Андрей Рискин. Повышение Рамзана. Партия власти сделала ставку на премьер-минис

05.12.2006

Андрей Рискин. Повышение Рамзана. Партия власти сделала ставку на премьер-министра Чечни. На завершившемся на днях в Екатеринбурге съезде "Единой России" ряды генерального совета партии власти пополнил председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров. Таким образом, чеченский премьер встал в один ряд со знаковыми фигурами российского истеблишмента.

На завершившемся на днях в Екатеринбурге съезде "Единой России" ряды генерального совета партии власти пополнил председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров. Таким образом, чеченский премьер встал в один ряд со знаковыми фигурами российского истеблишмента. Отсюда, как говорится, только один шаг до президиума генсовета, а там и до высшего совета партии. Примечательно, что главный оппонент Кадырова в борьбе за власть в Чечне президент республики Алу Алханов на съезд приглашен не был, хотя в столице Северного Урала появилось немало беспартийных чиновников общероссийского уровня.

За кандидатуру Кадырова проголосовало подавляющее большинство единороссов, имеющих право голоса при решении данного вопроса. На фоне заявлений о том, что победившая партия имеет право выдвигать своего кандидата в главы субъекта Федерации (апробация этой схемы ныне проходит в Адыгее), это означает только одно - партия власти не видит другого претендента в президенты Чечни, кроме Кадырова.

Есть, конечно же, действующий глава республики Алу Алханов. Но, похоже, его силы в отстаивании главного поста в республике окончательно иссякли. На днях "НГ" попыталась взять интервью у президента Чечни. Не получилось. Из объемного предварительного списка вопросов Алу Алханов, по словам его пресс-секретаря Саидмагомеда Исараева, решительно вычеркнул только три. О своих отношениях с Рамзаном Кадыровым, о заявлении сенатора от Чечни Умара Джабраилова о том, что "Алханов должен набраться мужества и уступить свой пост Кадырову", и, наконец, о так и не подписанном соглашении о разделении полномочий между федеральным Центром и республикой. "Президент, - подчеркнул в беседе с "НГ" Исараев, - предлагает лучше поговорить об амнистии боевикам".

Судя по всему, это как раз те самые три основные болевые точки в отношениях чеченской элиты между собой и с федеральным Центром. Но дело даже не в этом. Партия власти, столь откровенно поддержав Рамзана Кадырова, сыграла отнюдь не на стабилизацию ситуации в республике. То, что в Чечне наблюдается культ личности Рамзана, давно уже ни для кого не секрет. Достаточно вспомнить историю с портретами чеченского премьера на каждом заборе: после того как сам Кадыров потребовал их снять, возмутилась общественность республики. Портреты остались на месте. Впрочем, ни для кого не секрет и то, что любой культ заканчивается развенчиванием этой самой личности.

Своим выдвижением Рамзана Кадырова в верхушку отечественной политэлиты партия власти нарушает баланс сил в Чечне, который с таким трудом пытается выстроить федеральный Центр. А то, что набирающему мощь Кадырову обязательно нужен противовес, пусть даже и не слишком сильный, такой как Алханов, всем понятно. Кроме партии власти.

Заметим, что после заявления Умара Джабраилова глава Чечни практически ни разу не прокомментировал требование сенатора, им же назначенного. Не решился заменить его человеком более лояльным. Даже по столу кулаком, образно говоря, не стукнул.

Что касается договора о разграничении полномочий между Чечней и федеральным Центром, то отказ Алханова комментировать эту проблему совершенно понятен. Выбить из Центра преференции для республики ему не удалось. В отличие от премьер-министра Чечни, который разработал собственную программу развития республики на несколько лет вперед (и, судя по развитию событий, получил под эти планы финансирование из федерального бюджета) и даже инициировал нечто вроде военно-финансового аудита итогов двух последних чеченских войн (см. "НГ" от 17.11.06).

Конечно, можно было бы поговорить с Алу Алхановым об амнистии, если бы не одно но... Боевики в Чечне сдаются только в одном случае: под личные гарантии Рамзана Кадырова. То есть не президента республики как гаранта соблюдения Конституции Чечни, а под гарантии премьер-министра. И пусть порой массовое сложение оружия членами незаконных вооруженных формирований напоминает пиар-акции Кадырова, сути дела это не меняет.

Зато наглядно показывает, кто в Чечне хозяин, а кто, образно говоря, просто "хромая утка".


Независимая газета