зафиксировать следы пыток и побоев. Однако там врачи потребовали направление из бюро судмедэкспертизы, которое было получено с большим трудом. Проведенный после этого медицинский осмотр подтвердил факт пыток и избиений, однако уролог и невропатолог вообще отказались осматривать молодых людей, сославшись на чрезмерную занятость.
1 ноября родственники Руслана Цечоева наняли адвоката Руслана Евлоева, который после встречи с подзащитным выяснил, что к нему в ходе допроса применяли физическую силу, и написал жалобу на действия следствия.
По состоянию на 16 декабря 2005 года Руслан Цечоев содержится в СИЗО г. Владикавказ и числится за следственной группой Генеральной прокуратуры по Северному Кавказу возглавляемой следователем Криворотовым. Решением суда Цечоеву была избрана мера пресечения: содержание под стражей в течение 30 суток.
Руслану Цечоеву предъявляют обвинения по статье 209 (бандитизм).

*****
Задержание и вывоз в Чечню Али Костоева
7 декабря 2005 года
, примерно в 15:00, между с.с. Нижние Ачалуки и Новый Редант Малгобекского района, сотрудниками неустановленного силового ведомства, приехавшими из Чечни, похищен житель села Нижние Ачалуки Костоев Али Сулейманович, 1963 г.р., проживающий по ул. Совхозная ,12.
В этот день Костоев вместе с женой повёз больного ребёнка в ЦРБ г. Назрань на обследования к врачу. Не застав врача, они зашли в гости к родственникам. В это время на мобильный телефон Костоева позвонил его знакомый, чеченец и попросил Али встретиться с ним. Костоев предложил встретиться у себя дома и тут же выехал вместе с семьёй в Н. Ачалуки. Знакомого дома не оказалась. Али высадил жену и ребёнка. Созвонившись со знакомым чеченцем, Костоев поехал к нему навстречу в сторону с. Н. Редант. Они встретились за селом возле здания УПК. Чеченец подсел в машину к Костоеву. Через несколько минут машина была блокировано большой группой вооружённых людей одетых в чёрную военную форму. Они подъехали на двух белых микроавтобусах «Газель» и а\м «ВАЗ-21099». Случайные очевидцы позднее рассказали родственникам Костоева о обстоятельствах его похищения. Военные при блокировании машины прострелили переднее колесо. Чеченец сидевший в машине бросился бежать, но был задержан. Костоева, не предпринявшего попытки к бегству, так же вытащили из машины и забрали с собой. На большой скорости эскорт с похитителями направился в сторону Чечни. Проезжая пост ДПС «Орша-47», они не подчинились требованию сотрудников милиции и не остановились. Сотрудников следующего ингушского поста - «Орша-46», -расположенного на автодороге Малгобек-Грозный возле села Аки-Юрт, предупредили, что в их сторону проследовала колона автомобилей с подозрительными людьми. Милиционеры перекрыли дорогу шлагбаумом.
В 15:30 к посту подъехали 2 «Газели» один «ВАЗ-21099» с вооружёнными людьми. В это время перед шлагбаумом стоял «КамАЗ». Машины с неизвестными остановились. Из «девятки» вышел человек в гражданской одежде и в офицерской каракулевой папахе. Он приказал водителю «КамАЗа» убрать машину с дороги. Сотрудник ДПС подошёл к нему и потребовал зарегистрироваться на посту. Неизвестный показал милиционеру папку, в которой якобы имелись соответствующие предписания, позволяющие проезжать беспрепятственно, но никаких документов не предъявил. Милиционер сказал, что без регистрации они не проедут. Неизвестный отвечал, что проедет в любом случае, и приказал одному из своих подчинённых открыть шлагбаум. Постовой милиционер, дежуривший у шлагбаума, ему воспрепятствовал. Неизвестный в штатском, - видимо, старший, - приказал: «Занять позиции!». Из «Газелей» выскочили десятка три вооружённых людей и, рассредоточившись, взяли ингушских милиционеров на прицел. Три ингушских милиционера дежуривших, возле шлагбаума также привели оружие в боевую готовность. Пришельцы вновь попытались открыть шлагбаум. Завязалась потасовка, сопровождавшаяся беспорядочной стрельбой. В результате ингушские милиционеры, получив значительные телесные повреждения, были отброшены от шлагбаума. Неизвестные сели в машины и, сбив шлагбаум, на большой скорости скрылись на территории Чечни. Три сотрудника ДПС - Белхароев, Гетагазов и Даскиев, с различными телесными повреждениями были госпитализированы ЦРБ №1 г. Малгобек.
На место происшествия выехали сотрудники МВД РИ и прокуратуры г. Малгобек. С места происшествия было изъято 10 гильз калибра 7,62 мм, 9 гильз калибра 5,45 мм, пуля калибра 8 мм и корпус часов «Rolex». Прокуратурой г. Малгобек заведено уголовное дело.
8 декабря брату Али Костоева Магомеду, позвонил человек, который представился адвокатом Али. Он сообщил, что Али находится в грозненском линейном управлении МВД на транспорте (ЛУВД г. Грозный). Ему предъявлено обвинение по статье 228 ч.3 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, изготовление и сбыт наркотических веществ).
******
Спецоперация в станице Орджоникидзевская, ранение Золотхан Хильдихароевой
7 декабря
примерно в 17.30 в ст. Орджоникидзевская неподалёку от автовокзала, в кафе «Меридиан» сотрудниками неустановленного силового ведомства была проведена «спецоперация», в ходе которой были убиты уроженцы с. Самашки, Саид-Хасан Мусостов (1977 г.р.) и Тамерлан Байсангуров (1972 г.р.). Пресс-служба МВД РИ сообщила, что они были участниками «незаконных вооружённых формирований».
Со слова очевидцев, с наступлением сумерек кафе «Меридиан» (ул. Суворова 2б) было блокировано большой группой «силовиков» в масках, говоривших по-русски без акцента, подъехавших на двух микроавтобусах «Газель», одном УАЗ-452 «таблетка», и других автомобилях. Предположительно, это были сотрудники спецподразделения ФСБ.
Домовладение, к которому примыкает кафе, также блокировали, входе спецоперации «силовики» одновременно проникли и в кафе, и туда. Угрожая оружием, всех мужчин в доме вывели во двор и уложили на землю лицом вниз.
В кафе военные открыли шквальный огонь без предупреждения - похоже, они знали, в какой из кабинок кафе находятся нужные им люди, и стреляли в основном в эту сторону. По неподтверждённой информации, незадолго до начал операции из кафе вышел человек, который пришёл туда вместе с Мусостовым и Байсангуровым.
Кроме Мусостова и Байсангурова, в кафе находилась хозяйка, Хильдихароева Золотхан, 1964 г.р., официантка и повариха. «Силовики» приказали женщинам лечь на пол, но всё равно при стрельбе они заведомо могли пострадать случайные люди, - тем более, что в самом начале «спецоперации» в кафе был отключён свет. Хильдихароева получила серьёзное ранение - пуля раздробила ей коленную чашечку. После того, как стрельба прекратилась, военные приказали всем, кто находился в кафе, выти на улицу. Хильдихароева по понятной причине сделать это не могла, а повариху и официантку, после того как они вышли с поднятыми руками на улицу, отвели в соседнее помещение и допросили. После допроса женщин отпустили. Проверив документы, отпустили и мужчин, находившихся в доме, прилегающем к кафе.
Мусостов и Байсангуров были убиты. По окончанию операции к месту боя подъехали ингушские милиционеры, которые и отвезли раненую Хильдихароеву в больницу. На месте боя сотрудники спецподразделения вели видеосъемку, а по окончании операции забрали трупы Мусостова и Байсангурова и отвезли их в морг. Через два дня родственники смогли забрать тела Мусостова и Байсангурова для погребения.
*****



Копия заявления прокурору РСО - Алания Бигулову А.А. от Цечоева Руслана

30 ноября 2005 года я задержан по подозрению в преступлении по статье 209 УК РФ и со 2 декабря содержусь с СИЗО г Владикавказа.
С 30ноября меня систематически избивают и пытают работники УБОП, требуют признаться в преступлении, которое я не совершал.
У меня отбиты почки, все внутренние органы. От побоев я оглох. Медицинской помощи мне не оказывается.
8 декабря меня около 11 часов вывезли из СИЗО, привезли в УБОП и до 19 часов систематически избивали, требовали сказать, куда я заложил фугас, с кем и где я был в лесу. Также требовали на допросе в присутствии адвоката сказать, что я в автомашине перевозил пистолет и гранату «лимонку». Говорили, что у меня в автомашине нашли пистолет и гранату. Не выдержав пыток, я сказал им, что перевозил пистолет и гранату.
Уши мне зажимали зажимами и пытали током, били дубинками, книгой по голове. Мне говорили, что если я кому-нибудь скажу об этих пытках, то они меня убьют.
Прошу Вас оградить меня от побоев и пыток.
Настоящее заявление передаю через своего адвоката, так как незнаю как его передать. Я опасаюсь, что если передам его через СИЗО, у меня его не примут.
9.12.2005
Цечоев Р.Б.