15.05.2007
Вайнахские народы Грузии: мнимое братство и угроза полной грузинизации.
ИА REGNUM
Вайнахские народы Грузии: этнополитический анализ
Бацбийцы
Бацбийцы (самоназвание "бацав", "бацбо-нах") или цова-тушины, как их называют грузины, являются одним из древних этносов, принадлежавших к народам нахской языковой группы. Испокон веков они проживали в горном регионе исторической Тушетии.
Бацбийцы являются частью вайнахского социума и представляют один из 135 тейпов. (1) До XVIII в., т.е. до времени выхода чеченского населения на равнину, эти союзы занимали горную часть исторической Чечни, которая именовалась Ичкерия. Они в основном переселялись отдельными тейпами. (2) Подобное произошло и с предками бацбийцев, которые начали переселяться еще с XI века по причине малоземелья и густонаселенности горных районов, а также из-за гонений со стороны аварцев. Хронологически этот процесс определить трудно, однако известно, что в Тушетии уже в XVI в. были известны Батцкие гребни, которые сопоставляются с областью поселения бацбийцев. Вполне возможно, что этот топоним имеет древнее происхождение, и горные вайнахские племена переселялись к своим сородичам. Сородичами вайнахских новых поселенцев были иные нахские общества, которые проживали неподалеку от древних Албанских Ворот Кавказа и часто попадали в поле зрения многих античных и средневековых путешественников, картографов и историков. Ареал обитания древних бацбийцев включал в себя основную часть исторической Тушетии, которая на сегодняшний день охватывает северную (горную) часть региона Мцхета-Мтианети и Ахметинский район региона Кахетия, ныне входящие в состав республики Грузия. В римских античных летописях бацбийцев называют "бубегенами", персидские же историки называют их "бибранами", в известном труде Анании Ширакаци (средневековый армянский географ) "Армянская география", бацбийцы отожествляются с "цховами" - одним из горных племен "Верхнего Кавказа". (3) В древний и средневековый период бацбийцы проживали в горной Тушетии (в южной Ичкерии), и лишь с XIII века из-за малоземелья начали постепенно мигрировать к югу, т.е. спускаться с гор в равнинные территории. Первоначально часть переселившихся бацбийцев проживала в Пирикительской Тушетии, затем они поселились в Цовскую Тушетию. Неподалеку от ареала обитания бацбийцев и их соплеменников чеченцев-кистинцев, на протяжении всей истории проживали картвелоязычные племена хевсуров, тушин и пшавов.
Пшавы и хевсуры являются субэтносами грузинского народа. Они православные, говорят на близких грузинскому языку картвельских наречиях, тогда как тушины являются смесью картвельских племен и вайнахов, обитающих в этих краях с древних времен. Тушины говорят также на картвельском диалекте, но в их языке имеется большой запас нахских слов. Традиции тушин практически не отличаются от вайнахских, также как по своим антропологическим меркам эта народность ближе к чеченцам и ингушам, чем к грузинам. Кроме того, некоторое количество тушин имеет цунтинское (цезское, т.е. аварское) происхождение. В советской историографии существовало мнение, что тушины в большинстве своем являются огрузинившимися бацбийцами и другими вайнахскими племенами, что и оправдывает их тесные связи, общность традиций и смешанный тип языка.
В средневековый период бацбийское население региона имело свое самоуправление до того момента, когда в XVI веке регион был захвачен грузинским кахетинским царством. Начиная с этого момента, грузинская церковь вела борьбу против горцев-мусульман региона и оставшихся язычников. Православизация, а в результате и грузинизация проводилась жестоко. Согласно российским и грузинским источникам, бацбийцы до 1820-1830 гг. проживали в 5 селениях, из которых 4 были расположены в долине Цовата (Цовская Тушетия). С XIX века по начало XX-го, ареал обитания бацбийцев сузился. Известно, что грузинское руководство в 1918-1921 гг. пыталось переселить некоторое количество бацбийцев Ахметинского района вглубь Кахетии. Активная грузинизация этого малочисленного народа началась после советизации республики. В 1940-х некоторое количество бацбийцев и кистинцев вместе с чечено-ингушами были высланы. Затем всех бацбийцев Ахметинского района компактно переселили в село Земо-Алвани, которое с востока непосредственно примыкает к райцентру Ахмета. В этом селе и в близлежащих населенных пунктах бацбийцы жили сразу после миграции из горной Тушетии. С началом советизации грузинское руководство начало заселять их компактно в одном селении. В конце 1950-х годов началась массовая грузинизация фамилий бацбийцев, в результате чего в материалах общенародной советской переписи населения на 1959 г. в селе Земо-Алвани насчитывалось 4.266 человек, преобладающее большинство которых было приписано к грузинам.
До 1970-80 гг. бацбийцы имели периодические, активные контакты с чеченцами-кистинцами и ингушами, но после частичного заселения в регионе грузин, бацбийцы, являясь географически оторванными от основной массы чеченцев-кистинцев, постепенно начали больше контактировать с грузинами. Связи с грузинским населением до сегодняшнего дня сохранились в основном на бытовом уровне. Участились случаи смешанных браков. Кроме того, с начала 1950-х в бацбийское село начали переселяться тушины и хевсуры. Через некоторое время, грузинское руководство региона, основываясь на переселении в Земо-Алвани грузиноязычного населения, построила грузинскую школу. В результате этого литературным языком бацбийцев стал грузинский. Не имея собственную письменность, на начальном этапе бацбийцы пытались позаимствовать чечено-ингушское письмо, однако из-за закулисной грузинской политики по отношению к некартвельским небольшим народам страны, проект был незаметно отложен. Необходимо отметить, что бацбийский язык из всех вайнахских языков больше близок к ингушскому. С научно-лингвистической точки зрения бацбийцы говорят на цовском наречии ингушского языка, которое занимает особое место в лексическом отношении и имеет статус отдельного языка. (4) В свое время выдающийся советский лингвист-востоковед А.Н. Генко в 1926 г. проводил записи и исследования языка бацбийцев, и даже тогда он заметил, что цовский диалект ингушского языка на котором говорят бацбийцы находится на грани полного исчезновения из-за давления местных грузинских властей. (5) Интересным фактом, кроме вышеуказанного является то, что А.Н. Генко в своих этнолингвистических исследованиях косвенно доказал, что Тушетия является исконной родиной вайнахских народов, называя ее древнейшим очагом чечено-ингушского бытия.
Бацбийцы в большинстве своем являются мусульманами-суннитами. Основная их часть под страхом физической расправы все же сохранила свою религию, однако известны случаи, когда бацбийцы все же меняли мусульманскую религию на грузинскую православную, что и ускорило ассимиляционные процессы. На сегодняшний день в райцентре Ахмета и в Тбилиси известны бацбийские семьи, которые исповедуют христианство и одновременно сохраняют свою национальную идентичность, однако, если смотреть на грузинизацию в общем плане, то в селении Земо-Алвани бацбийским языком в совершенстве по среднестатистическим данным владеет лишь пожилое население. Иными словами, бацбийцы, как отдельная общность вайнахских народов, полностью ассимилируется в течение 15-20 лет. Ускоряющим этот процесс явлением можно считать активное заселение Земо-Алвани грузиноязычным населением. На сегодняшний день бацбийцы в селе составляют уже 70%, вместо зарегистрированых в первые годы независимости Грузии 85%.
Религиозная ситуация также неспокойна. После миграции чеченцев в 1990-х гг. началось постепенное усиление ислама в Земо-Алвани. Несмотря на то, что в бацбийском селе чеченских беженцев практически нет, новый мулла единственной мечети в Земо-Алвани по происхождению чеченец. Этот факт явно раздражает местное грузинское руководство, которое изъявило желание построить православную церковь для верующих грузин Земо-Алвани. В экономическом плане, как представляют региональные и местные СМИ, бацбийское село является одним из самых развитых, чем и обуславливается активная миграция горных грузиноязычных племен в Земо-Алвани. Иными словами, развитием селения грузинское руководство одновременно способствует скорейшей грузинизации Ахметинского района.
В 2004 г. грузинское руководство спонсировало создание небольшого предприятия для производства молочных продуктов, а в первом квартале 2006 г. по проекту Всемирного банка
Если все будет развиваться соответствующим образом, в краткосрочной перспективе у бацбийцев Грузии не будет этнокультурного развития. При искусственном отделении этого вайнахского общества от остальной массы нахских общин, при минимализации любых отношений с родственными народностями Кавказа (кистинцами, чеченцами и ингушами), бацбийцы, как нахскоязычный тейп, имеющее самосознание исчезнет из этнографической карты региона уже в течение одного или двух десятилетий. Несмотря на то, что их численность по всей Грузии составляет до 2500 человек, лишь часть из них на сегодняшний день проживает в границах своего традиционного этнокультурного ареала, каким является село Земо-Алвани.
Вышеуказанное село представляет собой важный стратегический объект также с военной точки зрения. Оно является одним из самых больших селений Ахметинского района, расположенного прямо над райцентром с юга, а с севера - перед входом в Панкисское ущелье. Чеченцы-кистинцы и местные грузины единственное бацбийское село называют "воротами Панкисского ущелья" (8), что и объясняет особое внимание грузинских военно-политических структур по отношению к селу. В Земо-Алвани расположены командования грузинских полицейских, вооруженных отрядов и патрулей региона, кроме того, здесь действует пункт по регистрации чеченских беженцев. Учитывая активность ваххабитских боевиков Панкисского ущелья и межэтническое напряжение между местными грузинами и кистинцами, роль и значение села Земо-Алвани значительно возрастает.
Кистинцы
Кистинцы (или чеченцы-кистинцы) также являются потомками вайнахских народов, проживающих в исторической Тушетии, как и бацбийцы. Кистинцы являются неотъемлемой частью вайнахских тейпов. За последние десять с лишним лет из-за миграции беженцев из Чечни, взаимоотношения между вайнахми-чеченцами значительно активизировались. Основная часть беженцев, которые переселились в Панкисское ущелье, проживают в кистинских селениях. Есть мнение, что эти беженцы - потомки тех кистинцев, которые с начала XX века по весь советский период из-за участившихся набегов грузинских горных племен и грузинской закулисной политики выдавливания этнических меньшинств переселились в Чечню.
В грузинской историографии представлено, что чеченцы-кистинцы в Тушетии появились лишь в 1840-1870 гг., однако это не совсем так, дело в том, что до XIX века, когда сотни вайнахских семей из верховьев реки Чанты-Аргун под руководством религиозных лидеров Джаколо и Дуи переселялись на юг, в Панкисском ущелье уже проживало вайнахское население.
Армянский историк и географ Ананиа Ширакаци также упоминает это вайнахское общество под названием "кусты", проживающие вблизи Великих Ворот на склонах Кавказского хребта. Грузинская историография также упоминает о кистинцах с XIII века, называя их "кыштами".
В конце 1890-х чеченцы-кистинцы проживали в селах Омало, Дуиси, Джибахеви, Джоколо, Биркиани, Халацани (Шуа-Халацани), Зенамхари, Артана и в селе Ахмета. После попыток грузинских правителей распространить христианство своими способами, путем насилия, арестов и попыток выселить это вайнахское общество, часть из них приняло христианство и огрузинилось. Некоторые кистинцы покинули Панкисское ущелье и мигрировали в Чечню.
В советский период, основная часть кистинского населения из-за политики грузинских властей огрузинила окончания своих фамилий, а в 1944 г. разделила участь своих братьев по крови - чеченцев и ингушей, которые были частично депортированы в 1944 г. за антисоветскую деятельность и бандитизм в тылу Красной Армии
На сегодняшний день численность вайнахских народов по данным переписи населения Грузии 2002 г. составляет: 7.110 чеченцев-кистинцев, 1.271 (9) чеченцев-беженцев, 9 ингушей. Бацбийцы же включены в состав грузин, как и по советским переписям. Кистинцы проживают в селах Омало, Дуиси (бывшее Панкиси), Биркани, Шуа-Халацани, Земо-Халацани, Джибахеви и в Джоколо. В этих селах также проживают чеченские беженцы, но основная их часть расположена в селах, которые покинули осетины в 1992-1995 гг. (Думастури, Квемо-Халацани и Цинубани). В Дуиси население достигает до 3000 человек (75% кистинцы), в Омало проживает более 1000 жителей (75% кистинцы), в Джаколо - около 850 человек, в Биркани - более 1200 жителей, а также от 150 до 350 человек в других селениях. Кроме вышеуказанных сел, где проживают кистинцы и чеченские беженцы, на всей протяженности горной Тушетии и Панкисского ущелья разбросаны несколько небольших аулов, где проживают от 10 до 20 семей. В райцентре Ахмета централизованы в основном кистинцы-христиане, которые из-за неисчисляемых попыток ассимиляции практически полностью потеряли свое этнокультурное самосознание и называют себя грузинами, предки которых были кистинцами.
Чеченцам-кистинцам, как и другим вайнахским обществам, свойственен антагонизм по отношению к соседним народам, проживающим в долинах и низовьях. Рост антагонизма кистинцев по отношению к грузинам и к грузинскому руководству вырос с 1990-х гг., однако он имел место еще в XIX веке.
В советский период, особенно с 1950-х гг. Панкисское ущелье и весть Ахметовский район фактически был автономным от остального государства. С приобретением независимости и всплеска этнического национализма в Грузии, руководство страны попыталась взять регион под свой полный контроль. Известны вооруженные столкновения грузинских ополченцев Мхедриони с чеченцами-кистинцами в 1992-1994 гг., (10) в результате которых грузинские попытки вынудить кистинцев покинуть свою родину провалились.
В 1997 г. поднялась новая антигрузинская волна протестов в Панкиси, когда МВД страны попыталось основать в селе Дуиси полицейский участок и направить туда роту вооруженных полицейских из городов Гори и Телави. Старейшины кистинских селений пообещали противостоять грузинам с оружием в руках, зная, что полицейский участок в Дуиси, который является самым большим селом кистинцев, может стать подобием "Троянского коня" в удобный для руководства республики момент. Этот конфликт попытался замять Аслан Масхадов
В основном, имели место стычки между чеченцами-кистинцами и ваххабитами в 2002 и в 2003 гг., в результате которых, в частности, был жестоко избит главарь банды боевиков в Панкисском ущелье брат Руслана Гилаева
Основной национально-политической проблемой для вайнахских народностей Грузии является то, что руководство страны всячески пытается использовать их в войне против абхазского и осетинского народов. Иной национально-политической проблемой для чеченцев-кистинцев и чеченцев-беженцев, обосновавшихся в регионе, может являться резкая последовательность политики выдавливания негрузинских народов из региона путем разжигания межэтнического конфликта с одной и поднятием вопроса по скорейшему возвращению беженцев с другой стороны. Начиная с 2001 г. грузинские военные структуры периодически вербовали наемников из числа чеченских беженцев и чеченцев-кистинцев для их применения против Абхазии и Южной Осетии. Известны несколько случаев, когда кистинские старейшины требовали прекратить вербовку лиц из числа беженцев и местных чеченцев, одновременно обвиняя руководство Грузии в пособничестве террористам. Кистинские старейшины неоднократно заявляли, что официальный Тбилиси ведет закулисную политику по усилению антироссийских настроений в Панкисском ущелье и способствует усилению власти арабских эмиссаров (14), одновременно ущемляя права местного кистинского населения.
В свою очередь грузинские силовики до сих пор активно используют боевиков против абхазской и осетинской сторон. С середины 2003 г. грузинское военное ведомство начало спешно создавать полигоны и казармы для обучения грузинского спецназа и гвардейских частей. Одновременно в Панкиси начали направляться американские инструктора для подготовки так называемой "грузинской новой армии". Грузинское руководство, часто заявляя, что в Панкисском ущелье нет бандитов и террористов, с 2001 и 2002 гг. вдруг начало осуществлять антикриминальные и антитеррористические спецоперации в регионе (15). На логичный вопрос против кого осуществлялись эти спецоперации, если Тбилиси тщетно пыталась скрыть присутствие ваххабитских бандформирований в регионе, которых сама же поддерживала, есть один единственный ответ - против кистинских криминальных "авторитетов" и беженцев, которые не хотели и не хотят покидать регион.
В ноябре 2001 г. группа чеченцев-кистинцев похитила 4-х грузинских священнослужителей, которые, несмотря на сложную ситуацию, были направлены в Ахметовский регион (16) для проповедования православного христианства беженцам и кистинцам. Несколько ранее, кистинцы в кахетинском селе Агрохи украли двух коров и одну лошадь, в результате чего несколько десятков вооруженных грузин взяли в заложники 7 кистинцев (17). Этот инцидент мог бы привести к вооруженному столкновению между грузинами и кистинцами, когда после некоторых перестрелок заложники были освобождены.
С приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили
Основываясь на тактике выдавливания иных этнических элементов, грузинское руководство пытается преподнести чеченцев-кистинцев Панкисского ущелья "достойными гражданами Грузии". После значительного ухода ваххабитов, грузинские военные структуры на сегодняшний день периодически наводят ужас на местное население стрельбами, арестами, издевательством. Пытаясь создать невыносимые условия для спокойного проживания чеченцев-кистинцев, грузинское военное руководство устроило в Панкисском ущелье настоящий полигон, где права человека на граждан-кистинцев и беженцев практически не распространяются. Во время последней регистрации чеченских беженцев в 2005 г. множество кистинских семей также были взяты под учет, подобное частично произошло и в 2006 г. Стоновится ясно, что подобными действиями грузинское руководство поставило перед собой задачу как-то вытеснить местных кистинцев в Чечню. В этой связи необходимо отметить, что 2006-2007 гг. численность чеченцев-кистинцев выросла до 9000 человек, а число беженцев, по официальны данным, уменьшилось и составляет 1200-1300 человек. Исходя из того, что Панкисское ущелье по своим размерам составляет около 14-15 км. в длину и в 2,5 км в ширину, можно сделать вывод, что регион является очень густо населенным, тем более, если принять во внимание то, что действительное число чеченцев-беженцев может в 2-3 раза превышать грузинские официальные данные.
Итак, каковы причины подобной политики грузинского руководства по отношению к вайнахам? Очевидно то, что для Грузии, потерявшей Южную Осетию и Абхазию, согласно позиции нынешнего политического истеблишмента, кистинцы и чеченцы - потенциальная угроза нового отделения, особенно после ряда антигрузинских заявлений Рамзана Кадырова
Кроме телевизионных передач, грузинская сторона периодически организует встречи грузинской, ингушской и чеченской моложеди, во время которых пытается поддержать антиосетинские и антироссийские настроения.
В итоге, пропагандируя "грузинско-вайнахское братство", Тбилиси на своей территории с оружием в руках борется со "своими" вайнахами, у которых с грузинской точки зрения 2 пути: грузинизация, или же уход из земель своих предков.
В свою очередь Турция пытается использовать в своих целях вайнахский вопрос в общемусульманском контексте Грузии. Неопровержимым фактом этого является создание в июне 2006 г. мусульманской демократической партии Грузии, учредительный съезд, которой был организован 20 июня в турецком городе Эрзрум. В собрании участвовали представители всех мусульманских народов, в том числе и чеченцы-кистинцы.
(1) Народность, общество, название которого сформировалось на основе фамильного обозначения или проживаемой территории племенной общности.
(2) Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей.- СПБ.: Востоковедение, 2004 г. с. 33.
(3) Римские, армянские, персидские летописцы, историки и географы топоним "Кавказ" использовали лишь для обозначения горного хребта, отделяющий современный Южный Кавказ от Северного.
(4) http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-4981.htm
(5) Азиатский музей. Отчет о деятельности АН СССР за 1926 г., с.142.
(6) http://www.ivanovo-tender.ru/news.php?extend.454
(7) Там же.
(8) http://www.old.polit.ru/printable/502051.html
(9) В действительности же, численность чеченцев-беженцев Ахметинского района в 2002-2003 гг. достигал до 4000 человек (по данным журналистов и местного населения).
(10) Skakov A., On two sides of the border: Georgia and Chechnia, http://www.ca-c.org/journal/eng-02-2000/16.skakov.shtml
(11) Термин "джамаат" образован от арабского "джамаа" - общество, коллектив, община - и в традиционном исламе обозначает религиозное объединение мусульман. Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Руководит джамаатом имам (знаток обрядовой стороны ислама). Имам может иметь одного или нескольких помощников - в зависимости от количества верующих в общине. Ваххабитский же джамаат представляет собой группу вооруженных боевиков, занимающихся экстремистской-террористической деятельностью для достижения узких корыстных планов.
(12) Батуев В., В поисках дорогого Бена: http://www.mn.ru/issue.php?2002-10-17
(13) http://kavkaz.strana.ru/news/190304.html
(14) http://news.kommersant.ru/index-news.html?ext=news&id=23543&id_themes=11&page=1
(15) http://news.kommersant.ru/index-news.html?ext=news&id=51078&id_themes=11&page=1
(16) http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=379&did=503&do_action=viewdoc
(17) http://www.agentura.ru/dossier/russia/people/krutikov/tupik/
(18) http://46info.ru/media/ria/?id=16064
(19) www.vesti.ru/news.html?sid=8&id=30053
Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/827907.html