Андрей Солдатов, Ирина Бороган: Все дороги ведут в Нальчик.

03.07.2006

Андрей Солдатов, Ирина Бороган: Все дороги ведут в Нальчик.


Из Кабардино-Балкарии можно взорвать ситуацию на всем Северном Кавказе. В «Аль-Каиде» это уже поняли, в спецслужбах — еще нет.
продолжаем расследование трагических событий в Нальчике 13 октября 2005 года, когда полторы сотни местных жителей, называвших себя последователями чистого ислама, с оружием в руках атаковали силовые структуры. 92
ападавших были убиты и 65 арестованы, после чего в республике восстановилось внешнее спокойствие. Мечети, в которых молились братья из кабардино-балкарского джамаата, закрыты, тела погибших по-прежнему не выдают родственникам. В пр
ыдущем материале мы писали, что Шамиль Басаев, который руководил нападением с горы Малая Кизиловка, покинул Нальчик, так и не выдвинув свой отряд на помощь гибнущим кабардинцам. И Анзор Астемиров, один из руководителей джамаата, осуществлявший тактическое руководство операцией, ушел из города вместе с ним. Два других духовных лидера, Муса Мукожев и Расул Кудаев, исчезли из республики задолго до атаки. Сегодня джамаат остался без руководства, а к горечи понесенных потерь добавилась обида на Басаева и Астемирова. Община
оследователей «истинного» ислама полуразгромлена, но не уничтожена, и ясно, что такая ситуация не может длиться вечно. Возникает вопрос: в какую сторону пойдут оставшиеся члены джамаата, какие формы сопротивления изберут те, кто не смирился? Вариантов немного: уход в политическую оппозицию или продолжение джихада путем диверсионной войны, как в Дагестане. Есть еще и третий путь, самый крайний — участие в глобальном джихаде. В ходе р
следования мы получили информацию о том, что после атаки 13 октября Кабардино-Балкария заинтересовала «Аль-Каиду». В январе этого года в ходе одной из спецопераций был убит боевик, на теле которого сотрудники спецслужб обнаружили аудиопленку. Запись, по всей видимости, представляла для погибшего большую ценность, поскольку он не расставался с ней, как с талисманом. Пленка оказалась посланием одного из лидеров джамаата Расула Кудаева погибшему другу. Кудаев, ко
рый еще в 2004 году уехал в Иорданию продолжать исламское образование, рассказывает другу о своих контактах с представителями «Аль-Каиды». По словам Кудаева, в Иордании на него вышли серьезные люди, которые проявляют интерес к Кабардино-Балкарии и «собираются открыть здесь новое направление». Что это за направление, становится ясно, когда Кудаев описывает теракты, к которым приложили руку его знакомые. Речь идет об очень крупном террористическом акте — подрыве смертника в Ираке, из-за которого эта страна даже на несколько месяцев разорвала дипломатические отношения с Иорданией. Ответственность за подрыв взял недавно уничтоженный американцами Абу Мусаб аз-Заркави — глава сети «Аль-Каиды» в Ираке. Послание ше
а
асул Кудаев выр
в интеллигентной семье. Отец-историк погиб, когда Расул был маленьким, а его мать и сейчас работает на местном радио, где ведет передачи о кабардинском народе и традициях. С 7-го класса Расул посещал лекции иорданских богословов, которые в конце 80-х развернули активную деятельность в Нальчике. В 90-е Кудаев продолжил исламское образование в университете в Эр-Риаде. На обучение в Саудовскую Аравию вместе с ним отправился и Анзор Астемиров, с которым Кудаев дружил с детства. Вернувшись в Кабардино-Балкарию, Расул Кудаев решил посвятить себя карьере богослова. В джамаате он прослыл главным знатоком ислама и получил уважительное прозвище Шейх. После захвата школ
в Беслане, когда в Кабардино-Балкарии стали закрываться мечети, Астемиров и Кудаев решили уехать из страны. Но Астемирову отказались выдать загранпаспорт, и в результате он оказался у Басаева. Расулу Кудаеву повезло — отправился продолжать образование в Иорданию. Как пояснили его знакомые, он выбрал Амман, поскольку диаспора на месте обещала помощь. Потом, насколько известно, Кудаев перебрался в Турцию и жил поначалу в Стамбуле, пока не переехал в Кайсары — город, где проживает большая кабардинская община. Судя по содержанию н
денной аудиозаписи, она сделана еще в Стамбуле, через несколько месяцев после событий 13 октября. Кудаев долго обсуждает необходимость джихада, одобряя его, при этом он осуждает поведение Астемирова, так и сказал: «Пусть Анзора теперь духи кормят». Затем долго рассуждает о шахидизме, а потом переходит к главному. Будучи человеком с бол
им количеством контактов в исламских университетах Иордании, Саудовской Аравии и Египта, он привлек к себе внимание «братьев» совсем другого масштаба. Вот небольшой отрывок из этой записи (Кудаев говорит по-русски, поскольку, будучи по отцу балкарцем, плохо знает кабардинский): — …Одна серьезная вообще
чень тема была. Но я не хотел ее доносить до тебя, не хотел раскручивать, пока не проверю до конца. Но пока их проверял, пока мы с ними телились где-то полгода, их снесли, короче, в Сирии. Стычка произошла, они пять «мусоров» завалили… Они тоже до конца свои карты не раскрывали, но, видимо, каналы у них конкретно были. Короче, они слишком круто начали, а потом я так круто разговор не вытянул, а про себя подумал: сначала проверю их на начальном и среднем уровне. Они там чуть ли еще не до
го, как вы объявляли, они еще до этого момента, когда я только-только еще приехал в Иорданию, вышел на них, они чуть ли не были готовы открывать новое направление. Именно у нас открывать джихад, короче, именно у нас почему-то, в Кабардино-Балкарии. Я потом прощупал их, пообщались, в доверие вошли, они работали, короче, по направлению Ирака, четко и хорошо работали. И через них какие-то движения были — четко туда и обратно. И я тоже скоординировал через них… А потом что-то их канал стал
едлительней, чем другие, которые там были наши, иорданские там, через черкесов иорданских конкретно. Там братья конкретно пахали, я тебе говорю, как они работали вначале — туда-обратно мотались, как на это, как на подготовку, как на охоту ездили. Поехал, пару танков американских подорвал, вернулся. Там был один черкес, магазин ф
ктовый держит, борода такая, до пупка, короче, поехал, отстрелялся, вернулся, овощи-фрукты продает. Заработал, потом другой поехал. Потом их поднажали, сильно поджали в Иордании, черкесов многих снесли, там переполнены тоже тюряги ихние, там сильно пошел молодой этот вонючка Абдулла (имеется в виду король Абдалла II. — Прим. Авторов), еврей настоящий… А потом палево произошло, когда
ижайший друг, но это долго рассказывать, он, короче, одну операцию произвел, снес разом 150, залетел в один пункт, сборный, где мунафиков собирали. И около 450 раненых, короче. Один он, это мой ближайший друг. Я с первых дней в Иордании с ним, Раид Банна. На этом фоне, короче, дипломатические отношения разорвали между Иорданией и Ираком, потом восстановили, то, се. Потом у меня основные проблемы из-за этого пошли. А потом, когда я вернулся в Сирию, я обратно на них вышел, и они говорят: вот у нас толпа в Йемене сидит, толпа готовая, снаряженная там, всех видов специалисты, и по танкам, и по этим, по снарядам, и по противосамолетным, и они хотели в нашу сторону почему-то. Я им говорю: «А почему сюда? Вот И
к, чего сюда, чего не в Палестину?». Они: «Нет, мы хотим туда, мы хотим новое направление открыть». А я их в чем прощупал: «Давай, говорю, для начала, раз такое дело, хоть какие-то финансы. А потом, говорю, как минимум, раз вы такие, у вас все готово, ну давайте отправьте такого шито-крыто очкарика непаленого туда, в Москву, типа на учебу или по каким делам. Там он встретится, поговорит на месте, потом поближе съездит, в Минводы, Пятигорск, с ним поговорят, встретятся». Ну и пока все это обсуждение, пока встречи были, они тоже во всемирном розыске оказались потом». Как нам удалось установить, теракт,
торый упоминает Кудаев, произошел в иракском городе Хилла 28 февраля 2005 года. В этот день 32-летний иорданец Раид Мансур аль-Банна подъехал на автомобиле к пункту сбора кандидатов в полицию и взорвался. Там действительно погибли около 150 человек. Семья аль-Банны, узнав о гибели сына, провела так называемую свадьбу смертника — обряд, которым отмечают попадание шахида в рай, где наградой ему будут 72 гурии. Это возмутило иракцев, и они на некоторое время разорвали дипломатические отношения с Иорданией. Судьба Раида аль-Банны, который был р
е
иком Кудаева, нетипична для человека, решившего стать смертником. Ведь за несколько лет до этого аль-Банна жил и работал в Лос-Анджелесе и, как рассказывали его друзья американским газетам, не проявлял никакой религиозности, а, напротив, был всеобщим любимцем и считался плейбоем. В 2002 году у него кончилась виза, и он вернулся домой, но не нашел на родине работы и летом 2003 года пытался опять попасть в Америку. Но в аэропорту Чикаго иммиграционный офицер аннулировал его визу. После этого он обратился к исламу. Ответственность за организацию теракта в Х
ле взял на себя ныне покойный Абу Мусаб аз-Заркави — глава иракской сети «Аль-Каиды». Похоже, что именно этот человек и послал своих эмиссаров к Кудаеву, чтобы оценить, какой путь выберет для себя кабардино-балкарский джамаат. Однако широкого выбора нет. Слабое звено У молодых мусульман уже был ша

ать политичес
й силой, но они им не воспользовались. Прежний президент КБР Валерий Коков, правивший с 1
2 года, давил всякую оппозицию. Как во многих других кавказских республиках, в начале 90-х оппозиция в Кабардино-Балкарии выросла на дрожжах национализма. Прийдя к власти, Коков сразу разгромил национальное движение, считая его главной угрозой своему режиму. При этом он недооценил опасность с другого фланга — со стороны оппозиции духовной. Молодые люди, направленные в начале 90-х на учебу в
абские страны местным Духовным управлением мусульман (ДУМ), вернулись ярыми противниками своих прежних наставников. Постепенно превращаясь во все более серьезную силу, молодые мусульмане оставались вещью в себе, и политическая оппозиция Кокову их волновала в последнюю очередь. Руслан Нахушев (Бывший офицер спецслужб, похищенный пр
загадочных обстоятельствах почти сразу после событий 13 октября. — Ред.), будучи вполне светским человеком, был первым, кто оценил потенциал молодых мусульман, который можно будет использовать в политике. Он создал Институт исламских исследований, нанял на работу лидеров кабардино-балкарского джамаата и сразу стал самым известным оппозиционером в КБР. Ему стали помогать даже бывшие лидеры национальных движений: в качестве правозащитников защищать молодых мусульман от репрессий силовиков. Однако джамаат обладал собственным пониманием того, как
до вести борьбу в республике, и молодые мусульмане взяли в руки оружие. Ключевую роль в переводе джамаата на военные рельсы сыграл
торой человек в общине — Анзор Астемиров. Психологически объяснимо, почему Астемиров подался к Басаеву. Род Астемировых считается в республике аристократическим: кабардинское село Верхний Акбаш раньше называлось Астемирово. При советской власти его семью репрессировали и выслали. На родину Астемировы смогли вернуться только спустя десятилетия. Кроме того, отец Анзора всю жизнь интересовался исламом, и мальчик с детства читал Коран на арабском, учился в Саудовской Аравии. Поэтому претензии у парня были большие, но ему постоянно приходилось держаться на вторых ролях: джамаат КБР возглавлял Муса Мукожев, а в Институте исламских исследований ему досталась только должность заместителя директора. Он оказался тем самым слабым звеном, которое вычислил и испо
зовал Басаев. В январе 2005 года после гибели лидера джамаата «Ярмук» Муслим
Аттаева Астемиров взял себе его исламское имя — Сейфуллах. Вместе с новым именем он получил возможность удовлетворить свои амбиции: Басаев назначил его эмиром кабардино-балкарского сектора Кавказского фронта ЧРИ. Кстати, «Ярмук» прославился на весь мир стараниями генералов МВД
которые обвинили его в организации нападения 13 октября, хотя джамаат «Ярмук» был небольшой группировкой балкарцев, а вовсе не кабардинцев и никак себя не проявил после гибели Аттоева и его соратников, убитых силовиками в ходе штурма квартиры в Нальчике. А генералы просто зачитали то, что им передали республиканские спецслужбы. Это только лишний раз подтверждает, что никакой грамотной оперативной работы в КБР не велось, а последние пять лет местные милиционеры ограничились лишь составлением «списков ваххабитов» и оскорбительными рейдами по мечетям. Нападение на Нальчик планировал не «Ярмук», а Басаев, его заместит
ь ингуш Иллес Горчханов и потомок кабардинского дворянского рода Анзор Астемиров. Сегодня джамаат ищет куда податься. Политическая оппозиция и раньше
привлекала этих людей, а после нападения дорога в политику вообще закрыта. Путь, по которому призывает пойти Астемиров, — вести диверсионную войну в республике, судя по всему, большинство не привлекает. Весной это понял и сам Астемиров. На «Кавказцентре» стали появляться о
о за другим письма Сейфуллаха (три только за май), в которых он упрекает кабардинцев в бездействии, преступном для мусульманина. Эти призывы пока не слишком успешны. За восемь месяцев после 13 октября в республике не было ни одного теракта, а все схроны, которые находят спецслужбы, были сделаны еще до нападения. Однако сам по себе джамаат остается достаточно серьезной силой. Во враж
бном окружении
Последние годы джамаат Кабардино-Балкарии находил

конфликте не только с Ду
вным управлением мусульман республики, но и с традиционными мусульманами, все больше превращаясь в замкнутую группу единомышленников. Отторжение происходило постепенно, как, например, в поселке Залукокоаже, располо
нном в 60 километрах от Нальчика, 14 жителей которого приняли участие в нападении 13 октября (девять из них погибли и пятеро арестованы). В конце 90-х здесь среди приверженцев «чистого» ислама появились активные лидеры, которые смогли привлечь молодых людей и организовать группу верующих, противопоставившую себя мнению большинства. Житель поселка Иржиб Шогенов не испытывает ненависти к участникам штурма, хотя бое
ки застрелили его двоюродного брата-милиционера. «Я знал погибших, и мне очень жаль, что все так получилось. Где-то года четыре назад они стали выделяться среди других мусульман, посещавших мечеть. Я часто с ними спорил, потому что они не уважали старших и признавали только свои авторитеты, могли даже старику в мечети сказать: ты что как еврей сидишь, убери ноги. Особенно дерзко они стали себя вести после того, как наш мулла Азраил Бжахов умер, — были уверены, что только они знают, как надо правильно молиться. В общем, дошло до того, что молодые стали молиться в своем углу, отдельно от других, и ни с кем не общались. Потом их стали забирать в милицию, там нагоняли страху, что всех отправят в Сибирь, как в 37-м году, издевались. Я сам против боевых действий, но считаю, что власть виновата в случившемся, потому что занимается только взятками и воровством. В селе тоже многие жалеют, что погибли молодые люди. А мечеть сейчас закрыта», — рассказывает Иржиб. Эмиром джамаата (т. е. главой общины) Зольского района, где расположено село Залукок
же, считался 30-летний Гиса Афаунов, который погиб при штурме здания МВД. В Исламский институт Афаунов пришел, уже окончив Пятигорскую фармацевтическую академию, он также изучал богословие в обществе «Минарет» Мусы Мукожева. В конце 90-х стал проповедовать «истинный» ислам и вскоре привлек своего младшего брата Руслана, а затем и других молодых односельчан, образовав группу из 30 человек. Те, кто общался с Афауновым, говорят, что он умел убеждать и хорошо знал арабский язык. Между тем жесткие репрессивные меры со стороны правоохранительных органов после нападе
я 13 октября не вызвали притока новых людей в джамааты или роста их поддержки среди населения. Последователи «чистого» ислама оказались еще в большей изоляции: к ним пришли только родственники погибших. А обособленная группа людей, существующая во враждебном окружении, способна на самые радикальные действия. А судя по аудиописьму Расула Кудаева, ситуацию в джамаате сейчас внимательно отслеживают
е только на Кавказе, но и далеко за пределами России. Как раз там, где сегодня решается, где открывать новый фронт глобального джихада. Зачем «Аль-Каиде» Кабардино-Балкария У «Аль-Каиды» должны быть очень веские причины, чтоб
п
дпочесть маленькую Кабардино-Балкарию
ечне или Дагестану. Скорее всего, в «Аль-Каиде» просто поняли то, что пока не понимают в наших спецслужбах: через местный джамаат можно взорвать ситуацию не только в республике, а практически на всем Северном Кавказе, если использовать связи внутри адыгов, которые расселены от Черного моря до Каспия. Тем более что адыгское братство существует не только на словах. Однажды, в начале 90-х, Кабардин
Балкария уже объединила вокруг себя адыгов в рамках Конфедерации горских народов Кавказа. Эта конфедерация поддерживала все сепаратистские движения на Кавказе — от абхазов до чеченцев, располагая собственными вооруженными силами в лице, например, батальона того же Шамиля Басаева. К 1993 году под прямым давлением Валерия Кокова конфедерация развалилась, но после смерти президен
КБР национальные адыгские движения вновь оживились. В январе этого года в Абхазии был создан Союз ветеранов конфедерации, который возглавил ее бывший президент Юрий Шанибов. Как пояснил авторам Шанибов, цель организации — объединить не только участников боевых действий, но и тех, кто оказывал им помощь, что существенно расширяет базу движения. У союза уже есть отделения в Адыгее, Абхазии, Карачаево-Черкесии и Дагестане. В мае сменилось руководство главной организации адыгской диаспоры — Международной черкесской ассоциа
и. А в июне в Нальчике был основан Кабардинский конгресс, который возглавил все тот же Юрий Шанибов. Адыгскую тему уже начали поднимать на сайтах чеченских сепаратистов, где появился видеоклип о событиях
Нальчике на адыгском языке. В поясняющем тексте утверждается: «После событий в Нальчике 13 октября 2005 года даже самые отъявленные скептики поняли, что адыги (кабардинцы, черкесы, шапсуги, адыгейцы) не будут стоять в стороне от джихада на Кавказе. Адыгские моджахеды сражались вместе со своими братьями-чеченцами еще в первую войну. Мало кому известно, что первые 15 кабардинцев, студентов одного из исламских институтов в Саудовской Аравии, бросили учебу и приехали на помощь к мусульманам в Грозный в декабре 1994 года. Почти все они стали шахидами». Справка «Новой» Адыги — общее наименование группы родственных племён Северного Кавказа. Адыги населяют
б
дино-Балкарию (к
ардинцы), Карачаево-Черкесию (черкесы), Адыгею (адыгейцы и бжедухи), Дагестан (абадзехи), Краснодарский край (шапсуги). Кроме того, абхазы являются народом, родственным адыгам. После кавказской войны адыги расселились по всему Ближнему и Среднему Востоку, где их называют черкесами. Крупнейшая диаспора в Турции (150 тыс. человек), Иордании (25 тыс. человек), Иране (15 тыс. человек), Ираке (5 тыс. человек). Главная организация диаспоры — Международная черкесская ассоциация, которую сначала возглавлял депутат Госдумы Заурби Нахушев, а сейчас Касболат Дзамихов — оба кабардинцы. У кабардинцев особые отношения с Турцией и Иорданией. Кстати, глава иракской сети «Аль-Каиды» Абу Мусаб аз-Заркави прекрасно знал возможности и размеры черкесской
а
оры. Он сам родился в Иордании, и его прозвище происходит от города Зарка, где, между прочим, живут чеченцы. А идея использовать диаспору как горизонтальную структуру, имеющую опорные точки в разных странах, привлекательна сама по себе — так проще перебрасывать группы людей, оружие, налаживать обмен информацией. Тем более что это можно делать, не ставя верхушку диаспоры, лояльной к властям Иордании, в известность. В июне аз-Заркави погиб, однако кто знает, откажется ли от его планов сменивший его иракец аль-Багдади. А пока «Ал
Каида» впервые в истории захватила и казнила наших дипломатов, выдвинув политические требования. Фактически это первая операция, проведенная «Аль-Каидой» непосредственно против России. Плацдарм в Абхазии Конечно же, мы не знаем, каковы сейчас планы эмиссаров, которые разведывали обстановку в Кабарди
-
лкарии через Расула
удаева. Ограничились ли они этим общением или ищут другие пути проникновения в республику? Бросили они эту затею после смерти аз-Заркави или, наоборот, как раз сейчас прорабатывают маршруты переправки террористов? Но есть подтверждения того, что адыгские связи работают. Сейчас в розыске находятся 24 участника нападения на Нальчик. В т
ой маленькой республике сложно скрыться, поэтому главный вопрос — куда они бежали? По данным наших источников, пятеро из них — Валерий Этезов, Ахмадия Малкаров, Рустам Мамеев, Хаким Жангуразов и Залим Техажев — проживают в Абхазии. Еще несколько человек из списка разыскиваемых появляются в Абхазии периодически. Кстати, Абхазия стала убежищем для многих еще до нападения на Нальчик. Насколько известно, Заурбек Кушхов, старший группы «Д
», погибший в поселке Ландыш, был объявлен в федеральный розыск летом 2004 года за участие в нападении на силовые структуры Ингушетии. Насколько известно, все это время он скрывался в Абхазии и даже имел паспорт на другое имя с регистрацией в Сухуми. А еще двое погибших участников нападения 13 октября — Анзор Чочев и Вячеслав Шогемов — принимали участие в грузино-абхазской войне. Готовы ли члены джамаата принять варягов из «Аль-Каиды»? Этот вариант исключить нельзя. По крайней мере дважды эти люди согла
л
ь изменить свою жизнь под влиянием внешних сил, находящихся за пределами республики, — в начале 90-х приняв ислам от арабских учителей, а в 2005-м — военную помощь от Басаева. Те, кто не готов сдаться, стоят перед альтернативой — идти к Астемирову, то есть к чеченцам, или принять участие в глобальном джих
е. Оба варианта предполагают подчиненную роль. Но есть разница: быть на побегушках у Басаева или поучаствовать в настоящей «большой игре» — третьей мировой войне против кяфиров.



Новая газета