20.02.2007

При въезде в г. Урус-Мартан сотрудниками неустановленных силовых структур были задержаны два жителя с. Гойское Урус-Мартановского района: Рамзан Ширваниевич Хасиев, 1976 г. р., проживающий по адресу: ул. Первомайская, 27, и его родственник, Шахид Султанович Ипаев (ул. Первомайская, 20).
Хасиев и Ипаев ехали на своей машине в г. Урус-Мартан. Когда они остановились заправить машину к ним подошли вооруженные люди в камуфляжной форме, чеченцы по национальности. Неизвестные скрутили им руки и надели наручники. Среди «силовиков», производивших задержание, Хасиев опознал сотрудника батальона ППС МВД ЧР Ису Ахмадова. Хасиева и Ипаева затолкали в а/м УАЗ и доставили в здание ОРБ-2 г. Урус-Мартан. Здесь их обыскали. При этом у Хасиева изъяли сотовый телефон, документы на машину, паспорт, удостоверение участника боевых действий, метрическое свидетельство сына и 500 рублей. Задержанных развели в разные комнаты, где стали допрашивать. По утверждению Хасиева, начальник ОРБ-2 Рукман Якубов, лично отдал приказ применить в отношении задержанных пытки. В ходе допроса у Ипаева спрашивали о том, чем занимается Рамзан Хасиев и склоняли Ипаева к тому, чтобы он оклеветал своего родственника в совершение противоправных действий. Шахида жестоко избивали и оскорбляли.
В другом кабинете шел допрос Хасиева. По словам Рамзана, его допрашивал сотрудник ОРБ С.-Х.Д. Муртазалиев, который сначала угрозами пытался заставить Хасиева оговориться себя, а затем стал избивать. Хасиева душили пакетом и пытали током до тех пор, пока он не потерял сознание. Он очнулся во дворе силового ведомства. Сотрудник ОРБ под руководством врача сделал ему искусственное дыхание, пытаясь привести в чувства. При этом полиэтиленовый мешок с головы не сняли (в пакете сделали отверстие). Тут же находился и начальник ОРБ Якубов. Когда Хасиев пришел в сознание, он заявил, что не может отпустить его «в таком состоянии». По его указанию Рамзана отвели в помещение на первом этаже, пытались напоить чаем, накормить, предлагали водку. Эти люди были вежливы, называли садистами тех, кто пытал Хасиева, однако по голосам Рамзан определил, что это были те же самые люди, которые участвовали в его допросе.
Хасиев находился в ОРБ-2 больше одиннадцати часов. Его освободил брат - сотрудник другой силовой структуры. Сразу после освобождения Хасиева отвезли в больницу г. Урус-Мартан, где врачи провели полное обследование. В результате было установлено, что у Хасиева сотрясение мозга, множественные кровоподтеки, ссадины туловища, верхних и нижних конечностей, ушиб правой поясничной области и поясничного отдела позвоночника.
Вместе с Хасиевым отпустили и Ипаева. Перед тем как его отпустить, к нему подошел Рукман Якубов и пригрозил новым задержанием, если он расскажет о том, как с ним обращались в ОРБ.
Рамзан Хасиев и пять его братьев с декабря 1999 года участвовали в «контртеррористической операции» на территории Чеченской Республики, являясь сотрудниками милиции и бойцами стрелковой роты при военной комендатуре Урус-Мартановского района. В июле 2004 года в г. Грозный неизвестными были убиты два брата Хасиевых, являвшихся в тот момент сотрудниками батальона «Запад». Рамзан Хасиев был начальником территориального пункта милиции, но впоследствии уволился по собственному желанию. Двое других его братьев продолжают служить в правоохранительных органах.
По факту применения пыток к Р. Хасиеву 5 марта 2007 года прокуратура Урус-Мартановского района возбудила уголовное дело № 17018 по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Для проведения предварительного расследования создана следственная группа из трех человек. В тот же день проведена судебно-медицинская экспертиза Р.Ш. Хасиева. Экспертиза подтвердил наличие на теле Хасиева множества ссадин и кровоподтеков туловища и конечностей, сотрясение головного мозга.
Следует отметить, что это первое уголовное дело, возбужденное в Урус-Мартановском районе по факту пыток сотрудниками силовых структур.
Из интервью с Рамзаном Хасиевым:
«…У въезда в город Урус-Мартан я и мой родственник, Шахид Ипаев, остановились, чтобы заправить нашу автомашину. Не успели мы заправиться, как к нам подошли вооруженные люди. Они потребовали, чтобы мы вышли из автомашины. Я спросил, на каком основании они требуют нас выйти из машины, и попросил предъявить у них документы. Тогда сотрудники силой вытащили меня из машины, закрутили за спину руки и надели наручники. Все это происходило при свидетелях, водителей автозаправщиков. Среди сотрудников, которые задерживали меня и моего родственника, я узнал сотрудника батальона ППС МВД ЧР Ису Ахмадова. Эти люди, силой затолкали нас в автомашину УАЗ и доставили в здание ОРБ-2 в г. Урус-Мартан. Там нас подняли на второй этаж и развели по разным комнатам.
Меня сразу начали обыскивать. При этом у меня изъяли сотовый телефон, документы на машину, паспорт, удостоверение участника боевых действий, метрическую моего сына и деньги в сумме 500 рублей. После этого начальник ОРБ-2 Рукман Якубов, дал своим сотрудникам указание надеть на меня дополнительные наручники на пальцы. Меня отвели в какую-то комнату. Я заметил, что полы в этой комнате были бетонные, частично застеленные линолеумом. Здесь ко мне подошел сотрудник ОРБ-2 С.-Х. Д. Муртазалиев. Он начал мне угрожать и требовать, чтобы я признался в каких-то преступлениях. Я сказал, что мне не о чем говорить, так как я преступления не совершал. После этого на меня сзади накинули на голову целлофановый пакет, а Муртазалиев в это время нанес мне по телу несколько ударов. Затем они завязали мне этот пакет на шее, надели на мои пальцы дополнительные наручники, сбили меня с ног и начали ногами избивать. После таких жестоких избиений меня приковали какому-то устройству, там же на полу, закрепили мои ноги, подсоединили хомуты с проводами и пытали электрическим током.
Я потерял сознание и очнулся во дворе оттого, что искусственным дыханием пытались привести в чувство. Справа от меня стоял врач, руководивший действиями сотрудников ОРБ-2. Чтобы я не задохнулся, провалившийся в гортань язык держал сотрудник ОРБ-2, которого я могу опознать. Здесь же находился сотрудник этого же бюро С.-Х.Д. Муртазалиев, заковывавший меня, угрожавший мне и избивавший меня. Я слышал, как начальник ОРБ-2 Рукман Якубов, сказал своим подчиненным, что они чуть не убили задержанного. На что те ответили, что они выполняли его же приказ.
Увидев, что ко мне вернулось сознание, Рукман Якубов сказал, что они не могут отпустить меня в таком состоянии. По его указанию меня отвели в помещение на первом этаже, пытались напоить чаем, накормить, предлагали водку. Эти люди были вежливы, называли садистами тех, кто пытали меня, однако по голосам я определил, что имею дело с одними и теми же людьми. Я находился в ОРБ-2 больше одиннадцати часов. Сразу после освобождения мой брат отвез меня в ЦРБ г. Урус-Мартан, где врачи провели полное обследование. В результате было установлено, что у меня сотрясение мозга, множественные кровоподтеки, ссадины туловища, верхних и нижних конечностей, ушиб правой поясничной области и поясничного отдела позвоночника
…».

Из интервью с Шахидом Ипаевым:
«…20 февраля 2007 года я со своим родственником выехал на машине в город Урус-Мартан с целью посетить ЦРБ (центральная районная больница) и авторынок. У въезда в город Урус-Мартан мы остановились возле бензозаправочной машины, чтобы заправиться. Как только мы заправились к нам подошли вооруженные люди в камуфляжной форме и потребовали, чтобы мы вышли из автомашины. Рамзан Хасиев попросил сотрудников силовых структур представиться и предъявить документы. Кроме того, потребовал объяснить, на каком основание они требуют выйти из машины. Но представители силовых структур не стали нам представляться и показывать документы. Они силой вытащили нас из машины, заковали в наручники, а затем засунули в «собачник» - в автомашину марки УАЗ. Нас отвезли в здание Урус-Мартановского ОРБ-2. По приезду в ОРБ-2 нас сразу же подняли на второй этаж и развели по разным комнатам. Как только я оказался в одном из кабинетов, меня сразу же поставили к стене. Сотрудники сразу начали меня допрашивать. В основном они у меня спрашивали про моего родственника, Рамзана Хасиева, и о его противоправной деятельности. В ходе допроса меня систематически били головой о стенку, избивали, а также наносили оскорбление и морально унижали. Таким образом пытки продолжались на протяжении одиннадцати часов, пока меня не освободили. Перед тем как меня освободить, ко мне подошел их начальник (имени я его не знаю) и стал мне угрожать. Он говорил мне, что если я расскажу, как со мной обращались в ОРБ-2, то он даст указание, вновь меня задержать и тогда со мной будут разговаривать по другому… ».

Дополнительная информация:
26 июля 2004 года
в пос. Катаяма Старопромысловского района г. Грозный убиты братья Хасиевы: Ризван Ширваниевич, 1967 г. р., и Имран Ширваниевич, 1971 г. р. Оба являлись бойцами спецбатальона «Запад» (командир - Сайд-Магомед Какиев).
По имеющейся информации, в 2.00 двое или трое неизвестных проникли в дом Хасиевых и убили спавших (при включенном телевизоре) в одной комнате братьев: в Ризвана было произведено несколько выстрелов из пистолета с глушителем, Имрану нанесли удары ножом, а потом добили из пистолета. Проснувшаяся от шума жена Ризвана (она и трое ее детей спали в другой комнате) вбежала в комнату, где происходили события, но была сбита с ног ударом по голове. Через некоторое время, придя в себя, она увидела мертвых мужа и деверя. Из дома пропала служебная папка с документами.
Спустя некоторое время эта папка была обнаружена на 36-ом участке Старопромысловского района Грозного при следующих обстоятельствах. Сотрудники милиции на посту остановили ехавшую на большой скорости легковую автомашину и потребовали у находившихся в салоне двоих мужчин предъявить документы. В ответ те выхватили оружие и открыли стрельбу, в результате которой двое постовых были убиты на месте. Неизвестные попытались скрыться, но ответным огнем были убиты.
При осмотре машины сотрудники милиции нашли папку с документами, принадлежащую Хасиевым. Приехав в пос. Катаяма, они узнали про убийство Ризвана и Имрана Хасиевых. Один из убийц братьев Хасиевых и милиционеров является жителем с. Побединское Грозненского (сельского) района, личность второго неизвестна.


Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани.
См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2004/07/m30417.htm