Член семьи заявителя в Европейский суд по правам человека Мехти Мухаев незаконно задержан и подвергается пыткам

23.01.2006

Преследования жителей села Зумсой продолжаются

В принятой Европейским Парламентом 20 января 2006 года «Резолюции по Чечне после выборов и гражданскому обществу в России» была выражена озабоченность неспособностью европейских структур повлиять «на продолжающиеся серьезные нарушения прав человека в Чеченской Республике, несмотря на то, что эти нарушения, по-прежнему, масштабны с обеих сторон в атмосфере почти полной безнаказанности» и подчеркивается, что «особое внимание необходимо уделять расследованию преступлений против правозащитников, юристов, прокуроров, судей и заявителей в Европейский Суд по правам человека и членов их семей».

Между тем, месяц назад, в ночь на 30 декабря 2005 года, был незаконно задержан Мехти Мухаев, дела член семьи заявителей в Европейский суд по правам человека. До настоящего времени он подвергается пыткам с целью фабрикации уголовного дела. «Мемориал» просит международные организации внимательно следить за этим делом и способствовать тому, чтобы расследование выдвинутых в отношении Мухаева обвинений проходило в рамках норм российского законодательства и международного права.
Ниже излагаются обстоятельства этого дела.

В течение 2005 года «Мемориал» внимательно следил за развитием ситуации в высокогорном селе Зумсой Итум-Калинского района Чеченской Республики.
15-16 января 2005 года по селу Зумсой были нанесены ракетно-бомбовые удары. Затем в селе был высажен вертолётный десант. Военные разграбили дома местных жителей и незаконно задержали четырёх человек Ваху Мухаева, Шахрана Насипова, Магомед-Эмина Ибишева и подростка Атаби Мухаева, 16 лет, сына Мухаева Вахи. Задержанных погрузили в вертолеты и увезли, обещая вечером отпустить. Однако все четверо исчезли - по состоянию на 23 января 2006 года их местонахождение не установлено.
Неоднократные письменные заявления родственников с требованием возбудить уголовное дело по факту похищения людей остались без ответа.
На запрос председателя Совета Правозащитного центра «Мемориал» О.П.Орлова Военная прокуратура РФ ответила, что факт проведения российскими военнослужащими спецоперации в селе Зумсой не установлен, но привела справку, из которой следует, что все задержанные, включая несовершеннолетнего Атаби Мухаева -активные пособники или участники незаконных вооружённых формирований, и «могут находиться в составе бандформирований Д. Умарова и Т. Газиева и скрываться от преследования со стороны федеральных сил».
Заместитель руководителя ВОГО и П (1) В.В.Кошелев в совеем ответе на запрос вообще утверждал, что подчинённые ему подразделения в период с 14 по 17 января 2005 года специальные мероприятия на территории Итум-Калинского района не планировали и не проводили.
Однако в январе 2005 года действия федеральных сил в районе Зумсоя имели место и координировались на уровне командования Объединённой группировки войск: как ответили на запрос «Мемориала» из Итум-Калинского РОВД, «В период с 13.01.05. по 18.01.05 на территории Итум-Калинского района спецподразделениями федеральных сил совместно с военными военной комендатуры Итум-Калинского района в горно-лесистой местности в районах населённых пунктов Зумсой-Бугарой проводились спецмероприятия без участия сотрудников ВОВД и ОВД Итум-Калинского района.
17.01.05 г. за номером 5/32 за подписью и. о. зам. начальника МОБ МВД ЧР майора милиции С.-Э. Н. Сугаипова нами была получена шифротелеграмма в которой указано о выделении личного состава для продолжения проведения спецмероприятий и адресных проверок во исполнение распоряжения командующего ОГВ (с) за номером 517 от 15.01.2005. Личный состав ОВД и ВОВД Итум-Калинского района на проведении спецмероприятий был задействован начиная только лишь с 17.01.05 по 23.01.05, а до этого с 13.01. сотрудников ОВД и ВОВД ЧР вообще не допускали до тех населённых пунктов, где проводили специальные мероприятия»
(2).
В августе 2005 года родственники похищенных при правовой поддержке ПЦ «Мемориал» направили жалобу в ЕСПЧ. Жалоба была зарегистрирована и будет рассмотрена в приоритетном порядке согласно статье 41.
В конце января и феврале 2005 года в селе Зумсой были проведены еще две спецоперации, в ходе которых разграблена школа, осквернена мечеть и забиты несколько десятков голов скота. При этом военнослужащие оскорбляли местных жителей и советовали им покинуть село, так как им все равно не дадут здесь жить спокойно.
4 июля неизвестными в масках был убит глава администрации села Абдул-Азим Янгульбаев, открыто требовавший расследовать похищения и обеспечить безопасность односельчанам.
В результате в конце июля 2005 года все жители села были вынуждены покинуть родные места, опасаясь за свою безопасность.
И вот теперь репрессиям подвергается семья одного из жителей села Зумсой, обратившихся в Страсбургский суд.
****
В ночь с 29 на 30 декабря 2005 года, около 1:00 пополуночи был незаконно задержан и увезен в неизвестном направлении Мухаев Мехти Махмудович, 1958 года рождения.
Он был задержан в доме своего двоюродного брата Ильяса Агашева по адресу пос. Гикало Грозненского (сельского) района, ул. Садовая д. 22. Мехти приехал сюда перед праздником Курбан-Байрам, чтобы продать свою скотину, которую не мог больше содержать из-за отсутствия кормов.
Около часа ночи к дому Агашева подъехали две автомашины марки УАЗ. В дом ворвались «силовики» неустановленной принадлежности в камуфляжной форме и в масках. Наставив автомат на Агашева, они спросили: «Где Мехти?», и стали обыскивать комнаты. Обнаружив Мехти, они стащили его с постели, уложили на пол лицом вниз, затем, надев наручники, в нижнем белье босиком вывели на улицу и увезли в неизвестном направлении.
На второй день, 31 декабря, родственники по неофициальным каналам установили, что той же ночью Мухаев был доставлен в Урус-Мартановский район, где по надуманному предлогу судья Урус-Мартановского районного суда назначил ему административный арест на 15 суток «за мелкое хулиганство».
После этого задержанного увезли в Итум-Калинский РОВД, где он содержался в течение суток, а затем был передан в райотдел ФСБ Шатойского района. Родственники обращались в органы прокуратуры, однако там им ответили, что не знают о задержании Мухаева. 16 января прокурор сообщил родственникам, что 11 января в 13.00 Мехти «переведен в центральную прокуратуру г. Грозного».
Однако 17 января сотрудники ПЦ «Мемориал» выяснили, что 13 января Мухаев был передан в ОРБ-2 (Оперативно-розыскного бюро Северо-Кавказского оперативного управления Главного управления МВД России в Южном федеральном округе; в помещении ОРБ-2 в противоречии с законодательством РФ содержат задержанных и арестованных граждан) по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 209 УК РФ (участие в банде). Вечером того же дня председатель правления ПЦ «Мемориал», член Экспертного совета по правам человека при президенте РФ Олег Орлов дозвонился до ОРБ-2, где дежурный подтвердил пребывание там Мухаева, и сообщил, что тот «подозревается в убийстве». 18 января Мухаева перевели в СИЗО, а 20 января к нему получил доступ адвокат (сотрудник ПЦ «Мемориал»). Выяснилось, что официально задержание Мехти Мухаева было оформлено только с 13 января 2006 г., в то время как насильно увезен из дома он был в ночь с 29 на 30 декабря 2005 г., а до этого Мухаев содержался в РОВД Шатойского района якобы в связи с совершенным им административным нарушением.
Мухаев сообщил адвокату следующее (перевод с чеченского ПЦ «Мемориал»):

После задержания меня привезли в Итум-Калинский РОВД, а утром перевезли в город, завели в помещение, там был мужчина очень солидной внешности, который меня спросил «Ты выпил?». Я ответил «Я не пьющий», после чего меня ни о чем не спрашивали, опять посадили в машину и …. я был увезен в Шатойский РОВД . 11 дней я содержался там. Все 11 дней в Шатое меня избивали, показывали фото и спрашивали, знакомы ли мне эти люди. Я отвечал, что не знаю, так как не знал их. У меня была опухшая голова, они запугивали меня, наставляли оружие и нажимали на курок, все внутренности у меня болели, я не мог дышать, но не давал показания, так как мне нечего было сказать.
Через 11 дней меня перевезли в Грозный в ОРБ-2, в течение трех суток меня пытали током, избивали, я был в нижнем белье без обуви, на голове была шапка, обмотанная скотчем, я лежал ничком вниз, руки в наручниках, ноги вытянуты назад в разные стороны. Спрашивали, знаю ли я этих людей, я отвечал, что нет. Затем меня стали бить дубинкой по голове, ребрам по почкам, я не мог дышать, повторял, что я не знаю, и потерял сознание. Сокамерники рассказали мне, что без сознания я пролежал сутки, что опера приносили мне лекарства и клали в рот, смотрели, дышу ли я, затем привели ко мне врача. Врач смазывал мне лицо и тело мазью, так как я был сильно опухший.
Затем меня привели к следователю, на его вопросы я отвечал, что не знаю. После этого они увели меня и снова пытали, угрожали, без конца повторяли, что я пропаду без вести. Они говорили, что за мной приехали федералы, что они хотят меня забрать на Ханкалу, и тогда я пропаду без вести. Потом в комнату вошли русские, и те, кто пытали меня, сказали им «Подождите еще чуть-чуть», а потом мне: «Ты должен сказать хоть что-то, они заберут тебя, и ты никогда не вернешься домой, пожалей свою старую мать, она умрет, если ты пропадешь, и своих детей пожалей». Я подумал, мать и правда не выдержит, если еще и я пропаду, может быть лучше отсидеть, чем исчезнуть сказать им что-нибудь, и тогда я сказал, что ко мне в дом врывались неизвестные люди с оружием, потребовали еду, поели и ушли. Тогда они меня спросили «Кто это?» Я ответил, что не знаю. На фото я узнал тех людей, которых знают в народе.
По дороге к следователю опера говорили мне, чтобы я говорил ему то, что сказал им. Я это сделал, и следователь спросил, почему я меняю показания. Я ничего не ответил. В ОРБ я провел 9 дней, 18-го января меня перевели в СИЗО-1. Врачи меня осмотрели, все записано в карте».

Как следует из материалов дела, Мухаева задержали по показаниям некоего Гамаева, который указал на Мухаева как на участника его вооруженной группы. Адвокат «Мемориала» присутствовал на одном из допросов Гамаева и утверждает, что от избиений и пыток Гамаев самостоятельно не мог стоять на ногах. 19 января Гамаева поместили в одну камеру с Мухавым. Мухаев утверждает, что Гамаев плачет и просит у него прощения за то, что оговорил его под пытками. Брат Гамаева встречался с родственниками Мухаева и извинялся за то, что его брата под пытками заставили оговорить невинного человека. Обвинения Мухаеву еще не предъявлены, и как следователь заявил адвокату, следственные действия начнутся через неделю. Адвокат опасается, что в этот период к Мухаеву могут быть снова применены недозволенные методы воздействия. Примечательно, что в разговоре следователь прокуратуры обвинил сотрудников «Мемориала» в том, что «Мемориал» оказывают помощь «неблагонадежным элементам».

Из биографии Мехти Мухаева:

В начале 1990 годов проживавшие в селе Зумсой братья Мухаевы, как и многие жители горный районов Чечни, поддерживали политику Джохара Дудаева, участвовали в митингах в поддержку сепаратистов. 30 марта 2000 года, когда федеральные силы вошли в село Зумсой, сотрудники силовых структур РФ убили брата Мехти Мухаева, главу администрации с. Зумсой, Мухаева Сулумбека, 1962 г.р. После этого, опасаясь за свои жизни, братья Мухаевы ушли из села и некоторое время жили в лесу в отряде боевиков. По словам односельчан, при первой возможности братья покинули отряд и прошли процедуру амнистии. Мехти Мухаев имеет соответствующую справку об амнистии. Он занимается животноводством. Со слов односельчан, все последующие годы онв противоправных действиях не участвовал, жил дома, на виду у всех. После событий января 2005 года, когда были похищены четверо жителей села Зумсой, в том числе его брат и племянник, Мехти и его брат Салях остались единственными молодыми мужчинами в Зумсое, так как им просто некуда было переехать. После исхода жителей из Зумсоя те из них, у кого были родственники в других населенных пунктах, постарались освоиться на равнине, а четыре семьи, в том числе Мухаевы, остались зимовать в селе Ушкалой, в девяти километрах от Зумсоя, надеясь, что весной им все-таки разрешат вернуться в родное село.
Арест и пытки Мехти Мухаева односельчане рассматривают как давление на семью, решившуюся направить жалобу в Страсбургский суд по правам человека.

Правозащитный центр «Мемориал» обращает внимание международных организаций на противоправные действия в отношении Мехти Мухаева, и просит их направлять запросы в прокуратуру Чеченской Республики с требованием срочно провести прокурорскую проверку и наказать виновных в нарушении процессуального законодательства и применении пыток, чтобы предотвратить фабрикацию уголовного дела.

Факс прокуратуры ЧР: +7 (8712) 22 31 44
По всем вопросам можно обращаться в ПЦ «Мемориал» в г. Назрань +7 8732 22 23 49


Примечание:
1. ВОГО и П - Временная оперативная группа органов и подразделений.
2. Ответ и. о. начальника отдела внутренних дел Итум-Калинского района старшего лейтенанта милиции М. С. Каримова председателю Комитета правительства ЧР по обеспечению конституционных прав граждан РФ, проживающих на территории ЧР, Н. Ф. Нухаджиеву (копия - Управление уголовного розыска МВД ЧР), исх. № 29/65 от 22 марта 2005 года.