Оксана Козак. Правозащитник Виссарион Асеев (Беслан). «Путин был заинтересован

04.09.2006

Оксана Козак. Правозащитник Виссарион Асеев (Беслан). «Путин был заинтересован в гибели заложников: через десять дней после трагедии, он объявляет о выстраивании вертикали власти в Российской Федерации. Поэтому очевидно, что, в результате, выиграл именно он и российская авторитарная система власти…»


Сегодня в Республике Северная Осетия – день поминовения жертв бесланской трагедии. Два года назад, в первый день учебного года, группа террористов захватила школу: в заложниках оказались около тысячи человек. Дети, пришедшие на праздник знаний, родители, бабушки-дедушки, учителя…


Сегодня же родственники погибших при взрывах детей выдвигают весьма серьезное и аргументированное обвинение Кремлю и президенту Путину лично: именно их они называют главными виновниками гибели детей. По мнению Виссариона Асеева, детей не удалось спасти потому, что и цель такая не ставилась.


Путину нужна была «маленькая победоносная война», повод, чтобы закрутить гайки в стране до упора. Не зря сразу после бесланских событий появился указ президента об укреплении вертикали российской власти…


Виссарион, как вы оцениваете расследование причин трагедии в Беслане? В частности, достаточно много было сказано о том, что заложники погибли по вине штаба, что их можно было спасти…


Знаете, я даже не знаю, с чего начать… Но надо понимать, что то, что удалось провести открытый судебный процесс – это беспрецедентно. Благодаря тому, что был захвачен один живой террорист (Нурпаша Кулаев – ред.) и общественность принимала участие в процессе, стало возможным хотя бы приблизиться к пониманию того, что же на самом деле происходило в эти три дня, обратиться к истокам происходящего… Откуда и как эти террористы могли прийти в Беслан, кто им помогал? Как произошли эти взрывы? Попытаться ответить на основной вопрос, который задавали все бесланцы – кто виноват в гибели наших детей? На суде на многие из этих вопросов удалось ответить. Хотя без ответа остался, в принципе, основной вопрос: кто конкретно виноват?


Насколько известно, что основное обвинение выдвигалось властям…


Все эти обвинения возникали в ходе процесса, это не просто эмоции убитых горем людей. Все это базировалось на свидетельских показаниях. Ведь какая версия была в самом начале? Пришли террористы, взорвали ползала и всех поубивали. А в ходе судебного процесса вопросы уже были по-другому поставлены.


В частности, утверждалось, что вся вина ложится на спецслужбы, которые «сделали для террористов все, что смогли»… Конкретные имена виновных были названы?


Конечно. Были названы и люди из республиканского руководства: звучали имена и Андреева (Валерий Андреев до 13 сентября 2004 года возглавлял УФСБ по республике Северная Осетия- Алания), и руководителей МВД. Были обвинения в адрес бывшего президента республики Александра Дзасохова. Но основное обвинение было предъявлено господину Путину, благодаря чьей концепции «мочить террористов в сортирах» переговоры с террористами в Беслане не велись, и цель освободить заложников не ставилась и не стояла. Может быть, как второстепенная такая цель и была, но она не была главной.


Вы хотите сказать, что жизнь тысячи детей и учителей была второстепенной целью?


Главным для них было уничтожение террористов – любой ценой. Все это, опять таки, не голословные обвинения, есть документы, подтверждающие это. То, что переговоры не велись о многом говорит. Есть запрос депутата Госдумы Савельева, в котором на основании экспертиз и суто технических данных, без всяческих политических заявлений, он доказывает, что первые взрывы на самом деле были не случайны, а спровоцированы сотрудниками спецслужб.


Как вы расцениваете утверждение о том, что нити терактов на Северном Кавказе, в частности, в Беслане, ведут за границу, в страны Ближнего Востока, откуда поступали финансирование, оружие и пр.?


Наверное, то, что происходило в Беслане нужно разделять на несколько этапов. С одной стороны – как пришли эти террористы и какова их цель. А по поводу событий 1-3 сентября надо говорить о том, что было сделано для спасения заложников. Первой частью вопроса должна заниматься ФСБ, прокуратура. Но основное, что интересует жителей Беслана и лично меня, почему не было предпринято все для спасения наших соседей и близких. Для меня это главное. И свидетельские показания позволяют сделать однозначный вывод: после 3 сентября больше всех был заинтересован именно в таком исходе ситуации только президент России.


Вы напрямую обвиняете президента Путина в гибели сотен детей?


Да, он был заинтересован в гибели заложников. Вот посмотрите: 13 сентября, через десять дней после трагедии, он объявляет о выстраивании вертикали власти в Российской Федерации. Это такой адекватный ответ терроризму получается! Поэтому очевидно, что больше всех, в результате, выиграл именно господин Путин и российская бюрократическая система власти, авторитарная система… Известно, кстати, что изначально террористы готовились захватить какое-то административное здание в республике, но произошла утечка информации, поэтому они решили захватить школу. После активизации Масхадова и приезда Аушева было понятно, что они собирались начать освобождение заложников. После этого и произошли эти якобы случайные взрывы. То, что Аушеву удалось вывести хотя бы группу детей говорит о том, что говорить с террористами было возможно и возможно было спасти людей. Но такой цели у российского правительства не было.


Была ли какая-то реакция Кремля и Владимира Путина лично на акции протеста и письма общественной организации «Матери Беслана»?


На самом деле все эти события в Беслане имели эффект разорвавшейся бомбы. То, что доклад о произошедшем в Беслане опасен для власти, говорит тот факт, что весь его тираж, отпечатанный в виде брошюры, был арестован прямо в аеропорту и объявлен экстремистской литературой – это произошло вчера. Только после давления пострадавших – «Голоса Беслана» и «Матерей Беслана», удалось этот тираж отбить. Это только маленький пример того, что у нас происходит: информационная блокада – полнейшая! Нужно показывать только плохих террористов, хороших «альфовцев» - и все!..


Пострадавшие получают какую-то помощь из центра?


Люди, чтобы хоть как-то подлечится, вынуждены практически с шапкой ходить и собирать деньги, чтобы отправить своих детей на лечение. Систематической помощи нет. Кто-то приедет, даст какую-то подачку – и все.


Эксперты говорят, что Москва на Кавказе ведет целенаправленную политику «разделяй и властвуй»…


Я не хотел бы говорить глобально обо всем Кавказе, но объясню происходящее на примере своей маленькой республики. Да, я согласен с этими экспертами. У нас в 92-м году был осетино-ингушский конфликт: было нападение ингушей на Осетию, его отбили, ингушей выселили на их территорию. И как-то потихоньку жизнь между нашими соседними народами наладилась, все нормализовалось: ингуши стали приезжать к нам, мы – к ним… Недавно у нас был совместный брак, когда осетинский парень женился на ингушской девушке. Это хорошая динамика, прогресс во взаимоотношениях соседних народов.


Но после Беслана эта старая рана открылась, и именно после этого господин Козак – полпред президента, начал активно заниматься ингушской проблемой. Ингушей стали возвращать на жительство в Осетию, строить дома, платить им компенсации, то есть всячески способствовать переселению ингушей и делать их, фактически, заложниками. Ведь во взаимоотношениях между нашими народами снова возникла напряженность, причем очень серьезная.


Эта напряженность естественна или подогревается извне?


Власть неоднократно подчеркивала, что среди боевиков в Беслане были ингуши, понимаете? Поэтому не доводя расследование до конца и не называя всех виновных этой трагедии, власть только способствует нарастанию этой напряженности и, фактически, провоцирует людей. То, что осетину, указывая на ингуша, непрямо говорят, что «он виноват в гибели твоего ребенка» и заставляют жить с ним в одной комнате – это провокация.


В Северной Осетии наблюдаются сепаратистские настроения, как, к примеру, в Чечне?


Развитию таких настроений на Кавказе очень способствует тот же Кремль. Когда бесланцам не говорят, кто виноват в том, что погибли их дети, и виновных не наказывают, естественно, будет развиваться сепаратизм. Ведь мы прекрасно знаем, кто виноват в нашей беде – Кремль.



ИА Регнум